«Тихоокеанская доктрина России»

Геополитический и экономический образ нашей планеты сегодня – это постоянно меняющаяся структура. Наряду с устойчивыми моделями функционирования государств, транснациональных корпораций и сложившейся системы международных отношений, мы постоянно сталкиваемся с новыми угрозами и вызовами.
Мир стоит на пороге глобальных преобразований и передела сфер влияния. Очевидно, что в 2009 году будет создана новая архитектоника геополитических и экономических отношений.
Адекватно реагировать на изменения мира, формулировать оптимальные принципы международных отношений в условиях глобализации, искать пути выхода из глобального финансового кризиса и разрабатывать концепции устойчивого развития своей страны – именно эти задачи стоят сегодня перед политической элитой России.
Нашей стране нужны прорывные инновационные регионы, локомотивы российского технологического рывка, которые должны возглавить профессионалы, способные найти оптимальные формы международного сотрудничества и финансово-экономического взаимодействия, обеспечить реализацию российских национальных и финансово-экономических интересов в мире. Их поддержка – важнейшая задача российского государства.
'''1.Приморский край – финансово-экономический форпост России в АТР.'''
Исторически сложилось так, что главной задачей Приморского края являлась защита границ страны на Дальнем Востоке. Владивосток, а затем и Приморский край создавались как военный форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И сегодня в Приморском крае базируется самый мощный флот России – Тихоокеанский флот.
1992 год стал поворотным моментом в жизни Приморского края. С 1958 по 1992 годы Владивосток, как морская база советского флота, оставался закрытым для иностранных граждан. Указом президента РСФСР Бориса Ельцина с 1 января 1992 года особый статус с города был снят. С этого момента Владивосток получил возможность интегрироваться в мировую экономику, сохранив и преумножив все те достижения, которые имел. Однако пока сделано явно недостаточно для формирования финансово-экономического центра российского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В XXI веке, сохраняя свое военно-политическое значение, край должен стать мощным финансовым и экономическим форпостом России в АТР. '''Край может и должен стать к 2012 году одним из главных центров международной деловой активности, центром притяжения инвестиционных и инновационных потоков АТР и Латинской Америки.
Для этого существуют определенные предпосылки:'''
1. Современное Приморье – это край людей, которые полны энергией и большими амбициями. Они сохранили и готовы приумножить достижения первых русских первопроходцев, сумевших освоить Дальний Восток в сложных условиях.
2. Курс российского руководства, направленный на наращивание участия России в форуме''' «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»''' (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме АТР, эффективно содействующем развитию многосторонней дипломатии. Наличие проекта АТЭС-2012 (российское председательство в форуме АТЭС в 2012 году) создает уникальные возможности для Приморья.
3. Выгодное географическое положение на мировом рынке услуг, прежде всего – транспортно-коммуникационных. Ведь темпы роста торговли услугами вдвое опережают аналогичные показатели торговли товарами. На долю мирового рынка услуг уже приходится примерно четвертая часть от общего мирового товарооборота.
4. Бурное экономическое развитие Китая, Индии и появление новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке (Бразилия и т. д.). Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов. Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений.
'''Проблемы:'''
1. Неспособность тихоокеанской региональной бюрократии совершить необходимые действия по использованию геополитических, финансово-экономических возможностей по осуществлению инновационного технологического рывка. Разработанная стратегия развития Приморского края до 2025 года, по сути, направлена на превращение Приморья в сырьевой придаток Китая и Японии.
2. Отсутствие системы противодействия эффективно организованным механизмам внешнего воздействия на политические группы тихоокеанской региональной элиты со стороны геополитических и экономических конкурентов, транснационального капитала, порождающее то, что узкоэгоистические зарубежные и транснациональные интересы замещают российские.
3. Недооценка роли информационного компонента мирового развития цивилизации и неспособность тихоокеанской региональной политической элиты вести эффективное информационное противоборство в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в современном мире.
'''Что делать?'''
1. При поддержке федерального центра и в тесном взаимодействии с ним регион должен разработать стратегию взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, транспортно-коммуникационного транзита между ЕС и странами АТР, обеспечения наиболее продуктивного включения страны в азиатские и латиноамериканские рынки финансов, технологий и информации.
2. Занимая более 30% территории евроазиатского континента, Россия должна стать естественным транспортным мостом между Европой и Азией. Наша транспортная сеть относительно хорошо развита: Транссиб и БАМ, морские порты во всех бассейнах, сеть воздушных линий и аэропортов, обеспечивающих кратчайшие пути перевозок, направление которых совпадает с конфигурацией грузопотоков. Она сможет обеспечить многократно больший объем транзитных перевозок (примерно 15% общего грузопотока) в сообщениях Европа – Азия, а в перспективе – Европа – Азия – Америка.
Следует напомнить, что через российскую территорию пролегают 3 из 9 международных транспортных коридоров ЕС. Такой транзит предпочтителен для перевозчиков, поскольку максимально упрощает транспортную схему: одна страна – одно таможенное законодательство. Основная нагрузка в системе трансконтинентального транзита ляжет на российские железные дороги. Россия должна направить огромные грузопотоки самым коротким путем – по существующей железнодорожной магистрали Париж – Берлин – Москва – Владивосток, получая при этом не менее €10 млрд прибыли ежегодно. Специализированный грузовой состав проходит от Находки до западных границ России за 9 дней, а до Западной Европы он может дойти за 12-14 суток, в то время как срок движения грузов по морю от портов стран АТР до Гамбурга, Антверпена, Бремена – 35 суток. При этом стоимость перевозок через российскую территорию – на 15% ниже стоимости морского фрахта.
3. Политическое будущее высшей власти, успех инновационного рывка России во многом будет определяться тем, сможет ли тихоокеанская региональная элита при поддержке Кремля адаптироваться к реальному раскладу сил в мировой политике. Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур.
Речь идет о комплексном информационно-аналитическом и идеологическом сопровождении инновационного проекта «Тихоокеанская Россия – 2012».
Прежде всего необходима информационно-идеологическая поддержка '''Концепции пяти «И»''', направленной на формирование комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире (пять «И»: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации и интеллект).
В качестве организационно-управленческой меры следует рассмотреть возможность создания специального механизма (инструмента) в рамках частно-государственного партнерства, который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции. Можно было бы условно его назвать так: '''Тихоокеанское информационно-аналитическое бюро (ТИАБ)'''.
'''Основные функции ТИАБ:'''
1. Разработка концепции информационно-пропагандистского сопровождения мероприятий по подготовке российского председательства в форуме АТЭС в 2012 году.
2. Разработка перспективной модели деятельности Международного пресс-центра саммита АТЭС-2012, направленной на максимальное привлечение внимания всех мировых СМИ к работе форума.
3. Информационно-пропагандистское обеспечение (двухуровневое: внутри страны и за рубежом) мероприятий по подготовке к председательству России в форуме АТЭС в 2012 году.
5. Информационное обеспечение (во взаимодействии с пресс-службами президента и премьер-министра России, губернатора Приморского края) деятельности Оргкомитета АТЭС-2012.
6. Информационно-пропагандистское обеспечение реализации в Приморском крае Концепции пяти «И».
7. Отработка механизмов управления тихоокеанскими информационными потоками в целях эффективного продвижения российских геополитических и экономических интересов.
Бюро (ТИАБ) должно координировать свои усилия с представителями всех политических партий, представленных в регионе, общественных организаций, бизнес-сообщества, медиасообщества, основных религиозных конфессий, учеными-экспертами, общественными деятелями.
'''2. Владивосток – инвестиционный и деловой центр России в АТР.'''
Ключевой проект реализации превращения Владивостока в инвестиционный и деловой центр России в АТР – подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», утвержденная постановлением правительства РФ от 21 ноября 2007 г. № 801.
Целевая подпрограмма предусматривает создание условий для организации саммита АТЭС-2012 и развития города: современный конференц-холл и выставочный центр, которые в дальнейшем будут использованы федеральным университетом. Также будут построены международный аэропорт, транспортная и инженерная инфраструктура города, гостиницы. Всего планируется строительство 36 объектов общей стоимостью 148,5 млрд руб., в т. ч. 100 млрд руб. из федерального бюджета. Однако, с нашей точки зрения, данная подпрограмма нуждается в дополнении, связанном с целесообразностью создания '''Тихоокеанского международного финансового центра''' во Владивостоке, тесно взаимосвязанного с Московским финансовым международным центром.
Следует выделить несколько новых направлений работы по созданию Тихоокеанского международного финансового центра во Владивостоке.
'''Первое направление.'''
После принятия в 2008-2009 годах полноценного пакета законов, других документов, подзаконных актов, направленных на модернизацию инфраструктуры финансовых рынков и на расширение инструментариев, которые применяются в т. ч. в законодательстве о биржах, о клиринговой деятельности, о центральном депозитарии, следует определить и специфику их реализации в условиях АТР. Прямой доступ к биржевой торговле должны иметь и ценные бумаги иностранных эмитентов, прежде всего – представителей АТР и Латинской Америки. Широкий спектр торгуемых активов, динамично развивающийся рынок региона, использование новых технологий при строительстве объектов для АТЭС-2012 должны сделать Тихоокеанский центр по-настоящему выгодным как для российских, так и для иностранных участников. А проведение операций за счет использования современных технологий должно стать и надежным, и дешевым.
Следует подчеркнуть, что Тихоокеанский центр должен обеспечить простой доступ к операциям. Это может повлечь минимизацию регистрационных и разрешительных процедур как для эмитентов и инвесторов, так и для финансовых институтов. А затем в 2010 году следует разработать во Владивостоке, как пилотной финансовой зоне особые налоговые режимы для обеспечения эффективности на финансовых рынках АТР и Латинской Америки. Они также должны быть конкурентоспособными и, следовательно, привлекательными для иностранных участников, прежде всего, из АТР.
'''Второе направление''' деятельности – это обеспечение информационной безопасности при осуществлении финансовых операций. Сохраняя принцип прозрачности рынков, следует создать механизмы их защиты от инсайдерских утечек и манипулирования ценами со стороны недобросовестных участников. Безусловно, данная задача должна решаться в рамках частно-государственного партнерства.
Динамика развития рынка требует и совершенствования корпоративного управления (это – постоянная задача), и улучшения защиты права собственности в регионе. И, конечно, нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют.
'''Третье направление''' деятельности – создание и развитие информационно-инновационной бизнес-среды. Речь идет о создании удобной транспортной и информационной инфраструктуры, об упрощении правил визового и таможенного режима в определенных ситуациях и правил регистрации собственности. Все эти задачи должны решаться в рамках российского законодательства. Их следует учесть в рамках рассмотрения законопроекта «Об организации проведения саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г., развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Его внес в Государственную Думу РФ председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум («Единая Россия») 16 декабря 2008 года.
Только скоординированная работа администрации края, оргкомитета АТЭС-2012, законодателей, различных министерств и ведомств позволит добиться результата. Только такой подход позволит в ближайшие несколько лет создать во Владивостоке Тихоокеанский финансовый центр. Нужно делать все, чтобы этот финансовый центр занял свое достойное место в ряду крупнейших международных финансовых центров АТР.
'''Четвертое направление деятельности''' – стимулировать переход на оплату в рублях при экспорте сырья. В частности, нужно запустить во Владивостоке биржевую торговлю соответствующими товарами, предусмотрев расчеты по новым контрактам в АТР и Латинской Америке исключительно в нашей национальной валюте.
Строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан сделает возможным создание в крае нового вида экономической деятельности. ОАО «Роснефть» подготовило проект строительства в Приморском крае Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн т продукции в год. Это – предпосылка для создания Тихоокеанской нефтяной биржи.
Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов в регионе АТР. При подготовке к саммиту АТЭС-2012 нужно стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях. Конечная цель всех этих процессов – сделать российский рубль одной из региональных валют.
Три города, с которыми Владивостоку следует выстраивать информационно-экономические отношения – Токио, Гонконг и Шанхай. Это – центры объединения капиталов, а также политические центры и медиацентры. И важно наладить партнерские и дипломатические отношения с людьми, которые представляют эти центры, и дать им некие бонусы по взаиморасчетам.
'''3. Владивосток – центр формирования инновационной элиты АТР.'''
Инновационный потенциал современного государства в XXI веке во многом определяется составом и уровнем развития научных, научно-технических, опытно-конструкторских, производственных и инновационных структур вузов, их взаимосвязями, кадровым составом и способностью работать как единая система создания и реализации нововведений. Вузы должны стремиться формировать конкретные инновационные меры по созданию обновленной системы образовательного процесса.
«Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды».
Д.А. Медведев, президент России, 5 ноября 2008 года.
Важная проблема для региона, для всех очевидная, особенно в тех ситуациях, когда наступают какие-то сложности, – это инновационные кадры. Подготовка инновационных кадров остается очень серьезной задачей и для нашей страны, да и для мира в целом.
В рамках подготовки к форуму АТЭС на острове Русский будет построено принципиально новое высшее учебное заведение – Дальневосточный федеральный университет, предназначенный для обучения до 50 тыс. российских и иностранных студентов. Он должен стать центром подготовки инновационных кадров для региона АТР.
Исследование зарубежного опыта в области инновационного развития вузов показало, что именно благодаря успешной инновационной политике США Великобритания, Германия и Франция сохраняют свои ведущие позиции, а Япония и Южная Корея совершили технологический прорыв и твердо встали на инновационный путь развития. Поддержка правительств экономически развитых государств в области создания условий для успешного развития инноваций играет положительную роль, в результате чего на различных уровнях власти разработаны и приняты законы, реально стимулирующие инновационную деятельность в высшей школе. Таким образом, зарубежный опыт в области инновационного развития вузов доказывает необходимость нормативно-правового обеспечения успешного развития инноваций в рамках учебного процесса в вузах.
Заслуживает внимания, с нашей точки зрения, подход Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Инновационная программа ГУ-ВШЭ предлагает инструменты для формирования особой системы аналитических компетенций (знаний и навыков), которая подготовит выпускников к инновационной работе в таких ключевых сферах занятости, как бизнес и государственное управление, выработает в них способность не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно преобразовывать эту среду. Помимо высокого качества образовательных услуг, эта работа базируется на широкой программе научных исследований ГУ-ВШЭ, в которые вовлекаются студенты и преподаватели, и результаты которых востребуются обществом.
Таким образом, цель реализации инновационной образовательной программы заключается в формировании системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и исследовательской деятельности. Указанная цель выступает проекцией основных целей Университета, закрепленных в Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года, на внешнюю среду, приводя квалификации выпускников Университета в большее соответствие с требованиями работодателей, представляющих реальный сектор экономики и сферу государственного управления.
Комментарии читателей Оставить комментарий
пока Тихоокеанская доктрина России-спихивание благодарным тихоокеанцам АвтоВАЗовского барахла.