Россия вспоминает подлодку «Комсомолец»

20 лет назад, 7 апреля 1989 года, погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Дата гибели АПЛ «Комсомолец» является в нашей стране Днем памяти всех погибших подводников.
«Комсомолец» служил базой для экспериментов в области глубоких погружений. 4 августа 1984 года субмарина, которой тогда командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1020 м. К тому же были успешно произведены торпедные стрельбы. Уникальность этого события в том, что на такой глубине «Комсомолец» был недостижим для других лодок и различных противолодочных средств. Причем его было очень трудно зафиксировать гидроакустическими средствами обнаружения.
Однако «Комсомолец» был задействован не только в экспериментах, но и в учениях, и нес боевую службу. Например, он участвовал в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения от подводных лодок вероятного противника.
В апреле 1989 года субмарина находилась в Норвежском море, возвращаясь с очередной боевой службы. Она шла на глубине 380 м на скорости 8 узлов. На «Комсомольце» возник пожар, и в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Из 69 человек, находившихся на борту, погибло 42.
Причины аварии до сих пор вызывают споры. Высказывалась версия, что к трагедии привели ошибки в действиях экипажа. Однако говорилось и о несовершенстве конструкции «Комсомольца». До сих пор не установлена причина пожара в 7-м отсеке, также отметим, что ликвидировать возгорание при помощи системы пожаротушения не удалось. После того, как начался пожар, были повреждены электрические системы, и на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, в результате чего подводная лодка потеряла ход. Тем не менее, «Комсомольцу» удалось всплыть, однако к тому времени горели уж два отсека – 6-й и 7-й. Задымление же распространилось на 2-й, 3-й и 5-й отсеки. В надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание осуществлялось при помощи аккумуляторной батареи.
Команда стала подавать сигнал об аварии, но его передача прошла ненадежно, и сигнал не сразу смогли расшифровать на берегу. Тем не менее, тут же началась спасательная операция, но она осложнялась тем, что катастрофа произошла почти за 1000 км от советской границы. В распоряжении спасателей были вертолеты, которые могли садиться на воду, но запаса хода этих машин не хватало для того, чтобы достичь лодки. Поэтому на помощь «Комсомольцу» направили самолет Ил-38, который должен был сбросить аварийно-спасательные контейнеры; позже на место прибыли еще два самолета, туда направилась и плавбаза «Алексей Хлобыстов».
На лодке тем временем команда пыталась устранить крен. Однако ситуация продолжала ухудшаться, и подводная лодка начала тонуть. Командир принял решение эвакуировать экипаж, а Ил-38 сбросил авиационный спасательный контейнер. «Алексей Хлобыстов» подошел к месту трагедии, и на его борт поднялись моряки. К тому времени многие уже погибли от разных причин, в т. ч. от переохлаждения.
Впоследствии Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» Орденом Красного Знамени.
В месте гибели «Комсомольца» глубоководными аппаратами «Мир» в 1989-1998 гг. было проведено несколько экспедиций для того, чтобы провести установку измерительной и записывающей аппаратуры, а также герметизацию торпедных аппаратов. Отметим, что реактор на лодке надежно заглушен.
К сожалению, трагедия «Комсомольца» была не первой катастрофой отечественных субмарин. Чрезвычайные ситуации, впрочем, случались не только с подводными лодками нашей страны. Первой затонувшей атомной подводной лодкой стала американская «Трешер», погибшая в Атлантике в 1963 году. Спустя 5 лет другая лодка США – «Скорпион» также затонула в Атлантическом океане, в результате чего погибли все члены экипажа. Нештатная ситуация, повлекшая гибель людей, случилась в Средиземном море в 1994 году на французской лодке.
Перечень подводных аварий можно без труда продолжить. И вряд ли кто-то может гарантировать, что подобные трагедии не случатся и впредь. Поэтому нужно подумать о создании высокоэффективных спасательных средств. Одним из главных уроков гибели «Комсомольца» является необходимость развития такого средства спасения, как экранопланы. «Если бы на тот момент мы располагали такими быстроходными средствами спасения, как экранопланы, то жертв трагедии было бы намного меньше», – передает [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»] слова высокопоставленного представителя главного штаба Военно-морского флота.
В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ есть всего лишь один экраноплан.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да,на такой глубине она уже как камбала.
Вы крутые ребята,у вас на сайте даже есть чертеж где у вас машинное отделение.
Да на такой глубине не загарпунишь Комсомолец.
Может стыковочный аппарат и на буксир.
батискафы бы в обшивке сделали петли и на якоря.
прикольщик ты,Виталий,тебя бы так
приколоть.
Почитаешь некоторые комментарии-ужаснуться можно:им прикольно!?
Экипаж геройский, впрочем раньше было другое воспитание и совсем другое чувство патриотизма и готовность к самопожертвованию ради Родины.И конечно же плохо, что как раньше,так и теперь недостаточно ценится человеческая жизнь в нашей стране.А ведь каждай такой парень как гражданин и специалист-на вес золота должен быть!
Вопрос 1. За каким чёртом понадобилось стрелять торпедами на глубине 1 км? В кого? В целикантов? Нафик нужны такие "эксперименты"? Зачем вообще торпедной лодке на 1000 метров погружаться?...
Вопрос 2. Какого чёрта не приняли помощь норвежцев и погубили людей? Какие выводы сделали?....
Это не история прикольная а ужасная быль.И не просто реальная трагедия,а очень сокрушительная.Ведь погибли молодые моряки северного флота,а у них были матери отцы и жёны.Я разговаривал с несколькими участниками похода возложения венков к месту гибели комсомольца на плавбазе"Колышкин",поход был организован в годовщину гибели лодки с родственниками на борту ,не хотел бы я участвовать в походе таком. Морально было не выносимо смотреть на эти страдания родственников и жён с детьми.А мужеству этих парней в тельниках памятник поставить необходимо.