«Российский кризис фактически еще и не начинался»

С моей точки зрения, мы должны четко фиксировать, что российский кризис, имея уникальную природу, фактически еще и не начинался. Т. е. мы пока лишь получили волну извне, связанную с т. н. глобальным экономическим кризисом, но в ситуации, когда практически сломана вся российская промышленность и качество и количество рабочих мест абсолютно неадекватно потребностям населения, нас впереди ожидает еще более жестокая волна кризиса, которую невозможно уже будет преодолеть только организационными мероприятиями. Очевидно, сегодня – как раз самое время (мы уже очень и очень опаздываем), когда необходимо создавать новую национальную промышленную систему.
Это – суть вопроса, поэтому все разговоры о том, что кризис заканчивается, или что мы достигли некоего нафантазированного «дна», или о том, что осталось еще чуть-чуть потерпеть, а потом будет какая-то стагнация, рецессия (не очень, может быть, приятная, но в целом все будет более-менее нормально), – это, как мне кажется, неадекватное восприятие ситуации.
Прежде всего нам необходимо четко разделить деньги, которые идут на перевооружение промышленности и развитие, и деньги, которые идут на потребление. Как это сделать? Это – вопрос технический, очень важный, требующий привлечения финансистов. То ли создавать двухсекторную и двухрублевую экономику, то ли в какой-то форме переходить к учетным единицам типа безналичных денег или чеков СЭВ (стран экономической взаимопомощи), но в любом случае надо начинать перевооружение и иметь специальные деньги для этого и под это.
Второй момент: мы должны, как государство, спроектировать сеть кластеров промышленного развития не менее чем в 15-20 разных точках страны, т. е. покрывающих всю территорию России. Третий момент: мы должны сделать акцент на Дальнем Востоке, вплоть до переноса туда столицы. И четвертый момент – это фактически выйти на совершенно другую идеологию. Президент ее огласил – это строительство мировой державы.
Самое главное в промышленности – не просто найти оставшиеся, скажем, островки благополучия (на них важно опираться, но фактически их у нас не осталось), а проектировать новую индустрию, и под это подвести нашу лучшую, наиболее талантливую инженерную молодежь. Надо четко понимать, что промышленное развитие и тем более прорывы делают инженеры. И поэтому нужно лучшую инженерную молодежь прикрепить к тем, к сожалению, малочисленным остаткам советского инженерного потенциала, который еще есть. Плюс, конечно, привлекать специалистов из-за рубежа, в т. ч. наших соотечественников.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Хочу просто поддержать Михаила, за последние 20 лет трудно сделать другие выводы.
Идея: пусть неэффекивные разорятся и уйдут с рынка - идеологическая диверсия.
Кудриным хорошо известно, как создаются искусственно условия временной нерентабельности, а потом вырезаются цеха и целые заводы, чье оборудование и технологии еще конкурентны и опасны конкурентам.
С рынка уходят не юридические лица, а производственный потенциал и остатки поколения, которое еще умеет производить не только "услуги".
Технологии удержания инвестиций в сфере производства и невыплескивания немедленно на потребительский рынок - вопрос профессионализма финасистов.
Наши финансисты либо совсем бездари, либо сознательные вредители.
Когда профессор на лекции пытается убедить, что 2х2=5 говорит о том, что он не от дурости, а специально, с определенной целью.
Диагнозы Хазина очень точны. Это тоталитарная секта экономистов. А за сектантами всегда стоят кукловоды.