Россия захотела вернуться в Камрань

Главкомат Военно-морского флота России предлагает возобновить работу пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) в порту Камрань (Вьетнам), сообщил [http://www.interfax.ru/ Интерфакс] со ссылкой на свой источник в Главном штабе ВМФ.
«Главкомат завершил работу над документами, в которых обоснована и просчитана необходимость восстановления пункта базирования для обеспечения российских кораблей в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - сказал собеседник агентства. По его словам, «если будет принято политическое решение, то ВМФ готов восстановить работу базы в течение трех лет».
Эту базу как «ненужную» и «дорогостоящую» Россия покинула в 2002 году, даже не дождавшись истечения срока ее аренды (он истекал в 2004 году). Теперь же, как выясняется, «пункт в Камрани нужен для поддержки российских боевых кораблей, которые регулярно борются с морским пиратством в Тихом и Индийском океанах». Так теперь считают в Главном штабе ВМФ. Впрочем, там уже объявляли о планах модернизировать базу в сирийском Тартусе, возродить бывшую базу ВМФ СССР в Йемене и арендовать новую базу в Ливии. Пока ничего из заявленного реализовано так и не было. Возможно, что и разговор о возрождении базы в Камрани так и останется разговором.
Хотя действительно, в советские времена это была крупнейшая зарубежная база нашего флота. Глубоководный рейд порта Камрань, удобный как для надводных, так и подводных кораблей, первыми облюбовали еще американцы во время их вьетнамской войны. Побывавший в 60-е годы в Камрани президент США Линдон Джонсон даже заявил, что звездно-полосатый флаг будет развеваться над этим портом вечно. Кстати, именно в Камрани американцы начали проводить первые опыты по дрессировке боевых дельфинов и котиков. Но продолжались они недолго – в 1973 году американские войска покинули Вьетнам, а база была передана южновьетнамским союзникам Вашингтона. Весной 1975 года, во время операции «Хо Ши Мин», завершившейся разгромом проамериканского сайгонского режима, база была захвачена народно-революционными войсками.
Вьетнамцы, однако, поначалу совсем не спешили предавать эту базу своим советским союзникам. Только после февральско-мартовского вторжения 1979 года китайских войск на территорию Вьетнама руководство последнего согласилось передать Камрань в бесплатную аренду советскому военно-морскому флоту. В первую очередь, в качестве гарантии от нового китайского вторжения.
2 мая 1979 года правительства СССР и Вьетнама подписали Соглашение об использовании Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) 15-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота, фактически заключив договор о бесплатной аренде на 25 лет. В зону ответственности эскадры входили южная часть Тихого океана и весь Индийский океан. Аэродром в Камрани активно использовали советская противолодочная авиация и самолеты-разведчики, здесь имелись станции электронного слежения, мощный ретранслятор, хорошая ремонтная база.
После модернизации инфраструктуры, произведенной в 80-х годах, Камрань стала крупнейшей зарубежной военной базой СССР. Советские военные корабли, совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и зону Персидского залива), заправлялись здесь топливом, пополняли запасы продовольствия и воды, проходили ремонт. В Камрани размещался отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили 4 самолета Ту-95, 4 - Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8.
Одного обслуживающего персонала на базе насчитывалось более трех тысяч человек. В конце 80-х началось сокращение нашего присутствия на базе. Как писала газета «Правда» 19.01.90: «В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в Азиатско-Тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камрань. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МиГ-23 и Ту-16. К началу 1990 года на аэродроме Камрань остается авиаотряд переменного состава (шесть-десять самолетов)».
В начале 90-х большая часть причального флота и портовых сооружений перешла в постоянное пользование вьетнамской стороны. Из-за отсутствия финансирования база постепенно приходит в упадок. В 1995 году здесь произошла катастрофа: 12 декабря при заходе на посадку погибли три истребителя Су-27 из эскадрильи «Русские витязи», возвращавшиеся в Россию с авиасалона в Малайзии. Причину трагедии выяснили быстро - на базе не работало радиолокационное оборудование, которое должно было вести истребители на посадку. В 1998 году Ханой напомнил Москве о том, что срок аренды базы истекает в 2004 году, и предложил продлить ее с ежегодной арендной платой в 300 млн долларов.
В 2000 году командование ВМФ России официально заявило, что отныне будет более активно использовать пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В Главном штабе ВМФ заявили, что «это связано с возобновлением активных действий кораблей в Тихом и Индийском океанах», и пообещали, что «в ближайшее время на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тысяч рублей». Впрочем, понятно, что за такие деньги никакого обустройства базы площадью порядка 100 кв. км провести было невозможно.
Предположительно, эти средства должны были пойти на «наведение марафета» перед визитом тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина, который должен был состояться весной 2000 года. Однако в связи с досрочной отставкой Ельцина и избранием Владимира Путина визит президента РФ во Вьетнам состоялся в 2001 году.
«В то время главной внешнеполитической проблемой, которая стояла перед Россией, была проблема внешнего долга. Пережив дефолт, Москва находилась в критическом положении, а потому первые свои визиты Владимир Путин совершал в те страны, которые были должны нам, пытаясь договориться хотя бы о частичном погашении задолженностей перед Россией, с тем чтобы облегчить наше долговое бремя», - писал публицист Павел Данилин. Он также напомнил, что в ходе того визита «президенту России удалось договориться о реструктуризации вьетнамского долга. Ханой признал $1,5 млрд и обещал выплачивать ежегодно по 100 млн. Это не самые худшие условия реструктуризации, хотя напомним, что всего задолженность Вьетнама составляла порядка 11 млрд переводных рублей (10 млрд долларов США)».
Вопрос о Камрани официально не поднимался на переговорах 1–2 марта, но, по данным источников, Владимиру Путину напомнили о том, что ждут от России ежегодных платежей за базу в размере 300 млн долларов в год. Выплачивать за практически не используемую базу по $300 млн ежегодно, получая в счет погашения долга только по $100 миллионов, Путину показалось нелогичным. В результате на переговорах Владимир Путин ни разу не упомянул слово «Камрань». Более того, в ходе визита Камрань не удостоилась посещения российского президента. На пресс-конференции после подписания пакета российско-вьетнамских документов Владимир Путин очень аккуратно намекнул на то, что Камрань для России – вопрос далеко не первостепенной важности, сказав о сотрудничестве Москвы и Ханоя в военной сфере следующее: «Его мы будем развивать настолько, насколько это нужно». Так судьба базы в Камрани была решена.
24 июля 2001 года министр обороны России Сергей Иванов заявил, что России «надо уходить из Камрани». Окончательное решение было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова о нецелесообразности дальнейшего содержания базы. По словам тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина, расходы на базу были сопоставимы с содержанием атомной подводной лодки с современным оборудованием.
Действительно, российское руководство пришло к выводу о нецелесообразности дальнейшей аренды базы как по экономической, так и по стратегической причинам. Состояние российского флота к началу 2000-х было таково, что Москве просто нечем было заполнить базу. Не было ни кораблей, ни самолетов. Да и сейчас, впрочем, их недостаточно в той мере, которая была бы необходима. Выбор в 2001 году был простой – либо платить за аренду с 2004 года по 300 млн долларов (при этом срок аренды составлял бы, скорее всего, не 25 лет, а меньше), вкладывать громадные суммы в модернизацию и реконструкцию базы (напомним, что она к концу 1990-х годов находилась в ужасном состоянии) и при этом ничего на ней не размещать в ожидании «лучших дней», либо сконцентрироваться на восстановлении оборонного потенциала на своей собственной территории. Выбор был сделан в пользу второго варианта развития событий. В итоге уже 2 мая 2002 года был подписан акт о передаче бывшей российской военной базы вьетнамскому правительству.
В это же время в различных СМИ сообщалось, что Китай и США предлагали Вьетнаму за аренду Камрани 500 млн долларов. Передача базы в аренду Китаю изначально выглядела сомнительно, учитывая характер отношений этих стран. И здесь дело даже не в войне 1979 года (и еще порядка дюжины «Отечественных войн», которые Вьетнам вел против северного соседа за последнюю тысячу лет). У КНР и СРВ, помимо прошлого, есть и существующие территориальные проблемы с разделом различных групп островов в Южно-Китайском море, на которые претендует каждая из стран. Так что предоставлять военную базу на своей территории Пекину Вьетнам готов в самую последнюю очередь.
С США у Вьетнама последние годы, после восстановления дипломатических отношений в 1995 году, отношения постепенно налаживаются. И американцы, действительно, в ноябре 2003 года откровенно предложили прибывшему с визитом в Вашингтон вьетнамскому министру обороны рассмотреть вопрос о передачи им в аренду Камрани. Однако с тех пор так дело и не пошло. Вероятно, помимо неприятных исторических воспоминаний о звездно-полосатом флаге над Камранью, в Ханое посчитали, что размещение у себя американской военной базы было бы слишком резким вызовом для Китая. Так что теоретически в таких условиях России можно было бы и начать переговоры со Вьетнамом о возобновлении аренды. Другое дело – сколько теперь этот вопрос будет стоить российской казне. И насколько нас действительно заботят пираты Индийского и Тихого океанов, чтобы вновь размещать в Камрани мощную военно-морскую и авиационную группировку. Потому что без нее возобновление аренды этой базы просто теряет смысл.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ага, а еще вернуться в Сирию, на Кубу, в Антарктиду..
Тут бы по случаю Севастополь с Калининградом - не потерять, да Японии не вернуть стратегические «ворота».
Никак консенсус не складывается промеж амбициями из СССР и возможности от эРэФ.
Ни одна Серьезная тема не доведена до ума.. - главное прокукарекать, а там хоть трава не расти..
Это всего лишь версия и желание самого товарища Хрусталева.
Любая база за границей России должна иметь некое логическое хотя бы обоснование. И , естесственно, практическое применение.Базы в период холодной войны да, оправдывали, сохраняли некое равновесие сил в отдельных регионах.Более того, интенсивное, постоянное боевое дежурство кораблей флотов в море-океанах требовало иметь такие базы.И геополитически тот же Вьетнам- тогда СРВ- был нашим союзником, как и Куба, Сирия и пр.Сейчас просто будем выбрасывать эти полмиллиарда баксов на ветер, вернее новым-старым "друзьм". Это только аренда, посчитайте персонал,их семьи, инфраструктура - миллиард долларов как минимум. Во имя чего?Чтобы раз в год заходил какой-нибудь БДК и генералитет летал туда с "инспекцией", просаживал командировочные и затоваривался экзотическими продуктами и соломенными и тростниковыми шляпами для женушки из Москвы? Или понты, мол смотрите, Россия возродилась как супердуржава? Супердержава с голым пока задом?
А ведь, таких проблем, с содержанием базы только у бедных нет. Американцы, правда, тут могут только позавидовать. То, чего они когда то добивались, и то, что не спешат сейчас решать, Россия получает просто так. От своего отказываться никогда не надо. Пускай, даже содержание стоит денежек. Соглашение, по базе в Камрани, должно быть обязательно принято.
Нужна эта база России,как собаке пятая нога.За тридцать лет техника ушла далеко в перёд.
Да брехня это всё. Не нужно им никаких баз.Послушаешь кремлёвские байки,так оне и арктический флот создают, и авианосцы строят, и мистрали закупают и т.д.
Им главное штаб ВМФ в Питер перенести,а здания в Москве под "чиркизоны" пустить.