Ставленник США не станет президентом ЕС

Многострадальный Лиссабонский договор, призванный заменить собой европейскую Конституцию, похоже, все-таки будет ратифицирован всеми странами. Саммит ЕС согласился на требования Чехии предоставить ей особые условия. Теперь на повестке дня встает вопрос, кто же станет первым «президентом Евросоюза». От этой фигуры во многом зависит то, будет ли Европа проводить самостоятельную политику или же останется в полувассальной зависимости от США.
Итак, как сообщает [http://www.bbc.co.uk/ Би-би-си], лидеры европейских стран на встрече в Брюсселе смогли согласовать такую формулировку соглашения, которая обеспечит принятие Лиссабонского соглашения о реформах в ЕС. Это соглашение удовлетворяет требование президента Чехии Вацлава Клауса, который еще не подписал Лиссабонский договор, предоставив Чешской Республике возможность не входить в Хартию ЕС по основным правам.
Исключение для Чехии сделано в Европейской хартии по правам человека. Теперь этот документ будет учитывать особое мнение Праги в вопросе о событиях конца 1940-х гг., когда тысячи немцев были высланы из Чехословакии и лишены собственности. В соответствии с требованиями Вацлава Клауса, ЕС должен был исключить возможные требования по возврату утраченной недвижимости и земли прежним немецким владельцам. В этой связи Клаус заявил, что Прага должна получить гарантию, что Лиссабонский договор не приведет к отмене т. н. «Декретов Бенеша». «Декретами Бенеша» 1946 года, напоминает [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»], называют ряд постановлений чехословацкого правительства во главе с президентом Эдвардом Бенешем, которые привели, в частности, к лишению имущества немецкого населения Чехословакии и изгнанию немцев из страны.
Следует отметить, что Чехия стала не единственной страной, добившейся уступок в обмен на ратификацию Лиссабонского договора. Лондон вынудил Брюссель признать верховенство британских судов над европейскими, а Польша отказалась когда-либо соглашаться на разрешение однополых браков.
Между тем полученная со стороны ЕС уступка, безусловно, увеличивает, но вместе с тем не гарантирует ратификацию злополучного договора Чехией. Конституционный суд этой страны 3 ноября должен вынести вердикт по жалобе 19 чешских сенаторов относительно соответствия Конституции Чехии Лиссабонского договора о реформировании ЕС. Впрочем, скорее всего, затянувшаяся история с ратификацией нового общеевропейского договора, похоже, действительно подходит к своему завершению. По крайней мере, премьер-министр председательствующей в ЕС Швеции Фредерик Рейнфельдт уверен, что Чехия ратифицирует этот документ. «Я уверен, что чехи проведут ратификацию (Лиссабонского договора), если получат освобождение (от следования ряду пунктов договора, касающихся фундаментальных прав)», – заявил он незадолго до саммита ЕС.
Представители Швеции также опровергли утверждения, что вслед за Чехией неких преференций потребовала и Словакия. «Словакия сегодня ничего не выложила на стол переговоров», – сказала журналистам по завершении первого пленарного заседания глав МИД 27 стран ЕС в рамках их двухдневной встречи в Люксембурге министр по европейским делам Швеции Сесилия Малмстрем. Ранее словацкий министр иностранных дел Мирослав Лайчак выступил с заявлением, что его страна будет требовать таких же оговорок к Лиссабонскому договору, что и другая часть бывшей Чехословакии. Но этот «бунт на корабле», видимо, был, что называется, подавлен в зародыше.
Итак, с вероятностью 99,99% можно утверждать, что на территории Европы все-таки будет создано новое политическое пространство. Напомним, что, помимо всего прочего, в соответствии с договором в ЕС вводится пост президента, и становится принципиально важным, кто именно займет этот пост. Среди кандидатов, по сообщению информагентств, называют бывшего британского премьера Тони Блэра, экс-главу правительства Ирландии Джона Брутона, а также бывшего президента Латвии Вайру Вике-Фрейберге. Пока, по словам шведского премьер-министра, главы стран Евросоюза данный вопрос не обсуждали, т. к. для этого необходима подпись президента Чехии под Лиссабонским договором.
Что касается шансов претендентов, то поддержка кандидатуры бывшего главы британского правительства Тони Блэра со стороны стран – членов ЕС уменьшается. В частности, свои возражения против его кандидатуры выдвинула Польша. Польский премьер-министр Дональд Туск направил в Европейскую комиссию доклад, в котором говорится, что его страна не поддержит кандидатуру Блэра, т. к. возглавить ЕС должен политик, способный находить консенсус и не претендующий на получение дополнительных полномочий.
Всего же, как удалось выяснить британской газете Sunday Telegraph, по меньшей мере 8 государств ЕС на сегодняшний день выступают против кандидатуры Блэра, тогда как для избрания на этот пост кандидат должен быть единодушно одобрен всеми 27 членами Евросоюза. Бельгия, Нидерланды и Люксембург уже дали понять, что хотят видеть на этой должности малозаметную фигуру администратора, который сделает позицию малых государств услышанной. Они предлагают выдвинуть на эту должность либо бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верхофстадта, либо голландского премьер-министра и министра общих дел Яна Петера Балкененде.
Против значимой фигуры на должности президента ЕС также выступают Австрия и Швеция. Ожидается, что Испания и Португалия выдвинут кандидатуру Фелипе Гонсалеса, бывшего премьер-министра Испании. Как пояснил высокопоставленный испанский чиновник в Брюсселе, Блэр несет с собой слишком много багажа, тогда как Гонсалес, скорее всего, будет искать устраивающий всех компромисс. У него есть все необходимые для этого навыки опытного переговорщика. Канцлер Германии Ангела Меркель высказывается в пользу премьер-министра, государственного министра, министра финансов Жан-Клода Юнкера из Люксембурга. Сомневается в бывшем английском премьере и президент Франции Николя Саркози – в первую очередь из-за того, что Великобритания до сих пор не ввела единую европейскую валюту. Стопроцентную поддержку Блэру пока обещал лишь итальянский премьер Сильвио Берлускони.
В эксклюзивном [http://news.km.ru/prezident_evrosoyuza_dolzhen_vse комментарии] для KM.RU директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ Алексей Пушков высказал мнение, что в случае, если кандидатура Блэра все-таки будет одобрена членами Евросоюза и он станет первым в истории президентом ЕС, то бывший британский премьер на этом посту станет «чуть ли не политическим представителем США в Евросоюзе». Вряд ли руководители стран ЕС согласятся на такую дискредитацию своего детища, которому только предстоит сделать первые шаги на международной арене в качестве самостоятельного игрока.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Моя "лупа" показывает что Тони - битая карта, ему постарались напомнить всё то что связанное с войной. "Лупа" моя как мне кажется усматрела нечто - главное,это то что Европа всё же нацелена на самостоятельную и независимую политику.
Тут такие пророки,что если что обьявили -то будет наоборот!!!:)))
А Фрейберга лучше будет?
Лгун и обмащик президент ЕС ?! Достойная кандидатура...