]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Создается такое впечатление, что СССР начала 40-хгодов прошлого века обладал большими компетенциями в авиастроении, чем российский авиапром начала XXI века»

16:21 27.08.2021
, Александр Плеханов
Ил-112В
Ил-112В. Стоп-кадр из видео в YouTube

Транспортные самолеты Ще-2 и Ил-112В. Продукты военного времени и эпохи стабильности

17 августа около аэродрома Кубинка потерпел крушение опытный транспортный самолет Ил-112В, разработка которого ведется с начала нулевых годов. 

Катастрофа Ил-112В, в которой, к огромному сожалению, погибли опытные летчики, опять заставила даже далеких от авиации людей задаваться извечными русскими вопросами – кто виноват и что делать? Почему создание не самого сложного в техническом отношении транспортника не только растягивается на десятилетия, но и приводит к таким плачевным результатам?

Конечно, жаль первый экземпляр самолета, но это всего лишь бездушное железо. Гораздо большей утратой является гибель экипажа – прекрасных людей и профессионалов экстра-класса, отдавших всю жизнь без остатка своему призванию – учить самолеты летать. Но даже их огромный опыт не смог предотвратить катастрофу.

Стоит отметить, что Ил-112В создается в условиях мирного времени, с хорошим финансированием, без авралов и прочих форс-мажоров. То есть абсолютно ничего не мешало разработчикам спокойно и без суеты довести самолет до ума ещё лет пять назад. Однако Ил-112В впервые поднялся в небо только весной 2019 года, а затем его почти два года дорабатывали.

Сложно сказать, насколько успешной была доработка, так как катастрофа 17 августа поставила ряд более серьезных вопросов. Как к самому самолету, так и к двигателям ТВ7-117СТ, которыми он был оснащен. Да и не только он – такие же двигатели стоят на пассажирском Ил-114, который так же, как и Ил-112В числится в категории перспективных, хотя этот самолет выпускался мелкой серией в Ташкенте ещё в начале 90-х годов.

О том, что Ил-112В должен заменить устаревающие Ан-24 и Ан-26, говорили ещё двадцать лет назад. Все то же самое продолжают говорить и в 2021 году, только Ан-24/26 уже не устаревающие, а окончательно устаревшие самолеты. Эксплуатировать которые с каждым годом становится всё опаснее, во всяком случае для уважающей себя страны с развитым авиапромом.

Самолеты этого класса могут кого-то удивить где-нибудь в Африке или в Южной Америке, но не в российском небе, так как самому молодому на сегодняшний день Ан-24 исполнилось 42 года, а Ан-26 – 35 лет. Эти самолеты давно должны стать музейными экспонатами, а не перевозить пассажиров и грузы. По хорошему, все Ан-24 должны были быть списаны ещё лет пять-семь назад, то же самое должно произойти и с Ан-26 в ближайшие два-три года. Но чем их заменить?

Судя по всему, катастрофа опытного Ил-112В может внести в программу разработки определенные коррективы, как обычно бывает, когда самолет терпит аварию, да ещё с человеческими жертвами. После такого серьезного инцидента конструкция как самолета, так и двигателей должна пройти всестороннюю проверку, на что потребуется время. Сколько – неизвестно. Но что-то подсказывает, что первые два Ил-112В не будут поставлены заказчику до конца 2021 года, как это планировалось сделать ранее.

Будет большой удачей, если получится оперативно установить приведшие к катастрофе причины и не менее оперативно они будут устранены. Но верится в это с трудом. Современный российский авиапром если чем и привык удивлять, так это не оперативностью, а рядом «долгостроев». Вспомним вертолеты Ми-38 и Ка-62, Ил-114, да и процесс рождения Ил-112В уже затянулся на долгие годы, и неизвестно сколько ещё продлится.

Так что старички Ан-24/26 ещё не скоро покинут российское небо. И сколько бы нам ни рассказывали про волшебную руку рынка и всевозможные прорывы, по факту получается, что старые советские самолеты продолжают трудиться даже спустя тридцать лет после исчезновения создавшей их страны. А вот новые самолеты и вертолеты российского производства с большим трудом отрываются от грешной земли, причем не всегда удачно.

Коль уж речь зашла о самолетах СССР, можно вспомнить историю создания транспортного самолета Ще-2.


Ще-2. Стоп-кадр из видео в YouTube

Рождался этот самолет в такое время, хуже которого и придумать нельзя – в самый разгар гитлеровского вторжения в СССР. Страна буквально балансировала на грани пропасти, миллионы людей сражались за её и своё собственное существование, сотни заводов и фабрик эвакуировались на восток, в европейской части Союза царил хаос и развал привычного уклада жизни, и вот в такое тяжелейшее время главный конструктор завода №482 А.Я. Щербаков в кратчайшие сроки разработал транспортный самолет ТС-1.

Работы по будущему Ще-2 начались осенью 1941 года, а уже в феврале 1942 года самолет совершил первый полет. То есть с момента создания первых чертежей и до готовой машины, поднявшейся в воздух, прошло менее полугода. Напомним, разработка Ще-2 шла не в тепличных условиях, как в случае Ил-112В, а в момент наивысшего напряжения всех сил страны, боровшейся за своё выживание.

Ко всем многочисленным проблемам добавилась и эвакуация завода №482, а, как известно, переезд – хуже пожара. Но даже перебравшись на новое место работы в Оренбург, Щербаков не бросил начатое дело и не только довел самолет до предсерийной готовности, но и выбил под его выпуск завод №47. Именно там и начался в 1943 году выпуск транспортника Ще-2, который стал всего одним из двух (!) абсолютно новых самолетов, запущенных в серию во время войны.

Меньше двух лет ушло на то, чтобы в поистине адских условиях не только разработать совершенно новый самолет, но и запустить его в производство, несмотря на приказ Сталина, запрещавший серийный выпуск новых моделей самолетов, дабы не снижать выпуск столь нужной фронту продукции. Однако Ще-2 тоже был нужен фронту, так же, как истребители, бомбардировщики и штурмовики.

Транспортные самолеты в Красной Армии всегда были в дефиците, а тут появился Ще-2 – простой, дешевый, использующий моторы от «кукурузника» По-2 и комплектующие от других, массово выпускающихся самолетов. При этом самолет был универсальным и мог использоваться как транспортник, десантный, санитарный и даже учебный. Его привлекали для доставки грузов партизанам, для оперативного снабжения вырвавшихся вперед подразделений запчастями, оружием, боеприпасами и горючим, причем обратно в тыл Ще-2 вывозил раненых. А в один из осенних дней 1944 года на одном Ще-2 случилась та же самая проблема, что погубила 17 августа 2021 года Ил-112В. Только конец у этих двух историй был абсолютно разный.

Известно о ней стало благодаря летчику-испытателю М.Л. Галлаю, который управлял тем самолетом, поэтому имеет смысл процитировать фрагмент его мемуаров: «И вот бывает такое «везение», что недалеко от Вязьмы у меня разваливается в воздухе один мотор. Потащило сразу вправо, а высота метров 50. Конечно, удержал Ще-2 от разворота, но он и на двух моторах еле летел, а о полете на одном не могло быть и речи. К счастью, на земле увидел какую-то поляночку, довольно энергично довернул самолет и плюхнулся на землю. Проскакав по кочкам, машина остановилась абсолютно целехонькая, подтвердив свою надежность в столь экстремальной ситуации. Только вместо правого двигателя – сплошная «каша» металла».

Не правда ли, ситуация очень похожая на ту, что привела к катастрофе Ил-112В: самолетом управлял опытный летчик-испытатель, произошел отказ правого двигателя, высота 50 метров, правда, Ще-2 остался практически целым, как и пилотировавший его М.Л. Галлай и летевший вместе с ним с фронта поэт А.Т. Твардовский. А ведь разработанный Щербаковым самолет был гораздо проще, чем Ил-112В – деревянный фюзеляж с полотняной обшивкой, отсутствие систем пожаротушения и ни одного датчика. Однако он смог приземлиться с размочаленным «в кашу» правым двигателем и не загорелся, а Ил-112В стал неуправляемым через весьма непродолжительный отрезок времени после возгорания двигателя.

Понятно, что проводить параллели между двумя этими самолетами и происшествиями не стоит, вот только создается такое впечатление, что СССР начала сороковых годов прошлого века обладал гораздо большими компетенциями в авиастроении, чем российский авиапром начала XXI века.

В Советском Союзе разработать транспортный самолет в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях смог даже конструктор А.Я. Щербаков, в активе которого до этого подобных разработок не было. И после Ще-2 он больше не разработал ни одного самолета. Понятно, что его самолет не бог весть какое технически сложное изделие, но так и Ил-112В – это не Ан-225 и даже не Ан-70.

Остается только догадываться, сколько лет нынешние «эффективные менеджеры» доводили бы до ума самолет класса Ил-76 или Ан-22. Со всеми их сверхсовременными компьютерными программами, расчетами и немаленькими зарплатами. Хотя чего тут гадать – до сих пор в серию не запущен Ил-114, первый полет которого состоялся в далеком 1990 году.

А можно вспомнить историю создания административного самолета ОКБ Мясищева М-102 «Дуэт». Несмотря на кооперацию с индийским авиаконцерном HAL, почти все девяностые годы ушли на разработку этого простого 19-местного самолетика, оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями.

В те годы отечественная конструкторская школа ещё оставалась достаточно сильной, и сам по себе процесс разработки «Дуэта» особых проблем не представлял. Гораздо большей проблемой было финансирование проекта, на которое не могли найти какие-то жалкие 30 миллионов долларов. По нынешним меркам эта сумма выглядит несерьезной – вспомним, какие кубометры налички находят в квартирах-сейфах некоторых полковников.

В результате индийская сторона приняла решение продолжать разработку этого самолета самостоятельно, из его названия исчезло слово «Дуэт» и он стал называться Saras. Несмотря на то, что и в Индии проект столкнулся с рядом трудностей и даже был близок к полному закрытию, тем не менее, в 2013 году HAL Saras совершил свой первый полет. С тех пор самолет долго и мучительно лечат от «детских болячек», но учитывая молодость и неопытность индийского авиапрома – это простительно.


HAL Saras. Фото с сайта forceindia.net

Компания HAL надеется начать серийное производство Saras в ближайшее время и предложит самолет другим странам. А Россия в очередной раз села в лужу, лишившись не только перспективного административного самолета, то есть продукта с высокой добавленной стоимостью, но и потенциальных рынков сбыта и тысяч – с учетом заводов-смежников – рабочих мест.

Впрочем, ничего другого ожидать от российских «эффективных менеджеров» не приходится. Они умудрились пустить по ветру даже готовые проекты, доставшиеся им в наследство от яростно ими оплевываемого СССР, чего уж говорить про те проекты, которые они пытаются разрабатывать самостоятельно. Много удалось сделать за последние тридцать лет?

Это индийцам простительно разрабатывать самолеты и вертолеты долгие годы, потому что их авиаотрасль достаточно молодая. Когда в начале шестидесятых годов в Индии начался выпуск первых собственных самолетов, ОКБ Мясищева модернизировало свой стратегический межконтинентальный бомбардировщик М-4, то есть уже тогда СССР выпускал такие самолеты, которые Индия не в состоянии разрабатывать и выпускать даже сейчас. А вот РФ, учитывая гигантское советское авиационное наследство, вряд ли простительно годами мусолить проекты не самых технически сложных самолетов.

Если бы Ил-112В разрабатывали в СССР, этот самолет уже давно выпускался бы сотнями штук, как и Ил-114. Более того, в силу возраста последнего (начало разработки в 1986 году), уже вовсю велась бы разработка его преемника.

Сторонники «волшебной руки рынка» и «эффективности» могут смеяться над СССР сколько угодно, но в Союзе за состоянием авиатехники следили не в пример лучше, чем в постсоветскую эпоху и вряд ли до полетов допустили бы самолеты, разменявшие четвертый-пятый десяток. Как это происходит сейчас с Ан-24 и Ан-26. Да и работа советских конструкторских бюро была видна невооруженным глазом – чуть ли не ежегодно в серию запускались новые или модернизированные самолеты и вертолеты. Зато сейчас сложно сказать, чем именно занимается то или иное ОКБ, да и существует ли оно? Или давно уже «оптимизировано»?

Хочется надеяться, что катастрофа, подобная той, что случилась 17 августа, больше не повторится, что Ил-112В доведут до ума и он станет надежным и безопасным самолетом. И массовым. И будет летать не только в российском небе, но и привлечет зарубежных покупателей.

Россия – страна с великим авиационным прошлым, родина множества уникальных летательных аппаратов, которые в свое время приводили в восхищение весь мир. Но хочется, чтобы не только прошлое было великим, но и настоящее с будущим. Чтобы Россия оставалась великой авиационной державой, а не скатывалась во вторую лигу, к Индии и Бразилии.

В мире постоянно и везде идет борьба, и если продолжать развивать авиапром в таком же темпе, как это происходит последние тридцать лет, то очень скоро можно оказаться в роли безнадежно отставших. Потому что другие страны топтаться на месте не собираются и быстро оставят позади, несмотря на все прежние достижения. Если кто не верит, пусть посмотрит на Китай, вернее, на его авиапром.

Раньше это было фактически пустое место, а теперь в Поднебесной выпускают стелс-истребители J-20, стелс-беспилотники, разрабатывают стелс-бомбардировщик H-20, разработали тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, многоцелевой вертолет Z-20, разработали два пассажирских лайнера С919 и ARJ21, и это далеко не весь список китайских достижений.

Китайцам не привыкать завоевывать мировой рынок, да они и не скрывают, что не прочь отхватить свой кусок от мирового авиационного пирога. А кто замешкался, ну так сам виноват – надо было вкалывать, а не щёки надувать лёжа на печи.

Текущее десятилетие станет судьбоносным для России, и касается это не только её авиапрома. Хотя и его тоже.

К 2030 году мир кардинально изменится, в наибольшей степени – технологически. Именно за это десятилетие, по итогам Четвертой промышленной революции, должно произойти окончательное разделение на «высшую мировую лигу» и «третий мир», на хай-тек страны и банановые республики. Уже сейчас ясно, что билет в высшую лигу себе забронировали США, Канада, Китай, Япония, Южная Корея, Евросоюз, Англия и Израиль. Поэтому только от России, и только от неё, зависит то, какое место она займет в будущем мире. Который с каждым годом становится всё более циничным, всё более безумным и бесчеловечным. Поэтому опираться надо исключительно на собственные силы, а не надеяться, что «заграница нам поможет». Такое в наступающем будущем станет невозможным, да и желающих помогать давно нет. Тем более, что один раз нам уже «помогли», в приснопамятные «святые» девяностые.

Грубо говоря, каждый новый российский авиадвигатель, установленный на новый российский самолет, каждый новый российский корабль, автомобиль-электромобиль, компьютер, планшет, смартфон, станок, комбайн, трактор, да хоть электрочайник – это пусть крошечный, но шажок в высшую лигу. Но если этих шажков будет сделано недостаточно, то нас ожидает «тёплая» компания банановых республик-представителей периферийного сырьевого капитализма, вырваться из которой не получится уже никогда. И пока ещё существуют относительно тепличные условия, надо всячески стремиться эти шажки делать.

Иначе, как говорил один известный, до зубовного скрежета ненавидимый «эффективными менеджерами», государственный деятель – нас сомнут.

Темы: Технологии и решения, Авиастроение
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.04.2024, 08:37
    Гость: владимир

    Анафема "проклятому рынку" автора - просто нелепа! Стоит заметить, что наилучшие самолеты мира сегодня созданы в странах, работающих именно в рыночных условиях и непременно "во имя прибылей".В России, несмотря на многолетнюю болтовню про "рынок" - рыночного весьма немного... в основном - цены.А прибыльность - вообще не зависит от успешности и востребованности производимого и из экономики организованно изымается, а в реальное производство достаточно - практически не возвращается. Но главное - политика страны "во имя убытков".Можно назвать огромные траты на ракеты и бомбы "развитием экономики"и зачислить их цену в рост производства и экономики. Но на деле, совершенно очевидно, что это непроизводительные расходы, а для страны - чистый убыток.Массовый отъезд из страны наиболее ценных специалистов,которых нельзя вырастить немедленно и по приказу - отдельная печальная песня.Так что, надежды некоторых ненавистников "рынка" на волшебную силу "шарашек" и Гулага в 21-м веке не сбудутся. Сколько ни призывай, ни голосуй и не воспевай тюремный "трудовой энтузиазм".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 05.09.2021, 17:10
    Гость: Клим

    Может из СССР выходцы?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.09.2021, 21:52
    Гость: Ни кола й ни двора

    Правильно излагаешь. А мне после бани ,за пивасиком кореш рассказывал, что Кларенс Джонсон на самом деле Коля Иванов. С риском бежавший из полуподвалов Московской ЧК. Учись, корешок и может к тебе машину прикрепят стальным тросиком. На дачу ездить будешь.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 03.09.2021, 21:45
    Гость: Ни кола й ни двора

    Слышь, недоумок!Скажи ,на чём летаешь? Если линейный пилот, чтобы с перепугу не взять на тебя билет и не полететь. Ведь убьёшь на раз-два. Если геймер-так и скажи. Можно будет вздохнуть с облегчением.Стой себе в стороне, рядом с баками.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 03.09.2021, 21:29
    Гость: Ни кола й ни двора

    Эй, моряк! Ты слишком долго плавал. Ресурс самолёта назначается в часах. И в количестве взлётов/посадок. Назначенный ресурс продляется в установленном порядке по мере расходования. И делается это профессионалами. А блогеры руководят с диванов и корректируют неправильное поведение конструкторов. Если им дают во время исчерпывающую информацию. Всё путём. Бывают уникальные летательные аппараты, но редко. Например, Дуглас С-3, он же Си-47, он же Ли-2. Был, говорят, случай. Сел без экипажа, когда выжег ,,горючку". Ну Вы, моряк, меня понимаете. Экипаж предварительно сиганул за борт.Полярники его уважали.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (142)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Пусть в Бурятии будет полный беспредел»: егерю грозит реальный срок за задержание браконьеров
«Северный Флот», 27 января, Papa Barvillage
«"Закручивание гаек" ничего не решит, оно работает только для законопослушных граждан»
«Тараканы!», 14-15 января, «ГлавКлуб»
«Калинов мост», 5 апреля, 1930 Moscow
Лучший Самый День «Покупаем-продаем» (мини-альбом)
«Абвиотура», 11 ноября, «Техника без опасности»
Дельфин продемонстрировал свои «ослепительные богатства»
У кого прививки нет, берет навынос свой обед: коронавирус изменил правила питания солдат в Греции
«Северный Флот», 1930 Moscow, 28 ноября
musica di strada «Интеллигентный питерский шансон» (интернет-релиз)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.