Россия и США: схватка за базу ВВС в Таджикистане

После четырехсторонней встречи в Сочи президентов России, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, состоявшейся 18 августа, на этом же направлении оживили свою работу и североатлантические структуры. В первую очередь – Государственный департамент США.
Как известно, в Сочи президенты четырех стран обсуждали вопросы сотрудничества в сфере энергетики и поставок энергоносителей, в гуманитарной сфере, в борьбе с наркотрафиком и религиозным экстремизмом. Однако сам формат этой встречи вызвал бурную реакцию англосаксонских СМИ и некоторое нервное напряжение тамошних госучреждений. Еще бы – традиционно проамериканский Пакистан плюс поставленный американцами Карзай без участия своих покровителей ведут переговоры с российским президентом и таджикским лидером Рахмоном (в данном случае воспринимаемом на Западе как ставленником Москвы)! Что и США, и НАТО было, мягко говоря, не очень приятно.
К тому же с Эмомали Рахмоном президент России Дмитрий Медведев еще и обсуждал возможность использования таджикского аэропорта Айни (в 15 км от столицы республики Душанбе) для российской военно-авиационной базы. А на этот аэропорт американцы имеют свои виды, и еще как минимум с февраля 2009 года ведут переговоры с таджикскими властями о предоставлении именно им этого аэропорта – чтобы создать там центр авиационного снабжения своей группировки в Афганистане, аналогичный действующему центру в аэропорту Манас (Киргизия).
Россия, конечно, застолбила Айни гораздо раньше американцев. Еще в 2004 году сам Рахмон (тогда еще Рахмонов) предложил России аэропорт Айни в аренду. Переговоры по этому вопросу потом пошли ни шатко ни валко, т. к. таджикская сторона хотела денег за аренду, а российская намеревалась расположиться в Айни бесплатно, как в киргизском Канте. Так продолжалось до начала 2009 года, когда отношения Москвы и Душанбе изрядно охладились, и Эмомали, ставший к тому времени Рахмоном, стал демонстративно игнорировать саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС.
В феврале 2009 года в СМИ впервые появилась информация, что Таджикистан намерен передать Айни в аренду американцам. Эта информация звучала тем более правдоподобно, что в это же время тогдашний президент Киргизии Курманбек Бакиев, получив большой кредит из Москвы, стал демонстрировать намерения выставить американцев из Манаса. И помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, действительно, зондировал позицию таджикского президента насчет возможной передислокации базы из Манаса в Айни.
Однако, как это часто бывает со среднеазиатскими лидерами, все потом очень быстро поменялось. Бакиев не стал выставлять американцев из Манаса, а Рахмон в августе-октябре 2009 года снова помирился с Москвой. Вопрос об аренде Россией Айни, правда, так и остался подвешенным. А потом грянула новая киргизская революция, со всеми последующими бунтами и межнациональными конфликтами, после чего и в Вашингтоне, и в Москве начали всерьез задумываться, насколько им вообще нужны базы в этом регионе. Во всяком случае, вопрос о новой базе в Киргизии, несмотря на достаточно регулярные призывы принимающей стороны, в Москве явно затягивали, о чем уже [http://news.km.ru/kirgiziya_uporno_xochet_rossijsk сообщал] КМ.RU. И вот в августе президент России вновь поднял вопрос о таджикском аэропорте Айни.
Но стоило только Москве активизироваться на душанбинском направлении, как встрепенулись и в Вашингтоне. И вот во вторник, 31 августа, в Таджикистан прибыл все тот же Роберт Блейк, чтобы провести переговоры с властями республики, в т. ч. и по аэродрому Айни, который американцы предлагают использовать для обеспечения своих войск в Афганистане. Помимо этого, американцы обсуждают с Душанбе планы создания пунктов временного базирования и учебных центров. Согласно официальной информации, центры будут предназначены для подготовки кадров для ВС Таджикистана. Первый такой центр, который, вероятно, будет иметь статус базы, американцы намерены создать около города Турсундзаде в 45 км от Душанбе.
Параллельно с Блейком в Душанбе прибыл и спецпредставитель Генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс. Он встретился с министрами иностранных дел и обороны, начальником таджикского Генштаба; намечена встреча и с самим Рахмоном.
Официальная повестка дня встречи – «вопросы, связанные с перспективами двусторонних отношений Таджикистана с НАТО, включая сотрудничество между Таджикистаном и Альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира». Но с учетом того, что в Афганистане, помимо чисто американского «ограниченного контингента», находятся еще и войска стран НАТО, которые тоже нуждаются в снабжении, не исключено, что и Симмонс поставит вопрос об аренде аэропорта Айни.
'''Ситуацию комментирует заведующий Отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:'''
– Действительно, арендовать Айни России предложил сам Эмомали Рахмонов в 2004 году. Но наша сторона и впрямь не спешила, зато активность в этом направлении проявили даже не американцы, а индийцы, которые очень серьезно инвестировались в реконструкцию этого аэропорта, причем преследуя долгосрочные цели: фактически речь шла о создании первой индийской базы ВВС вне национальной территории. Хотя, разумеется, в Дели такие планы официально отрицали. Но на рубеже 2008-2009 гг., в основном из-за экономических проблем, связанных с мировым кризисом, индийцы свою деятельность заморозили.
Зато на этом направлении оживились американцы, решившие воспользоваться тогдашним охлаждением отношений Москвы и Душанбе. Впрочем, свой кошелек они тоже распахивать настежь не спешили, все больше давили на солидарность в борьбе с терроризмом и наркоторговлей – а Рахмону деньги были нужны, очень сильно нужны. Потом Рахмону дали понять, что столько, как Россия, инвестировать в республику ни США, ни даже Китай (хотя он очень экономически активен в этой стране) не будут – как, к примеру, на строительство Сангтудинской ГЭС. А у Рахмона еще и большие планы на достройку Рогунской ГЭС. Но $2,5-3 млрд, необходимых Таджикистану для этого, ему никто не даст.
Опять же, кроме России. Но последняя прозрачно намекает, что есть еще и строительство Камбаратинской ГЭС в Киргизии – и средства могут быть направлены именно туда. И было достаточно громко заявлено, что для России одна крупная ГЭС в данном регионе предпочтительней, чем две. Поэтому Рахмон должен свои любые действия, в т. ч. и по аренде Айни, соизмерять с намерениями России. В противном случае Рогунскую ГЭС ему никогда не построить, а он уже планирует продавать ее электроэнергию по всей Южной Азии.
Другое дело, что сейчас, в т. ч. и в связи с российско-американской перезагрузкой, никто в Москве не ставит задачи выставить американцев из Средней Азии пинком. А те, что бы ни писали «независимые» СМИ, по крайней мере, на данном этапе не могут претендовать на установлении своей гегемонии в Среднеазиатском регионе. Попытки закрепиться в Манасе, узбекском Навои или таджикском Айни – это, конечно, с точки зрения сегодняшнего дня, попытки создать базы снабжения для своих войск в Афганистане. Но, с учетом неизбежного ухода из Афганистана (а что он неминуем, понимают все здравомыслящие политики в США), чтобы это не выглядело катастрофой, американцам нужны некие «реперные точки» в регионе. За которые они могли бы зацепиться, чтобы демонстрировать: нет, мы не проиграли, мы остаемся в этом регионе, и даже расширили зону интересов. У нынешней администрации Белого дома не так много достижений, и по мере приближения новых выборов ей нужно будет продемонстрировать избирателю уж если и не победу, то хоть какой-то пиар, убедительно прикрывающий поражение.
А таджикский президент, похоже, решил воспользоваться американскими затруднениями и вытрясти из них хоть какие-то деньги. Вот он и ведет переговоры о возможности различных баз – но серьезно рисковать ссорой с Москвой из-за американцев или даже всего НАТО Эмомали Рахмон не будет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Продолжение ме6ссаги моей от 12:55
-------
Разместив на своей территории активно развивающийся сегмент реальной экономики - производство товаров массового спроса - Китай сегодня впереди планеты всей!Экономика - это хозяйственная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,а не виртуальные игрушки по перемещению виртуальных капиталов с одного конца планеты на другой!Сегодня новые китайцы скупают активно оставшиеся ещё в Европе предприятия,недвижимость в Лондоне и прочая прочая прочая! Вот так! А сколько их корили и за нарушение прав человека и за Тибет и за Далайламу! Но - терпение и труд всё перетрут! - русская поговорка!
Столько желающих базироваться на одном аэродроме. Это, конечно, фантастика, но, может быть, проще создавать самолёты с вертикальным взлётом? И аэродромов никаких не нужно будет. В любой точке приземлиться, в любой точке поднимется.
В США любят Президентов,которые приходят к Власти не из старинных англосаксонских и прочих кланов,как их в США называют - "представителей старых денег"! Это всё-таки символизирует главный лозунг отцов основателей Государства,замыслявших проект под названием "США",как - "ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ!" Всё-таки современному человеку неуютно жить сознавая,что небольшое количество "наследных кланов" ведёт человечество в прямопротивоположном направлении от устремлений большинства:) Прекрасно,что Барак Обама продолжает начатое при Джордже Буше наступление на Уолл-Стрит.Буш в конце своего президентского срока проклинал "спекулянтов с Уолл-стрита"! Понятно - ни одна экономика не может существовать в пространстве единственно биржевом торгующем сомнительной ценности бумажками. Это не более чем игра в "подкидного дурака",в которой в "дураках" оказались целые Государства континенты и даже отдельные индивиды! Разместив на своей территории активно развивающийся сегмент реальной экономики - производс
Республики бывшего СССР не могут быть вместе, т.к. Россия в последнее время периодически демонстрирует свое "величие" и значимость. Отсюда следует, что победить в этой схватке Россия не может, ее задача, как минимум, не проиграть.
США весь мир опутали паучьей сетью военных баз и всё им мало, всё боятся кого то, видимо их сильно напугали в своё время. США уже давно превратились в мирового жандарма. Кого то это устраивает, кого то нет. А вообще мир должен быть свободным и никто не должен никого боятся.