«Российское руководство подтвердило свою приверженность идее мультикультурализма»

На днях в Уфе состоялось очередное заседание Госсовета, в ходе которого российское руководство в очередной раз подтвердило свою приверженность идее мультикультурализма. Это прозвучало некоторым диссонансом на фоне последних заявлений европейских лидеров, которые теперь достаточно сдержанно оценивают эффективность принципов мультикультурализма. Хотя следует заметить, что в этом вопросе существует значительная терминологическая путаница.
Нельзя подменять индивидуальные права граждан коллективными правами этнических общин
Концепция формирования межнациональных отношений в нашей стране базируется на двух основных постулатах. Первый из них предполагает подмену индивидуальных прав граждан коллективными правами этнических сообществ. Второй принцип состоит в том, что можно осуществлять политическую интеграцию помимо культурной интеграции общества. Когда европейские лидеры говорят о крахе мультикультурализма, то речь идет о крахе именно этих двух принципов. Они сегодня говорят о том, что нельзя подменять индивидуальные права граждан коллективными правами этнических общин и что невозможно осуществлять политическую интеграцию общества, не осуществляя его культурную интеграцию.
Первая проблема, возникающая в этой связи, заключается в соотношении индивидуальных гражданских прав (в том числе права на этническую идентичность) с одной стороны и коллективных прав этнических общин. На заре политической современности после Великой французской революции обсуждался вопрос о предоставлении избирательных прав разным категориям населения. И в том числе иудейской общине, которая традиционно держалась весьма обособленно. Несмотря на представленность разных позиций, в итоге была выработана такая формула – во всем отказать им как сообществу и во всем удовлетворить их как граждан.
Эта модель по отношению к этническим сообществам стала базовой формулой республиканской гражданской политической культуры, на которой основывалась национальная политика и философия таких европейских государств, как Франция. Это жесткий принцип, но вполне логичный, и его резоны вполне понятны. Они связаны с тем, что коллективные права и индивидуальные права, в том числе в этнической сфере, могут вступать в противоречие друг с другом. Поэтому приоритет должен отдаваться индивидуальным правам. Противоречие состоит в том, что коллектив может претендовать на такой контроль над человеком, который не подразумевается республиканской политической культурой.
Вторая проблема заключается в политической интеграции разных культур
Кроме того, коллективные и индивидуальные права могут противоречить друг другу по содержанию. Например, многие этнические или религиозные сообщества могут исповедовать совершенно другие нормы семейной морали или права по сравнению со стандартными европейскими принципами. Гражданская нация потому и называется гражданской, что состоит из граждан, а не из этнических или иных общин. Поэтому логика гражданской нации заключается в обретении членства в политическом сообществе напрямую, а не через участие в сетевых сообществах, традиционных и родоплеменных структурах. Вот здесь уже противоречие между либерально-республиканской политической культурой с одной стороны и мультикультурализмом с другой совершенно очевидны. Когда тот же премьер Великобритании говорит о том, что нам нужен «либерализм с мускулами», он имеет в виду необходимость приоритета принципов традиционной европейской политической культуры перед мультикультурализмом.
Вторая проблема заключается в политической интеграции разных культур. Сторонники мультикультурализма приводят в качестве примера гармоничного сосуществования разных общин Османскую империю, где до поры до времени действительно удавалось поддерживать удивительное этническое и религиозное многообразие. Причем это происходило в рамках единого пространства эффективной имперской государственности. Это стало возможным благодаря тому, что в Османской империи не существовало публичных арен, на которых представители разных общин и культур обсуждали бы и принимали совместные решения. То есть они могли сосуществовать мирно и бесконфликтно только лишь в ситуации, когда эти общины по большому счету не имели друг к другу практически никакого отношения.
Комментарии читателей Оставить комментарий
17.02.2011 19:24
Реальность
дело в том что смешение рас ведет к ненависти в обществе...
и ето не расизм, как некоторые пытаются ето представить по глупости или личной выгодности... ето реализм жизни.
Берём США. Расизма, который давал о себе знать ещё в середине прошлого века, сейчас нет, хотя "смешение рас", являясь добровольным делом отдельных людей, продолжает жить своей жизнью, идёт своим чередом. И напротив, чем дальше мы будем заглядывать в историю страны, тем чаще будем встречаться с наиболее отвратительными эксцессами "расовой" нетерпимости, пока не подойдём к её истоку: делению американского общества на класс рабовладельцев и класс рабов, где абсолютная зависимость вторых от первых (начиная от покупки или перепродажи и заканчивая телесными наказаниями, вплоть до убийства) - нормальное явление. Раб - средство древнего (сельскохозяйственного) производства, отождествляется с отсталыми производительными силами и низведение его до уровня скотины считается нормой. Но поскольку он всё-таки имеет человеческий облик, постольку рабовладелец постоянно испытывает приступы двоякой ненависти к нему: и как к возможному претенденту на равенство и конкуренцию с ним, и как к вору, который может "украсть" (скажем, бегством) самого себя у рабовладельца, лишив его, таким образом, средств существования. И, несмотря на то, что промышленный Север в гражданской войне с сельскохозяйственным рабовладельческим Югом одержал трудную победу (победу новых производительных сил над старыми, победу, требующую новых производственных отношений), несмотря на последовавшую законодательную отмену рабства, ценою жизни величайшего в истории страны человека - А.Линкольна, несмотря на всё это, старая идеологическая надстройка расового презрения и превосходства продолжала жить ещё почти два столетия. ПОЧЕМУ? Да потому, что классовое противостояние рабов и рабовладельцев сменилось не отсутствием антагонистических классов и процессом стирания классовых различий в отношениях НЕ антагонистических, а сменилось новым антагонистическим противостоянием между классом пролетариев и классом капиталистов. Противостоянием или тем самым главным расколом единого общества, который не мог не откликаться эхом расколов по всем тем направлениям старого ещё не залеченного временем (или иными средствами) деления общества на непримиримо враждебные классы, которое давало "вторую жизнь" морально- нравственным эксцессам по национальному признаку.
А из этого следует очень простой вывод: национализм, со всеми его отвратительными признаками вражды в межчеловеческих отношениях - есть необходимое и неизбежное порождение непримиримого классового противостояния между угнетателями и угнетёнными, между богатым, но малочисленным, ворьём и массой всё более нищающих, хотя и гораздо более честных, бедняков.
Почему всё-таки расизм в США заглох? Да потому, что, начиная с конца 19-го века, английские, а затем и американские капиталисты, ради обеспечения гражданского (классового) мира в метрополиях, стали переносить центр эксплуатации (следовательно, и классового угнетения и, значит, и национальной вражды) на плечи слаборазвитых народов. А ещё больших успехов в наведении порядка внутри гражданского общества американские капиталисты достигли благодаря отмене золотого стандарта (по итогам 2-й Мировой войны), и благодаря навязыванию, ослабленному разрушительной войной миру американского доллара, а себя в качестве мирового эмиссионного центра. Потоки баснословного обогащения окончательно залили очаги воспламеняющегося то там, то здесь расизма.
Отменяет ли эта успешная "борьба с огнём" закономерного роста националистического варварства при капитализме? Да нисколько! Потому, что эта «борьба» - разновидность финансофых пирамид, с подлым обманом которых достаточно хорошо знакомо даже «отсталое» (то есть более целомудренное, по сравнению, например, с европейцами) сознание россиян, вдоволь насмотревшихся на циничное попрание новоявленными нуворишами (из бывших комсомольских активистов, детей партийных бонз и молодых КГБистов) моральных и нравственных норм социалистического образа жизни в бывшем СССР. (Само собой разумеется, также, что даже в США эта «борьба», вынуждена будет «сдуться» вместе с пузырями финансового кризиса, из-за 50-процентного падения уровня жизни средних слоёв населения американского общества, вновь воспламеняющего классовый антагонизм, который немедленно повлечёт за собой разрастание расистских и националистических эксцессов.) Но тем более, российское сознание обязано превзойти и превосходит сознание западноевропейцев или американцев, в плане понимания ЖЁСТКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ между происшедшей реставрацией капитализма в России (заявившей о себе всё большим пониманием людьми непримиримого противоречия между трудящимися бедняками и сверхбогатым ворьём) и немедленным взрывом, уснувших на семьдесят социалистических лет, межнациональных конфликтов.
Понятным, следовательно, стало и самопроизвольно вырастающее требование (или возникший естественным путём призыв, лозунг) уничтожить капитализм, во имя мира, национального согласия российских народов, во имя недопущения гибели в национальных конфликтах наших мальчиков и мужчин любой национальности, в любой точке огромной страны.
Разумеется, для этого должны понести суровое наказание не только необразованные сепаратисты вахабитского толка, «делающие деньги» на смертях простых людей, но и цербер российского капитализма (с феодальным душком) – российская натинародная олигархическая власть, стоящая на страже враждебного расслоения общества по классовому признаку. В первую очередь, должен понести возмездие «ЦЕРБЕР», а во вторую вахабизм, если только к этому времени он не умрёт своей смертью.
Возможно, свою долю получит, если не поумнеет, и «торговый люд», различные крохоборы из числа держателей платных туалетов и платных стоянок, вообще, все те копеечные «бизнесмены» с куриными мозгами, которые считают, что за кружкой пива и бутербродами «с икоркой» можно придумать «теорию», примиряющую непримиримое – социально-экономическое неравенство людей. Людей, вкусивших социализм и нацеленных вернуть гораздо более честный и равноправный образ жизни.
Немного перефразирую вашу мысль: мультикультуризм - это новое платье короля. Но всем же видно, что он - голый.
Рыба! Не дури! Не может быть народ затхлым, ибо это труженик и производитель всего, а кроме того - носитель культуры. А если поговорка не нравится, то пожалте вам басня Дениса Давыдова "Голова и ноги".
В а д и м
Доброй ночи дорогой!
На старом форуме тебе ответ послал
*
Спасибо дорогой, уже ответил в (13:50)
Я тут имел в виду относительно молодая религия, слово "новая" у меня употреблена неудачно.