Украина продвинулась вглубь территории Молдовы

Отстранение «оранжевой» команды от властных рычагов в результате последних президентских выборов на Украине может привести к заметному охлаждению ее отношений с Молдавией, где по-прежнему заправляют пораженные бациллой русофобии молдавские «тимошенки» и «ющенки». Похоже, прагматично настроенная администрация Виктора Януковича, будучи свободной от каких-либо идеологических симпатий и обязательств по отношению к деятелям вроде молдавского румына Гимпу, готова предельно жестко отстаивать государственные интересы Украины в отношениях с Кишиневом.
Как стало известно, Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы пригласило и. о. поверенного в делах Украины в Кишиневе Михаила Харишина для дачи объяснений в связи с решением украинских властей демонтировать пограничные знаки № 0608 и № 0609, расположенные на украинской стороне близ села Паланка на молдавско-украинской государственной границе. По мнению официального Кишинева, эта акция дает основания подозревать украинских партнеров в весьма неблаговидных намерениях. А именно – в стремлении передвинуть границу на 120 м вглубь молдавской территории, несмотря на подписанные межгосударственные документы.
Представители МИДЕИ выразили «глубокую обеспокоенность этим шагом, предпринятым без предварительного согласования с Кишиневом». «Подобный подход не будет способствовать продолжению прагматичного и конструктивного диалога по вопросам демаркации молдавско-украинской границы, установившегося между сторонами в нынешнем году», – подчеркивается в заявлении молдавского дипломатического ведомства.
Напомним, что территориальный конфликт между соседними государствами имеет предысторию. Как напоминает [http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=15689261 ИТАР-ТАСС], семикилометровый участок автодороги Одесса – Рени вблизи молдавского села Паланки был передан украинской стороне для эксплуатации согласно дополнительному протоколу к договору между Украиной и Молдавией о госгранице, подписанному в 1999 году. При этом Киев настаивает на том, что соглашение предусматривает не просто эксплуатацию, но и передачу Украине земли под автотрассой. Однако, по мнению молдавских властей содержащаяся в договоре формулировка (по мнению многих комментаторов, звучащая достаточно двусмысленно) – «переданный участок является собственностью Украины на территории Молдавии» – не предполагает такой трактовки сути заключенного 11 лет тому назад соглашения. Т. е., как считают в Кишиневе, земля под дорогой по-прежнему является частью суверенной территории Молдавии.
Стоит также напомнить, что расщедриться на такую уступку, как выделение части молдавской территории Украине, Кишинев заставили собственные хозяйственные нужды. Дело в том, что Киев предложил в свое время взаимовыгодный размен – передача Молдавией земли под трассой в обмен на получение украинской территории для выхода к Дунаю и строительства порта в Джурджулештах. Кстати говоря, последний уже построен и даже функционирует, в то время как Молдавия, по мнению украинских политиков, откровенно затягивает выполнение своей части двусторонней договоренности. Пикантность ситуации придает то, что некоторые молдавские СМИ, ссылаясь на неназванные источники, утверждают, что действия украинской стороны могут основываться на достигнутых секретных договоренностях между премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом и тогдашним премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, переговоры между которыми прошли в Киеве 1 февраля 2010 года.
'''Подоплеку территориальных разногласий между Киевом и Кишиневом комментирует руководитель Отдела Молдавии Института стран СНГ Геннадий Коненко:'''
– Проблема в том, что мы не знаем всех деталей последних переговоров, которые прошли до смены власти на Украине, – переговоров с участием Юлии Тимошенко и премьера Молдавии Влада Филата. Как известно, в 1999 году между Украиной и Молдовой был подписан договор о границе. Потом был подписан дополнительный протокол к этому договору, в котором речь шла о передаче участка дороги Одесса – Рени около Паланги (около 8 км) для эксплуатации и под юрисдикцию Украины. Однако Киев настаивает на том, что та территория, которая находится под дорогой, должна перейти в собственность Украины. В свою очередь, молдавские власти подчеркивают, что эта дорога является собственностью Украины на территории Молдавии. Таким образом, мы видим коллизию в трактовке одного и того же документа. Она была заложена еще в момент подписания договора. В ситуации, когда в Молдавии к власти пришла либерально-демократическая коалиция, она пыталась заручиться политической поддержкой на Украине. Так что я не исключаю, что молдавская сторона на уровне устных договоренностей действительно согласилась трактовать этот договор по украинской версии.
Однако сегодня достаточно высока вероятность того, что правящая коалиция в Молдавии уйдет из власти. И сейчас в стране разворачивается достаточно серьезная предвыборная борьба, которая входит в завершающую фазу (парламентские выборы намечены на 28-е число). Так что Киев решил снова поднять этот вопрос, действуя в своем понимании договоренностей, которые были в свое время заключены. В свою очередь, молдавская оппозиция использует ситуацию в выгодном для себя ключе, обвиняя действующую власть в том, что она сама дала украинской стороне возможность трактовать упомянутый договор в невыгодном для Молдавии ключе. Дескать, нынешние власти сами согласились отдать часть своей территории Украине. После того, как Киев демонтировал два пограничных столба, правящая команда в Молдавии была вынуждена реагировать, чтобы убедить общество в несправедливости обвинений. Дескать, они в полной мере блюдут государственные интересы… Здесь надо иметь в виду, что снова претендующие на власть в Молдавии коммунисты, конечно, будут ставить этот вопрос перед Украиной, хотя им тоже может потребоваться поддержка Киева. Так что пока нам приходится только гадать, как они могут договориться по поводу судьбы выделенного участка земли.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ага. А сундук в Бухарест отправили. До подходящих времЁн.
Любопытно что игры накануне выборов.
А молдавский порт на территории Украины в устье Дуная тем временем начал действовать! Совершенно очевидно, что статус земли под ним полностью идентичен статусу земли под шоссе. Повода для спора просто нет - очередные игры!
Ездила не раз по той дороге.Молдаване не за землю боятся- там таможеннщ-пограничный пост.Где еще можно так наживаться,как в Поланке ?Особенно на своих модаванах,что едут за покупками в Одессу.
А как там молдавский слоган "К морю и в горы!"?
Похоронили или в сундук отложили?