«Большая восьмерка» потеряла власть над миром

Первый же день работы саммита G8 («Большой восьмерки»), который открылся вчера в итальянской Аквиле, стал подтверждать скептические прогнозы, звучавшие в его адрес накануне от многочисленных наблюдателей.
Как всегда, на саммит G8 возлагаются слишком большие надежды, писала в преддверии форума британская The Times. Реальная же способность принимать решения перешла к G20, а G8 – лишь говорильня без секретариата, штата постоянных сотрудников и инструментов для выполнения ее предписаний. Из лидеров, которые соберутся там, поясняет издание, только Обама и Саркози могут быть уверены в своем ближайшем будущем на внутриполитической арене; ни Китай, ни Индия не представлены в форме полноценных делегаций. В этих условиях, делает вывод The Times, «если Россию и Китай хотя бы частично удастся вовлечь в усилия Запада по давлению на Иран и Северную Корею, саммит уже можно будет считать успешным». И, забегая несколько вперед, стоит отметить, что здесь надежды британского издания в какой-то мере оправдались – во всяком случае, это касается позиции России, которая, в отличие от Китая, является полноправным членом G8.
По итогам первого дня саммита, сообщает [http://www.rian.ru/world/20090709/176730181.html РИА «Новости»], лидеры стран «Восьмерки» (России, США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Канады и Италии) приняли три заявления по проблемам международной повестки дня: политическую декларацию, заявление о нераспространении ядерного оружия, а также документ по борьбе с терроризмом.
Политическая декларация включала и вопрос об Иране. «Лидеры по итогам рабочего ужина, на котором обсуждались вопросы международной повестки дня, приняли единое политическое заявление», – рассказал агентству источник в российской делегации. «Это – единое заявление, включающее в себя проблематику Ирана», – пояснил он, напомнив при этом, что некоторые участники переговоров предлагали рассмотреть возможность принятия отдельного заявления по иранской теме.
В свою очередь, источник в итальянской делегации сообщил, что большое внимание в политической декларации уделено ситуации в Иране. По его словам, лидеры «Восьмерки» выразили серьезную озабоченность в связи с событиями, происходящими в этой стране после президентских выборов. Участники саммита подтвердили уважение суверенитета Ирана, но в то же время осудили насилие, имевшее место после выборов и приведшее к потере человеческих жизней, отмечается в заявлении. Руководители стран G8 призвали иранские власти разрешать возникшие проблеме посредством демократического диалога на основе принципов правового государства.
Относительно иранской ядерной проблемы, которая, по мнению Запада, направлена на разработку атомной бомбы, участники саммита высказались за дипломатическое решение, говорится в документе, выдержки из которого приводит агентство Рейтер. Лидеры стран «Восьмерки» дали возможность Ирану до сентября начать переговоры по его национальной ядерной программе. По словам Саркози, главы мировых государств снова рассмотрят ситуацию по Ирану на саммите G20 в американском Питтсбурге 24-25 сентября. «Если не будет прогресса к этому моменту, нам придется принимать решения», – сказал президент Франции.
Саркози вообще очень горячо приветствовал принятие декларации, заявив, что достигнуто «великое единство» внутри «Большой восьмерки» по вопросу о ситуации в Иране. В этой связи президент Франции особо подчеркнул, что «российский президент Медведев был очень конструктивен».
Помимо иранской темы, в декларации лидеров стран G8 содержится твердое осуждение ракетных испытаний КНДР в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН.
Отдельный пункт документа посвящен ситуации в Афганистане. Участники саммита призвали афганские власти обеспечить проведение в стране выборов, результаты которых вызывали бы доверие международного сообщества и отражали реальную волю афганского народа. В этой связи лидеры G8 подтвердили, что окажут техническое, логистическое и финансовое содействие при проведении выборов, а также помогут обеспечить безопасность. Они высказались за укрепление демократических институтов в этой стране.
В заявлении отмечается также, что стабилизация в Афганистане и Пакистане является приоритетом для «Восьмерки». Развитие в двух этих странах и во всем этом регионе мировые лидеры считают важнейшим условием для эффективного противодействия терроризму, наркотрафику и организованной преступности.
Большое внимание в декларации уделяется необходимости создания условий для безъядерного мира. Мировые лидеры взяли на себя обязательство содействовать созданию мира, который будет более безопасным для всех. В этой связи они приветствовали достижение договоренностей между Россией и США по ограничению стратегических вооружений. Отметив роль Договора о нераспространении ядерного оружия, они определили в качестве конечной цели создание мира без ядерного оружия.
Как видим, политическая декларация саммита G8 основана в принципе на западном подходе к решению актуальных международных проблем. Собственно, ожидать иного было и невозможно – в компании G8 Россия находится в явном меньшинстве, и потому может влиять на решения «Восьмерки» лишь отчасти. Тем не менее, западные партнеры России по G8 вынуждены считаться с мнением Москвы (да и Пекина, о чем свидетельствует статья вышеупомянутой The Times). И в этом смысле жертвы, принесенные в свое время Россией на алтарь членства в G8 (взятие на себя выплату всех долгов СССР и пр.), в каком-то смысле можно считать не напрасными. Но лишь отчасти – британская The Times не оговаривается, когда заявляет, что реальная способность принимать решения давно перешла от G8 к G20.
В этом смысле очень уместно накануне саммита «Восьмерки» прозвучали слова президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силва. В интервью французской Le Monde он заявил, что «экономике нужны более представительные международные форумы», чем G8. «Богатые страны осознали, что не могут обсуждать экономические вопросы, не учитывая мнение Китая, Индии, Южной Африки, Бразилии, Мексики. Стало невозможным продолжать приглашать нас на саммит, чтобы попить кофе и сфотографироваться. Развивающиеся страны должны играть более значимую роль в обсуждениях», – считает бразильский президент. G20 – более значимый и репрезентативный форум, чем G8, следовательно, и более приближенный к реальности нынешнего кризиса, убежден да Силва. «В существовании G8 больше нет смысла, во всяком случае, для обсуждения каких-то вопросов, кроме баланса сил в мире. Мировой экономике нужны многосторонние форумы».
«Лидеры стран «Восьмерки» собираются не только среди развалин Аквилы, но и на руинах собственных грандиозных обещаний в плане помощи развивающимся странам, – писала накануне саммита британская The Independent. Как отмечает неправительственная организация Action Aid, из средств, обещанных на эти цели в прошлом году в Японии, выделена была лишь половина. Задачи, поставленные в Глениглсе в 2005 году, тоже вряд ли будут выполнены. Кстати, самым вопиющим образом нарушает собственные обещания страна, принимающая нынешний саммит, – Италия.
Эта ситуация – наглядный пример проблем с надежностью обязательств, принимаемых в рамках «Восьмерки», – резюмирует издание. – Слишком часто ее оптимистические резолюции и обещания позднее предавались забвению или отбрасывались. И если лидеры «Группы восьми» хотят, чтобы название «Аквила» впредь ассоциировалось не только со стихийным бедствием, им необходимо выдать на-гора нечто большее, чем очередное коммюнике, полное теплых слов и добрых намерений».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Слышь G8, это песец, я пришёл.
Следующие G20. Пойду к ним.
09.07.2009 16:37Немец 06
Это не львы, это гиены. Львам не свойственно жить за чужой счёт. Европа, и ЮСА давно вынесли основной объём производства в страны Азии, Африки и латинской Америки, где стоимость рабочей силы намного меньше, а значит прибыли больше. Об этом столько лет пишут, что и упоминать стыдно. Стоит рухнуть доллару и 8-ке абзац.
09.07.2009 14:54
*бабай
Львы расписались в своем бессилии.
*
Скорее "львам" напомнили что без зайцев на обед они очень быстро скукожатся с голоду. А при бесконтрольном поедании популяции ну очень быстро сокращаются.
Львы расписались в своем бессилии.
Конечно, восьмерка не может влиять на мировую экономику, в ней преобладают Европа и Северная Америка. Какая мировая экономика может быть без Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, Пакистана, Ирана.