]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Авто
Главная → Авто
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
    • Автообозрение
    • Блокнот водителя
    • Тест-драйв КМ
    • Новости дилеров
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Северный морской путь в новой Транспортной стратегии России

11:31 24.10.2008
, Аждар Куртов

Аждар КУРТОВ: «Северный морской путь в новой Транспортной стратегии России»

22 октября правительство России приняло Транспортную стратегию России до 2030 года. Документ был подготовлен Минтрансом РФ, который заложил в него упор на активную позицию государства. Стратегия разработана с целью интенсификации развития транспортной системы, в том числе на основе инновационных технологий. По словам министра транспорта Игоря Левитина, стратегия позволит поднять на новый уровень качество транспортных услуг, снизить издержки общества и улучшить конкурентоспособность национальной транспортной системы.

В документе определяются основные векторы развития транспортной отрасли как приоритетные точки роста российской экономики. Вся стратегия разбита на два этапа: первый - до 2015 года, второй - до 2030. При этом для разных регионов России намечены разные приоритеты.

В Северо-Западном федеральном округе приоритетом станет развитие высокоскоростных перевозок, морских портов и подходов к ним. Главными проектами здесь обозначены строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали и скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и комплексное развитие Санкт-Петербургского транспортного узла.

В Центральном федеральном округе приоритет отдан скоростным пассажирским и грузовым перевозкам, комплексному развитию Московского транспортного узла и созданию сети логистических терминалов.

В Южном федеральном округе акцент сделан на формировании скоростного направления Центр - Юг и строительство транспортной инфраструктуры для проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Кроме этого, здесь будут развиваться морские порты и реконструированы гидроузлы Волго-Донского канала.

В европейском Нечерноземье упор будет делаться на создании транспортно-логистической системы обслуживания потребностей аграрного сектора. В Уральском федеральном округе главным станет мегапроект «Урал промышленный - Урал Полярный». В Сибири приоритетное значение получит развитие евро-азиатских коммуникаций и возрождение Северного морского пути. Последний проект затрагивает интересы и Дальнего Востока, где, помимо этого, предусмотрено завершить формирование опорной железнодорожной сети и, в частности, достроить железную дорогу Беркакит - Томмок - Якутск, продолжив ее затем к Магадану.

Доля транспорта в суммарных государственных капитальных вложениях составит от 35% до 49%. Общая сумма планируемых инвестиций может достигнуть 170 трлн рублей! Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет выделено свыше 2 трлн рублей.

Огромные пространства России неизбежно требуют особого внимания к развитию транспорта. Успешная реализация Транспортной стратегии даст мощный толчок росту национальной экономики. Гибкая государственная политика должна обеспечить ценовую доступность транспортных услуг для большинства категорий российских граждан. Особенно важно это применительно к воздушному транспорту. Ведь сегодня его услугами пользуется ежегодно всего 3 млн россиян, что составляет менее 2% населения России. Прогнозы же транспортников говорят о том, что к 2030 году подвижность населения нашей страны за счет использования всех видов транспорта вырастет до 13 500 км на человека, или в 2,2 раза. По этому показателю будет превзойден уровень развитых стран (10 000 километров на человека). Планируется, что к 2030 году большинство населенных пунктов России будут связаны с общей системой автомобильных дорог. Доля же населенных пунктов, не обеспеченных таким доступом, сократится до 2% от общего числа.

Планируется резко повысить коммерческую скорость доставки грузов и довести ее до 1400 км в сутки. При этом ритмичность доставки товаров приведет к уменьшению складских запасов до норматива 3-6 дней, что приведет к снижению транспортных издержек в конечной цене российской продукции с нынешних 20% до 13%. Экспорт транспортных услуг к 2030 году вырастет почти в 7 раз, а объем перевозок только транзитных грузов увеличится с 28 млн до 100 млн тонн. Наши пространства, география закрепятся в качестве одного из весомых геополитических преимуществ России. В итоге российский транспорт превратится в такую же системообразующую отрасль российской экономики, какой сегодня является ТЭК.

***

Один из приоритетов новой Транспортной стратегии России - Северный морской путь.

Севморпуть, в соответствии с федеральным законом РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», определяется законодателем как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике». Границы Севморпути, согласно правилам плавания, утвержденным в 1990 году, определяются исходя из местоположения пригодных к ледовой проводке судов трасс в зонах, прилегающих к северному побережью России. Крайними пунктами Севморпути на западе выступают входы в проливы Новой Земли в Баренцевом море по меридиану, проходящему на север от мыса Желания. На востоке это Берингов пролив с географическими координатами 66 градусов северной широты и 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы (Анадырьский залив).

Северный морской путь выступает важнейшей частью инфраструктуры хозяйственных комплексов Крайнего Севера и Дальнего Востока, связывает их между собой и с западными районами России. Он объединяет в единую сеть крупные реки Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для целого ряда районов России, таких, как арктическая зона Чукотки, острова арктических морей и Таймыр, этот путь является единственным средством перевозок грузов и обеспечения жизнедеятельности населения. Тот же гигант индустрии - Норильский горно-металлургический комбинат существует благодаря круглогодичной навигации между Мурманском и Дудинкой. Потенциально Севморпуть является кратчайшим водным путем между портами Европы и стран АТР.

В 90-х годах звенья Севморпути и связанные с ним хозяйствующие структуры приобрели различные формы собственности. Морские пароходства, за исключением Арктического, были акционированы. Транспортный флот стал собственностью этих акционерных обществ. В федеральной собственности остались портовые сооружения, ледово-информационная система «Север», средства навигации, гидрометеорологии, связи, а также ледокольный и аварийно-спасательный флоты. При этом арктические порты России, за исключением акционированного порта Певек, перешли в ведение субъектов Российской Федерации.

Эти реформы довольно негативно отразились на состоянии российского Севера. Значительная часть созданных здесь производств была свернута. Объемы перевозок по Севморпути сократились в 4 раза. Если на своем пике - в 1987 году - объем перевозок достигал 6,6 млн тонн, то ныне он составляет всего 1,7 млн тонн. Большая часть транспортных судов ледовых категорий была выведена из эксплуатации, а нового пополнения почти не было. Правда, атомный арктический флот России все же получил атомоход «50 лет Победы», но 4 атомных ледокола из 6 вскоре выработают свой ресурс. Ресурс может быть продлен, что дешевле постройки новых судов этого класса (на строительство одного атомного ледокола уходит не менее 7 лет). Стоимость работ по продлению сроков службы атомных и дизельных ледоколов оценивается в 2,66 млрд рублей.

Причальные сооружения большинства арктических портов на Севморпути нуждаются в модернизации и капитальном ремонте, без чего они не смогут принимать и обслуживать современные суда больших тоннажей.

Включение Севморпути в приоритеты Транспортной стратегии России во многом обусловлено перспективой роста перевозок в результате освоения новых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал, в бассейнах Оби, Енисея, Лены, в районе Баренцева моря (Штокман, Приразломное нефтяное месторождение, Тимано-Печорская нефтегазовая провинция).

Транспортники считают, что для надежного ледокольного обеспечения работы Севморпути необходимо иметь в Арктике минимум 6 атомных и 4 дизельных линейных ледоколов. Основными источниками строительства их будет государственный бюджет, будут привлекаться и средства крупных российских компаний. До 2010 года должны быть построены 7 танкеров ледового класса суммарным дедвейтом 378 тыс. тонн и 18 сухогрузов такого же класса суммарным дедвейтом 81 тыс. тонн.

В настоящее время ведутся работы по подготовке к строительству новых портовых сооружений - нефтеналивного порта в районе Мурманска, терминалов Индига, Харасавэй, Яся (Обская Губа). Штаб морских операций западного сектора Севморпути перебазируется из Диксона в Мурманск, где имеются лучшие возможности оснащения современными космическими средствами связи. Штаб восточного сектора Севморпути по-прежнему будет находиться во Владивостоке. В перспективе рассматривается вариант его переноса в Певек. Готовится введение в строй 11 береговых станций глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

Уже к 2010 году грузопоток по Севморпути может достичь 5-7 млн тонн, а к 2015 году - 13-15 млн тонн. Это позволит создать новые рабочие места, улучшить условия жизни людей на Севере, пополнить бюджет государства, сделать Россию еще более сильной.

Темы: Общественный транспорт в России, Экономика и финансы
Источник: Фонд стратегической культуры
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Что делать, если нечего надеть?
Кинопремьера «Все везде и сразу»: платить налоги — мой девиз, жить в мультимире — мой каприз
Алексей Круглов «Синхронизация времени»
Тренировки на дому: в чем преимущества и эффективны ли они?
Обе-Рек feat. Обними кита «Солнечный путь» (интернет-сингл)
Открытие музыкального проекта «Чистая классика», 24 октября , Niko
[виа] Гагарин «Это мы» (интернет-сингл)
Основы гостевой спальни: 7 способов создания гостевой комнаты для гостей
Гибель русского леса и вопрос качества управления
Цикл Пушкина о Старастной неделе реконструировали в Вербное воскресенье
«"Режим батьки" не стал устраивать что-то злокозненное. Он просто перестал делать чужие дела»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.