В Ташкенте «вырубают» историю

В столице Узбекистана продолжается планомерное уничтожение памятников истории и культуры, так или иначе связанных с общим советским прошлым. Прошло меньше года со дня сноса монумента Дружбы народов в центре Ташкента и увоза его в неизвестном направлении, как появились новые «сводки с фронта». Причем на этот раз власти города не смутило и то, что памятник и старше СССР, и родом совсем из другой эпохи.
22 ноября РИА «Новости» передало, что в городе снесено здание бывшей церкви при учительской семинарии, построенное в конце XIX века по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа. Церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского была построена неподалеку от учительской семинарии в 1898 году.
По проектам Бенуа в Ташкенте возведены здания мужской гимназии, католической кирхи и дворца великого князя Николая Константиновича Романова. В годы советской власти учительскую семинарию снесли, а церковь оставили, убрав с нее купола. На протяжении ряда лет здесь размещалась публичная библиотека, затем здание заняли коммерческие банки. При этом храм продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством. Что будет теперь построено на месте церкви – не уточняется.
В этот же день источник агентства в Минобороны Узбекистана сообщил, что в Парке боевой славы в Ташкенте демонтированы монумент защитнику Родины, установленный в 1973 году, и пьедесталы с бюстами советских военных деятелей. В течение субботы-воскресенья из парка была вывезена вся военная техника, экспонировавшаяся в парке, – самолеты Миг-15 и Миг-21, «катюша», танки, ракеты, пушки. Официальной причиной разборки экспозиции названа реконструкция в парке.
Однако собеседник агентства считает, что установленные в советский период в парке монументы, бюсты и образцы военной техники не совпадали с содержанием экспозиции музея Вооруженных сил, находящемся в пределах парка.
По его словам, экспозиция музея должна отражать историю Вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития Вооруженных сил Республики Узбекистан.
В частности, экспозиция «Военное искусство эпохи Тимуридов» посвящена военному искусству выдающегося государственного деятеля и полководца эмира Тимура и его эпохи. Центральное место занимает диорама «Третий поход Тимура против Тохтамыша». В разделе «Международное военное сотрудничество» представлены материалы о международных военных учениях в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Участию воинов Узбекистана в Великой Отечественной войне посвящена отдельная экспозиция, и вся память о войне, по замыслу устроителей, должна ограничиться здесь.
Памяти, по-видимому, не бывает слишком мало, ее бывает слишком много.
Напомним, что в ночь с 11 на 12 апреля 2008 года в Ташкенте был снесен монумент Дружбы народов – памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот из разных республик СССР и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.
Монумент работы скульптора Д.Рябичева, архитекторов Л.Адамова и С.Адылова был установлен 26 мая 1982 года на площади Дружбы народов.
В центре монумента располагалась скульптурная композиция, запечатлевшая семью – бронзовые фигуры кузнеца Шамахмудова и его жены Бахри-ола в окружении усыновленных детей, потерявших родителей на войне. Над скульптурной группой поднимались 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом, на которых были отчеканены гербы союзных республик. Венчал сооружение герб СССР.
В ночь с 11 на 12 апреля 2008 года памятник был снесен. Официальной причиной стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться «Дворец Независимости».
Очевидцы рассказывали, что памятник ликвидировали в то время, когда в Узбекистане всегда сносят и ломают памятники, – вечером. Бригада рабочих с отбойными молотками и кувалдами в руках выламывала асфальт, превращала постамент в груды обломков. Поодаль стояли не решающиеся подойти поближе зрители.
Сайт nnm.ru приводит слова одного из свидетелей: «Человек в гражданской одежде, руководивший работами, сообщил мне, что памятник сносят не окончательно, а лишь перенесут на другое место – куда-то на Чиланзар (один из спальных районов Ташкента. – Прим. КМ.RU). «Что вы, такой памятник сносить...». Он пояснил, что на его месте будет разбита клумба с цветами. Причин, по которым возникла острая необходимость перетаскивать памятник Шамахмудовым, начальник назвать не смог, сославшись на свою неосведомленность.
22 ноября РИА «Новости» передало также, что в ноябре в Ташкенте были вырублены вековые платаны (чинары) в сквере Эмира Тимура, посаженные в конце XIX века.
Здесь надо отметить одну важную деталь: деревья, как и памятники, имеют свойство возрождаться. Как только спиливают дерево, из земли начинают тянуться новые ростки. Когда сносят памятники, на их месте возникают другие. Различие – лишь в том, что новому дереву для возрождения нужны солнце и влага, а новому памятнику, к сожалению, – война и горе.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Интересно узнать ваше мнение
Многое ВЕРНО
Вот только АЗИАТЫ также как и другие люди - разные
Сейчас чувствуется беспомощность людей
Памятники и деревья сносят без предупреждения и надобности
НЕ СТРАНА ДЛЯ ЛЮДЕЙ А ЛЮДИ ДЛЯВЛАСТИ
Всё тот же англосаксонский ветер веет на просторах СНГ, пока в Кремле наивно полагают что с ними можно в серьёз строить дипломатию на паритетных принципах, увы...
кто бы мог подумать они больше века простояли сохраняя прохладу в своей тени... а что теперь? люди приходят на бывший сквер и ставят свечи на пеньки... у нас больше нет сквера
Дамы и господа! Из-за чего весь шум, давайте разберёмся? Власти Узбекистана делают то, что считают нужным, так? На что они ещё способны, кроме как переименовывать улицы и сносить памятники? Представьте, что вы жили в коммуналке и вдруг вам дали отдельную квартиру. С чего вы начнёте? Правильно, с ремонта,на свой вкус и фантазию. Вот они и ремонтируют новую квартиру, как умеют и на сколько хватает фантазии. А фантазии хватает только на войну с памятниками и деревьями, потому что ни на что другое просто ума не хватает. Особенно ненавистны памятники, т.к. напоминают о "бесправном" прошлом. Да и то ссказать, что ни переименование, так обязательно "Независимость". Только вот от кого или от чего независимы? Скажите спасибо ещё, что в Ташкентском независимом метро не демонтировали независимые рельсы, ведущие в зависимое "светлое прошлое" и не пустили независимые арбы вместо поездов.А вообще-то, чем бы дитя ни тешилось. Один Тамерлан, больше-то героев нет, дефицит на исторические личности. Эх..
Несколько дней назад иду по улице,а мне навстречу старый узбек,очень скромно одетый,а на груди-медали и ордена ВОВ.Было желание подойти и обнять этого старого человека.Мне показалось,что он одел эти ордена в знак протеста и в знак памяти о хорошем,о прошлом.