«Возможно, всюду Бог»

''«Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они, все до одного – это Толстая Тетя, о которой говорил Симор. И твой профессор Таппер тоже, брат. И вся его чертова куча родственников. На всем белом свете нет ни одного человека, который не был бы Симоровой Толстой Тетей. (…) И разве ты не знаешь – слушай же, слушай, - не знаешь, кто эта Толстая Тетя на самом деле? Эх, брат. Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище».''
''Дж. Д. Сэлинджер «Зуи»''
Каждый день в восемь утра, когда я, стиснутый ревущей толпой, втискиваюсь в вагон метро, меня буквально раздирает двойственное чувство. C левой стороны меня убивает локоть ближайшей соседки, вставленный как раз между пятым и шестым ребром, а справа - запах колбасы с луком и несвежего белья, кроме того, режет слух визг уже немолодой полной женщины, которая, не успев добежать до сиденья, зацепилась за что-то ногой, рухнула на четвереньки и теперь стоит так и визжит, потому что остальные граждане продолжают свое движение по вагону, по ее рукам и сумке, а если бы могли, то и по голове… В этот момент всеми движет ненависть друг к другу. Ненависть и соперничество за свое место под солнцем, даже если оно превратилось в простое продавленное сиденье вагона.
И мною тоже движет ненависть, поэтому я сердито сбрасываю локоть соседки и сразу получаю: «Мужчина, не толкайтесь! Не один тут!» Поворачиваюсь спиной к луку, колбасе и несвежему белью и оказываюсь прямо перед барахтающейся у меня под ногами женщиной на четвереньках. Все еще причитая, она пытается выдернуть из-под ног граждан и гражданок большую кожаную сумку, из которой высыпались какие-то мелкие предметы: пудреница, гигиеническая помада, связка ключей… Она стоит уже на коленях перед всей этой толпой народа, шмыгает носом, я вижу ее плохо прокрашенную седеющую макушку… И все, поехало… Меня захлестывает жалость. Я вдруг представляю, как она собирается утром на работу, выбирает в шкафу и гладит кофточку, подкрашивает ресницы у зеркала, припудривает подбородок и нос и сокрушенно думает, что все равно выглядит уже не так… Она выходит из дома и потом всю дорогу бежит: бежит за автобусом, бежит по эскалатору, бежит, чтобы сесть в вагоне метро…
Я протягиваю ей руку, она поднимает на меня заплаканные глаза, и в первый момент я вижу в них только невыносимое страдание… Ей неудобно, ей стыдно за себя, но почему-то стыдно и мне тоже. Я поднимаю ее и торопливо протискиваюсь к выходу из вагона, на волю… Я стою на перроне, не смея поднять глаза на прохожих, потому что жалость к каждому их них раздирает меня, но вместе с жалостью меня раздирает чувство вины: разве я не такой же, как все? Разве я имею право кого-то жалеть? Разве я хотел бы, чтобы кто-то вот так же пожалел меня?
Одна моя родственница, добрейшей души женщина, увидев осенью на улице человека в сандалиях и без носков, решила, что он бомж. Она села куда-то на приступочку, сняла с себя лишнюю пару носков (носила их всегда две пары, потому что давно мучается ревматизмом) и понесла тому человеку. Когда она предложила их ему, он шарахнулся в сторону, покрутил у виска и быстро ретировался, решив, вероятно, что помощь нужна ей, а не ему. Она успела только крикнуть ему вслед, что напрасно он брезгует – носки чистые.
В правилах человеческого общежития общим местом считается пункт под условным номером 1657.56: «Не показывай человеку, что жалеешь его – он может обидеться». Негласным же правилом уже давно стало, что и вообще жалеть другого не надо - он же тебя не жалеет. И тогда мы выпускаем на волю страшную собаку – ярость, агрессию, гнев, – готовую разодрать всех вокруг по ничтожному поводу. Один мой знакомый страдает артрозом коленей и очень медленно, с трудом ходит. В метро, на улице он постоянно слышит за спиной: «Ну, давай, тащи копыта!», «Ты бы еще здесь лег!», «Побыстрее нельзя?!». Однажды его спутница попыталась вступиться и, оглянувшись, сказала, что у ее приятеля больные ноги. На что получила: «На такси надо ездить!» Кто это сказал? Возможно, та самая женщина, которая стояла передо мной на четвереньках.
А потом мы все встречаемся в церкви. На Пасху или Рождество. Все мы стоим, нагруженные куличами и крашеными яйцами, окропленные святой водой, вдыхая ароматный дым из кадила. И почти никто не задумывается, что, придя за телом и кровью Христовыми, мы тысячекратно предали и распяли его, постеснявшись пожалеть ближнего, не захотев пожалеть его, не пожелав влезть в его шкуру.
У режиссера Дамиано Дамиани есть знаменитый римейк старого итальянского фильма''' L'inchiesta''', что значит «Расследование», о том, как римский следователь приехал в Иерусалим расследовать таинственное исчезновение тела Иисуса после распятия. В своих поисках он доходит до понятия основных положений христианства, но полный поворот в своем мировоззрении он ощущает, когда, придя в одно из поселений последователей Христа, неожиданно был принят за него самого. За Мессию. Ученики Христа еще помнили, что в каждом человеке – Бог.
В современном мире, зашедшем в своей злобе и агрессии слишком далеко, видеть в каждом Бога - трудно. Мы все – «добрые люди» - ломаем носы, хребты и жизни своим ближним для достижения земных благ. Как нам разжалобить себя до такой степени, чтобы перестать этим заниматься? Александр Мень считал: «Мы переживаем только начало христианства», поэтому путь долог.
Но начинать когда-то надо. Это как тренинг: надо сначала на минуту в день, потом на две, потом – больше становиться «идиотами» Достоевского, надо предлагать носки тем, кто ходит без них осенью, надо влезать в шкуру женщины на четвереньках и моего приятеля с артрозом. Надо жалеть. Это не унизительно. Потому что, как только мы начнем жалеть ближнего, мы перестанем делать то, что превращает нас в жалкие создания. Мы больше не будем стоять на четвереньках!
Комментарии читателей Оставить комментарий
Полностью с Вами согласна , но в жизни почему то получется иначе. Сейчас , как Вы замеимли, стыдно стало жалеть людей. Страшно жить, бороться не хвает сил,хотя наверное это очередная отговорка.
Трепачи.Раскудахтались на мякине.
Спасибо автору за такую хорошую статью. Я с Вами согласна, потому что сама очень часто испытываю подобные чувства жалости к окружающим и самой себе. Может, это и правда низко жалеть кого-то, я еще не разобралась до конца.. но ваши мысли мы даже немного помогли. светлая статья.
спасибо.
Сейчас много возможностей переговариваться в узком кругу, выставляете свои соображения на всеобщее обозрение, так им принципиально должен быть дан ответ, особенно если вы несёте чушь. Кто вообще дал вам право командовать говорить оппоненту или нет? Следующий шаг - фашизм, вы прикажете говорить, да уже почти, что вам хочется. Вы действительно не понимаете, что это хамство основанное на ваших комплексах.
В чем ваша чушь. Вы занижаете,даже отвергаете значение закона уповая на справедливость. Справедливость понятие достаточно абстрактное, индивидуальное не может служить основой существования общества. Справедливость грабителя, чтобы у вас в кармане было денег побольше, чтобы было потемней и небыло свидетелей. Прищучат, если ещё и врежут как следует, уверен, от своей справедливостью сразу побежите к закону. Только и горазды на сайтах сопли развешивать. А уж раз произвели минуя любовь (Русича), то вы и есть исчадия ада. Такова религия.
то РЖГ: вам про Хому. а вы - про Ерёму. Уймитесь.