О похожей на первоапрельский розыгрыш новости сообщил украинский интернет-сайт «Обозреватель». Московский Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН будто бы исключил использование в современном русском языке пресловутой лексической единицы из трех букв. Ссылаясь на мнение академика Наталии Вавиловой, сайт поясняет, что сегодня эта морфема с точки зрения лингвистики является словом-паразитом, которое употребляется без связи с контекстом, зачастую машинально и, как правило, несет эмоционально-экспрессивную нагрузку. «Мы отменяем не только само слово, но и все однокоренные слова. Для выражения эмоций существует немалое количество эвфемизмов. В приложении к указу об изъятии морфемы из словооборота будут перечислены слова и фразы, рекомендованные к употреблению взамен устаревшего».
Баба Клава комментирует:
- А ну-ка, поднимите руки, уважаемые читатели, те из вас, кто любит русский язык. У-у-у! Лес рук. Молодцы, единогласно проголосовали за родную речь. А теперь пущай поднимут те, кто рад бы объясняться на великом и могучем, да порой приходится по матушке. Во как! Тоже немало…
Вы меня спросите: а чего это ты, баба Клава, такие странные вопросы задаешь? Как будто вчера родилась и не знаешь: приделай к любой фразе непечатное выражение - и она прозвучит гораздо убедительнее. Даже один филолог, знаток русского языка, давеча объяснял: тут главное - найти нужное усиление посыла. И в Институте русского языка об энтом прекрасно осведомлены. Хотя и не считают, что россияне, как говорится, нонеча матом не ругаются, а изъясняются на нем. Действительно, если черные слова употребляются без смысла, то какое же энто изъяснение?!
А вот еще одно «наблюдение»: «В нашей стране даже малыши на горшке ругаются матом». Его высказал адвокат одного известного певца, которого несколько лет назад в Ростове-на-Дону достали журналисты. Чтобы отвлечься от них, назойливых, артист на пресс-конференции вслух рифмовал разные слова: приличные с неприличными. Видимо, они еще на горшке ему в душу запали. Одной девушке в розовой кофточке рифма не понравилась. Она приняла ее на свой счет и обратилась в суд. «У вас разве нет восьмитомника русского мата? — удивленно спросил адвокат певца-матерщинника ее коллег, собравшихся у здания суда. — Так вы приобретите, ведь мат — это норма жизни». Вот так!
Писатели, гляжу, новыми словарями стали запасаться. Один по телевизору показывал свою библиотеку: «Словарь современного молодежного сленга», «Собрание русских воровских словарей», «Жаргон-энциклопедия», «Жгучий глагол»... Но больше всего меня поразил энциклопедический словарь, посвященный одному единственному слову – тому, которое Институт русского языка хочет изъять из обращения. Писатель, помнится, пояснил, что, мол, времена тепереча стремительные, совершенно нет времени на «культурную» речь, а мат, получается, почти идеальный ее заменитель – емкий и краткий.
Только убогий оченно – добавлю я от себя. Так что ежели про инициативу института не розыгрыш, я с учеными согласна. Конечно, энто слово и прочие слова-паразиты сразу не исчезнут. Но из русского языка выставить его надобно – хотя бы условно. Язык – он ведь ученых не спрашивает, в какую сторону ему развиваться. И покедова есть почва для паразитов, они на ней живут. Окультурим почву – отомрут…
Попалась мне как-то в руки книжонка современного русского философа. Он в ней очень убедительно доказал, что мат нам только беды приносит. Потому что в христианском мире человек в радости и в горе душой и сердцем обращается только к одной матери - Богородице. А у людишек с хлипкой верой всегда про запас есть вторая мать - едрёна. Думают, не выгорит с молитвой – попробуем матерок. Или то и другое по очереди. А ничего не выходит! И никогда т а к не выйдет… Энто даже не закон божий, энто как дважды два - четыре.