Россия должна излечиться от потребительской чумы

Помимо очевидных издержек, связанных с неизбежным падением уровня жизни, влияние нынешней глобальной рецессии на общественное сознание в России может оказаться исключительно благотворным, если не сказать больше - отрезвляющим. По мнению многих экспертов, одним из ее главных следствий станет преодоление той порочной экономической модели общества потребления (а точнее говоря, даже сверхпотребления), которая исторически возникла и реализовалась в странах «золотого миллиарда», а впоследствии была искусственно «пересажена» на российскую почву. Не секрет, что последнему фатальному вздутию «финансовых пузырей» на мировых сырьевых и валютных рынках (которые начали лопаться осенью прошлого года, послужив сигналом наступления первой глобальной экономической депрессии) предшествовали десятилетия кропотливой работы транснациональных корпораций по захвату новых рынков сбыта, в ходе которой «дельцам мирового масштаба» удалось произвести уникальную операцию по формированию потребительского пузыря планетарного масштаба. И в самом деле, парадокс ситуации заключается в том, что докризисный человек (и наши сограждане после либеральных реформ начала 1990-х годов, к сожалению, не являются в этом смысле исключением), сознание которого ежедневно и с помощью самых изощренных технологий подвергается «массированной рекламной бомбардировке», уже не способен осознать, что, скажем, его потребность в коммуникации с использованием средств мобильной связи вполне удовлетворяется приобретением одного сотового телефона, а не трех или четырех, как это теперь часто бывает. Захваченные массовым потребительским психозом в эпоху, когда над Россией круглосуточно лился нефтедолларовый дождь, люди перестали отдавать себе отчет в том, беспрерывный «апгрейд» персонального компьютера на самом деле не является насущной жизненной необходимостью. А какая-нибудь сомнительная по своим качествам продуктовая дрянь рекламируется по ТВ только для того, чтобы вскоре после этого у человека возникла потребность побежать в аптеку за «эффективным средством от желудочно-кишечных расстройств». Не секрет, что маркетинговые стратегии крупных компаний, занимающихся производством товаров и услуг широкого повседневного спроса, уже давно не плетутся в хвосте у потребительских предпочтений населения, а, напротив, активно их формируют. С одной только целью - заставить людей (которых некоторые профессиональные маркетологи «за глаза» пренебрежительно называют «потребленцами») забыть о своих реальных желаниях, о времени, потраченном на заработок денег, о собственной выгоде и будущем. В результате чего общество постепенно превращается в машину по потреблению товаров и услуг. А рядовые «винтики» этой системы с раннего утра субботы до позднего вечера воскресенья забивают свои дома грудами бесполезных товаров (в основном иностранных), участвуя в бесконечном забеге под названием «апгрейд» (по крайней мере так было до недавнего времени в период бума потребительского кредитования). Не случайно одной из примет недавно завершившегося времени стал неформальный лозунг «Пипл хавает». И граждане России, зомбированные идеологией консюмеризма, воплощали этот тезис в жизнь. Причем с неподдельным энтузиазмом, позабыв о традиционных ценностях и о том, что неотъемлемой чертой национального характера русских всегда являлось убеждение в необходимости обретения духовного смысла жизни.
Ответить на вопрос, кому это было выгодно, сейчас уже не составляет особого труда. Конечно, массовое потребление - явление далеко не новое и, как мы уже отмечали, импортированное в Россию извне. Социокультурный феномен «потребительского свинства», как и биологический вирус «свиного гриппа», изначально возник в Новом Свете, а потом распространился по всему миру, включая постсоветскую Россию. Он был генерирован в «лабораториях» американских транснациональных корпораций, которые самым непосредственным образом были заинтересованы в превращении России в пылесос, поглощающий избыточный западный ширпотреб в обмен на нефтедоллары, заработанные гражданами РФ за счет продажи (Западу же) своих невосполнимых природных ресурсов. Для заокеанских стратегов было жизненно необходимо изобрести способ, как «выманить», а скорее, даже фактически украсть триллионы российских рублей, накапливавшихся в Стабилизационном фонде и других государственных «копилках», которые составляли основу экономической мощи нашей страны - чтобы они не пошли на укрепление оборонной мощи, развитие армии и новых технологий, дальнейший экономический рост России. И способ был вскоре изобретен. Им стало навязывание российскому населению идеологии потребления. Очевидно, что после падения мировых цен на энергоносители «потребительская игла», на которую было подсажено российское общество, «засорилась» и новые дозы нефтедолларового наркоза уже больше не подпитывают ощущение эйфории среди адептов сложившегося в России культа потребления. А значит, нация получает шанс на духовное выздоровление. Будем надеяться, что нам удастся им воспользоваться.
Комментарии читателей Оставить комментарий
19.06.2009 12:22Артрит
Ник смени, на Склероз. Я не моложе и прекрасно помню, что в те времена, в Москве никакого голода не было. Да и вообще в СССР голода после войны ни разу не было.А Москву всегда прекрасно снабжали, полроссии там отоваривалось. При Хрущеве было несколько месяцев, когда пшеничный хлеб был по норме, но зато у нас ржаной был в изобилии, на мой вкус гораздо лучше. А охотников за дерьмовым синтетическим импортом было не очень много, нафига синтетика когда было изобилие одежды из натуральных тканей. Кто сейчас добровольно носит нейлон, капрон и полиэтилен модные в 60-е. А талоны распродаж и очереди за макаронами это 90-е годы, а не 60-е.
Пусть избавляется от " потребительской чумы" тот, кто этой чумой болеет....
Известная народная актриса(могу назвать фам. если надо) на всю страну рассказывала по телев. как она выезжая с труппой Большого театра за рубеж на гастроли "готовила еду на утюге", чтобы привезти на родину хоть какое-то барахло...Это при том, что ее возможности были конечно не чета нашим.
Том, мне 57 лет,немногим больше, чем вам.И живу я всю жизнь в Москве.Процентов на 80-90 наименований и видов продуктов,существующих сейчас на полках магазинов я либо узнал после "перестройки", либо увидел в Германии во время службы в армии(поскольку выезды за границу были крайне ограничены, редкие "счастливцы" получали на руки копейки и умудрялись не есть ,не пить-всю валюту истратить на колготки и разное дешевое барахло, часто-чтобы продать на родине втридорога).
Вы что, не были участником распродаж на предприятиях по талонам при советской власти? Талончик нельзя было передовать женам, поэтому я самолично, сгорая от стыда, покупал жене бюстгалтер на распродаже.
Или вам напомнить, сколько видов колбасы было в продаже?Четыре.Это не в период откровенного голода, как в 1963 году, когда мы с отцом в мороз (в МОскве!) полтора часа стояли за серыми макаронами; выдавались по квартир.книжке с талонами оплаты по 1 кг. на лицо.А 10 пуст.бутылок на 1 б водки на 1 лицо в мес. в 90-е годы
Тому
Вы полагаете, что Горбачев Перестройку от скуки затеял? Он - крайний. "Все было украдено до нас!" (r) :)))