Ядерный щит России деградирует

Командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Николай Соловцов сообщил на исходе минувшей недели, что в России разрабатывается новая тяжелая стратегическая ракета, которая по своим характеристикам будет похожа на ракету РС-20 «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана»). Как сказал командующий РВСН [http://www.interfax.ru/ Интерфаксу], перед Россией стоит задача не только сохранить ракету «Воевода», но и создать новый тип ракеты, чем сейчас и заняты специалисты. Кроме того, Соловцов сообщил, что сроки эксплуатации «Воевод» увеличиваются до 30 лет – соответствующее решение принято президентом России.
Соловцов напомнил, что ракета РС-20, аналогов которой в мире до сих пор нет, разрабатывалась в СССР в ответ на провозглашенную президентом США Рональдом Рейганом программу СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Пока подтвержденные сроки эксплуатации двух модификаций ракеты РС-20 составляют соответственно 25 лет и 21 год. Однако для продления сроков эксплуатации ракет РС-20 есть все технические условия, считает Соловцов. В частности, по его словам, сохранило свой потенциал КБ «Южное» (Днепропетровск, Украина), где в советское время была создана эта ракета.
Напомним, что в январе этого года Владимир Путин, будучи еще президентом РФ, подписал закон «О ратификации Соглашения между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о продлении срока эксплуатации ракетного комплекса 15П118М». Само это соглашение было подписано в Москве 21 февраля 2006 года. Соглашение потребовалось потому, что проведение работ по продлению срока эксплуатации комплекса имеет право выполнять только головной разработчик и изготовитель комплекса, т. е. КБ «Южное».
По данным открытых источников, в составе группировки РВСН сегодня на боевом дежурстве состоят около 80 ракет «Воевода». Ракета РС-20 – на жидком топливе, она способна нести 10 ядерных боевых блоков по 0,5 мегатонны на расстояние до 11 тыс. км. Масса «Воеводы» превышает 211 тонн.
KM.RU попросил прокомментировать ситуацию, складывающуюся с ракетно-ядерным щитом России, президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова:
– Я с огромным уважением отношусь к генерал-полковнику Соловцову, командующему Ракетными войсками стратегического назначения. Он – отличный профессионал и порядочный человек. Но сегодня всем, кто хочет продолжать службу, приказано идти в войска, апеллировать к общественности и разъяснять, так сказать, позитивные моменты затеянной военной реформы. А кто не согласен – тем суждено уйти в отставку, что, собственно, и происходит.
Теперь – о сути проблемы. Безусловно, ракета «Воевода» (по натовской терминологии – «Сатана») – самая мощная сегодня в мире. Ничего подобного не смогли создать ни американцы, ни кто-либо другой. Она несет 10 боеголовок и до 40 ложных целей. И поэтому сравнивать с этой высокозащищенной мощной системой «Тополь», тем более мобильный «Тополь» – все равно что сравнивать самосвал с «Запорожцем». И по выводимому весу, по возможностям преодоления системы ПРО противника наши тяжелые ракеты значительно превосходят новые разработки. Это во-первых.
Теперь – о модернизации, продлении сроков эксплуатации «Воеводы». Да, это делается, поскольку в каждой системе, как правило, был заложен потенциал больший, чем поначалу объявлялся. Но все равно предел продлению сроков эксплуатации существует. К тому же для продления сроков эксплуатации нужно иметь среду. А и конструкторское, и технологическое сопровождение системы «Воевода» осуществляется сейчас коллективом предприятия, которое находится на Украине – коллективом, который сегодня не проектированием, ни производством ракет уже не занимается. И поэтому продление эксплуатации «Воеводы» – несколько натянутый вариант поддержания нашего ядерного потенциала. Ведь каждая система имеет свои пределы эксплуатации. Взять тот же автомобиль: мы его эксплуатируем, эксплуатируем, и настает момент, когда он становится более опасным для своего владельца, чем для окружающих. Вот и с системой «Воевода» мы подошли к пределу технических возможностей ее эксплуатации.
А говорить сегодня о том, что мы можем создать новую тяжелую ракету, не приходится. Потому что разрушена кооперация, нет производственных мощностей: мы их добросовестно уничтожили. Да, можно конструировать, конструкторские коллективы могут рисовать, спорить и т. п., но превратить ракету в металл, в надежную систему, наладить ее производство пока невозможно.
Теперь – о «Тополе», прежде всего, о его подвижном варианте. Когда-то подвижные комплексы играли определенную роль – они были не наблюдаемы. Но сегодня каждый наш «Тополь» в реальном режиме времени подробнейшим образом просматривается.
Во-вторых, этот комплекс не имеет броневой защиты. И любой выстрел с дальности 3 км и более выводит его из строя.
Далее. Эта огромная махина на колесах – система достаточно неустойчивая. Так, есть ограничения по продольному и осевому наклону и т. д. Словом, все это небезопасно.
И еще один момент. Вспоминаю 1997 год. 1 мая тогдашний госсекретарь США г-жа Олбрайт прилетела с командой в Москву вести переговоры по основополагающему акту Россия – НАТО. И прежде, чем приступить к переговорам, она заявила нашему министру иностранных дел Евгению Примакову и нам, членам российской делегации: мол, такого-то числа в такое-то время ваш «Тополь» из базы Дровяная выехал не в том направлении и проехал 300 м не по тому маршруту, который ему был предназначен. Т. е. к тому времени мы уже взяли на себя, в эпоху этой игры в поддавки с американцами, обязательство ездить только по определенным маршрутам и уведомлять об этом наших оппонентов.
Таким образом, все эти факторы показывают высокую уязвимость и ненадежность системы «Тополь». Далее: забрасываемый вес у «Тополя» гораздо меньше, чем у «Воеводы». У «Тополя» – всего 1 боеголовка. Но даже если мы поставим на него 3 боеголовки – все равно системы «Тополь» несопоставимы с «Воеводой».
И неслучайно американцы, просчитав нисходящую, деградирующую линию развития нашего ракетного комплекса, приступили к развертыванию глубоко эшелонированной системы ПРО. И пытаются создать ситуацию, когда наши боеголовки будут неспособны долететь до Соединенных Штатов. А дальше они становятся монополистами в ракетно-ядерной области. Они, по сути дела, накрывают наш ракетно-ядерный потенциал колпаком. И девальвируют концепцию ответно-встречного удара, который является сдерживающим фактором крупномасштабной агрессии. Вот что мы получим в результате.
Шахтные «Тополя» более надежны, чем их мобильные варианты. Быть может, даже следует рассмотреть вопрос железнодорожного базирования такого «Тополя». Но какой-то ответ американцам найти нужно. Потому что если мы не будем надежно держать под прицелом территорию Соединенных Штатов, американцы станут диктовать нам условия, и будут вести себя нагло не только в военно-стратегической, но и в политической сфере и в сфере экономике. Достигнув превосходства и лишив нас возможности угрожать американской территории, они могут запросто потребовать и отдать им источники нефти, и приказать нам не вмешиваться в кавказские дела, и т. д., и т. п.
Сегодня, к сожалению, мы не можем найти надежного ответа американской ПРО. Плюс силы общего назначения в результате военной реформы тоже опускаем до уровня возможности ведения 1-2 локальных конфликтов, не более. Все это печально. Но пусть кто-то опровергнет, что угроз у нас стало меньше или их нет вовсе. Пусть кто-то опровергнет наш пессимизм в отношении деградации нашего ракетно-ядерного потенциала. Пока же мы слышим только ложь, причем ложь из официальных источников. Про то, например, что на «Тополе» есть некий маневрирующий блок (для дезориентации ПРО. – Прим. KM.RU). А ложь эта легко опровергается, потому что «Тополь» выводит где-то 1-1,2 т полезной нагрузки. А планирующий блок сам весит 1,5 т, так что «Тополь» его просто не вытащит. Но нам почему-то продолжают лгать. Та же ложь – и в отношении продления сроков службы «Воеводы», и в отношении много чего еще.
А нужно не лгать и сказать правду, выделить необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы начать восстанавливать оборонно-промышленный комплекс и насыщать нашу армию действительно эффективным оружием. А не закупать его у того же Израиля, как это собираются сделать с беспилотными летательными аппаратами.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Здрасте уважаемые, скажете что такое ВВСн? Ну очень надо, что то подобное у меня написано в карте призывника. Которая лежит в военкомате.
Ничего страшного, у нас новогодних петард много, их на дежурство и поставим...Петарды стратегического назначеня
Давно пора этих дармоедов разогнать, а то тратили, тратили на них такие деньжищи, а они ни разу ни одной ракеткой и не пульнули, что б усе боялись
2 22.12.2008 07:26dfkbrjd А РФ и сейчас кормит чужую. Работает на неё всякими Стабфондами:))....
Враг должен пребывать в неведении и смятении,что заставит его совершать ошибки и разоряться.А для этого существует Генеральный Штаб,наука и политика.Если есть мир и есть компетентные люди,значит государство работает и выполняет свои функции.