Россия до сих пор отстает от РСФСР 1991 года

Президент России Дмитрий Медведев своим указом утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Этот документ охватывает очень широкий круг сфер, что, впрочем, и неудивительно: ведь обеспечение безопасности страны – это масштабная и многофакторная задача. Стратегия определяет систему главных приоритетов в области внешней и внутренней политики России, включая обеспечение обороноспособности нашей страны, повышение качества жизни российских граждан, вопросы развития экономики, науки, образования и т. д.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что одним из ключевых моментов в Стратегии является обозначение позиции Москвы по отношению к НАТО и ее лидеру США. Прямо заявлено о том, что для нас неприемлемо продвижение военной инфраструктуры Альянса к российским границам. Кроме того, указано и то, что Россия не согласна с попытками придать этому блоку глобальные функции, которые бы шли вразрез с нормами международного права. По сути, за этими сухими и дипломатичными формулировками скрывается один из главных принципов политики России – приверженность к многополярному миру. Ведь не секрет, что НАТО фактически стало инструментом, с помощью которого Вашингтон навязывает (или пытается навязать) всему миру свои правила игры. А что это реально означает, в наше время на своем личном опыте убедились жители Сербии, Ирака и Афганистана.
Не забыты в документе и экономические вопросы. Здесь одной из главных целей объявлено вхождение России в пятерку лидеров по объему ВВП. Причем экономическое развитие страны предполагается осуществлять путем внедрения инноваций. Отметим, что о модернизации нашей промышленности эксперты говорят уже давно. А «сырьевой» крен в структуре российской экономики очевиден даже для неспециалистов. Сейчас, в условиях глобального финансового кризиса, все окончательно убедились, что «сырьевая» модель развития делает нашу страну слишком зависимой от внешней конъюнктуры – цен, прежде всего, на нефть и газ. И, по сути, именно этот момент расценивается в Стратегии как угроза национальной безопасности в экономической сфере.
Понятно, что в статье невозможно отразить все аспекты Стратегии, и мы остановились лишь на нескольких вопросах. А в целом свою оценку Стратегии журналисту KM.RU изложил профессор кафедры национальной безопасности Российской академии госслужбы при президенте РФ Сергей Киселев:
– Новая Стратегия носит декларативный характер, и, в отличие от Стратегии национальной безопасности США, она не несет конкретных мер по укреплению геополитического статуса нашей страны. В Стратегии США указаны конкретные угрозы и конкретные геополитические соперники. Россия, кстати, там указана в качестве геополитического соперника. Нам необходимо было конкретизировать вызовы и угрозы, в т. ч. со стороны НАТО. В нашей Стратегии прописано, что сотрудничество с НАТО будет на равноправной основе, но не конкретизировано, в каких действиях это будет выражаться.
Геополитический статус страны состоит из нескольких компонентов (статусов) – геостратегического, экономико-технологического, информационного, демографического, статуса культурного влияния на другие страны и ряда других. Вот через эти составляющие и надо отстаивать свой геополитический статус в отношениях с теми же США и НАТО.
Но хотелось бы отметить, что сама постановка о необходимости принятия Стратегии национальной безопасности – это шаг вперед. Такого документа не было при Борисе Ельцине. Кстати, формально не было такого документа и в советские времена. На деле такая Стратегия была, а юридически принятого документа не было.
Переходя к «экономическому» разделу стратегии, отмечу, что лет через 20 для России реально войти в пятерку стран – лидеров по ВВП, а в ближайшее время этого достигнуть вряд ли удастся. Помните лозунг об удвоении ВВП? Так вот, удвоение ВВП – это восстановление ВВП к уровню РСФСР 1991 года. Тогда он был примерно $1,7-1,8 трлн, а мы сейчас не поднялись выше $1,5 трлн, причем по самым оптимистичным оценкам. А вот США с 1991 года увеличили свой ВВП более чем в 3 раза и превысили $15 трлн.
Комментарии читателей Оставить комментарий
14.05.2009 12:01
Фома Неверущий
А теперь по существу: Россия образца 91-го — это НИЩЕНСКИЕ зарплаты и производство БЕСПОЛЕЗНЫХ не востребованных рынком вещей. ВВП 91-го — это ВВП товаров и услуг, которые сегодня, за редким исключением, никто не купит. Поэтому ВВП 91 — абстрактное и некорректное число.///////////////////
Полностью согласен. Товары в большинстве своем отличались по потребительским свойствам от зарубежных аналогов, по сути, паритета не было, потому и тогдашний валютный курс и ВВП в долларовом выражении - фикция.
И рынок это доказал. Иначе не было бы сейчас столько импорта.
14.05.2009 13:11МихалычValeri, Россия, без Вас (Вы живете в Германии) просто держава, которая смогла защитить от полного истребления народ Ю.Осетии 08.08.08. После чего признала независимость Ю.Осетии и Абхазии. Никто не посмел применить против России какие либо санкции, был только визг и просьбы отменить своё решение. Лукашенко видно наложил в штаны со страху и не признал независимость Ю.Осетии и Абхазии.// Видатьу Михалыча мозга, за извилину заехала, представляя тут Лукашенко испуганным. Постучи по своей голове; кого и чегшо Лукашенко пужаться?
14.05.2009 16:00Азард- р.а.б.(14.43)// Вы плохо знаете экономику СССР, Глупости написали.
Вы подменяете понятия.Речь идет не о том кому принадлежит ВВП а о его величине в 2009 ом году по сравнению с 1991-ым годом.А Вы всё валите в одну кучу.Кстати в СССР весь ВВП тоже государству не принадлежал.Государство как и сейчас жило на налоги,валютную выручку,таможенные сборы.Другое дело что прибыль выгребалась почти полностью а потом перераспределялась.Но к ВВП это не относится.ВВП это "валовка".То есть выпущенный ВАЗом жигуль входил в отчет по выпуску валовой продукции но принадлежал он не государству а купившему его грузину торговцу овощами.Это я к примеру.
Фома ,извените ,но уважение к родному языку я не потерял,а что касается ошибок,то они у вас тоже имеются.не пытайтесь найти соломину в чужем глазу....