Южные Курилы: как с ними быть?

Во время своего визита в Японию российский премьер В.Путин не исключил возможности раздела Южных Курил между Россией и Японией. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо будут обсуждать любые варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора, заявил В.Путин 12 мая в Токио на совместной пресс-конференции после встречи с японским премьером.
***
Япония приобрела право на эти острова согласно условиям двух договоров с Российской империей – 1855 и 1875 гг. Южный Сахалин отошел к Японии по условиям Портсмутского (1905) мирного договора после русско-японской войны. В 1924 году Япония предлагала России выкупить северную часть Сахалина, но сделка не состоялась. Повторно к этому вопросу японцы вернулись в апреле 1941 года при подписании пакта о нейтралитете, но Москва отказалась даже обсуждать это предложение. По завершении Второй мировой войны, согласно Сан-Францисскому мирному договору, Япония официально признала, что у нее нет прав на владение Южным Сахалином и Курильскими островами. Однако японская сторона считает, что острова Южных Курил (Минами Тисима) не входят в Курильские острова (Тисима), поэтому они должны отойти обратно к Японии, хотя на картах, изданных МВД Японии в 1930 году, эти острова изображены в составе Курильских островов.
В середине 50-х гг., после подписания советско-японской Декларации, СССР обещал передать японцам два острова (Хабомаи и Шикотан) после подписания мирного договора. Эти договоренности впоследствии были нивелированы. В начале 2004 года японское правительство подготовило новый, неожиданный вариант урегулирования территориального спора – вариант Акихиро Ивасита. Суть его состояла в том, что у России остается самый большой и стратегически важный остров Итуруп, на который приходится около 60% всей спорной территории, а три остальных острова (Шикотан, Кунашир и Хабомаи) передаются Японии. Спустя полгода, в ноябре 2004 г., президент В.Путин подтвердил, что Москва готова выполнить обещание, данное еще в 1956 году, но в Токио отреагировали на это сдержанно: «Япония не изменит свою позицию в отношении территориального вопроса, согласно которой подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности всех четырех южнокурильских островов».
Помимо политических и экономических аспектов переговоров о судьбе Южных Курил, должна выйти из тени и военно-стратегическая сторона проблемы.
'''Во-первых''', по мнению многих японских экспертов, возможен пересмотр «мирной Конституции» 1947 года, что даст Японии формальные юридические основания для преобразования «сил обороны» в «армию». По нашему мнению, это не повлечет перехода Японии к силовой политике и не создаст проблемы противостояния с Россией. Япония как минимум на 30 лет «подсела» на Сахалинскую газовую иглу, и ей нет резона портить с Россией отношения.
'''Во-вторых''', за пересмотром японской Конституции последует пересмотр японо-американского договора о безопасности, который обязывает США защищать Японию. Можно предположить, что в новом договоре останутся формулировки, позволяющие американским войскам находиться на японских островах.
'''В-третьих''', изменение статуса японской армии может ухудшить обстановку на российских дальневосточных сухопутных границах, поскольку реакция Китая здесь может быть двоякой. Наблюдая за ростом японской военной машины, Китай ускорит перевооружение своей армии, и расчеты российского Министерства обороны на 10-15-летнее превосходство над китайской армией в силах и технологиях придется подкорректировать цифрой вдвое меньшей.
Не следует также забывать о территориальном споре между Китаем и Японией из-за архипелага Сенкаку и проектах разработки нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море. Вероятно также, что, воспользовавшись некоторым ослаблением позиций США в АТР при выводе части американских войск, Китай постарается достичь своей главной ближайшей цели – объединения страны. '''Как это повлияет на баланс сил в АТР? Ведь сил здесь немало: 4 государства региона – США, Россия, Китай и КНДР – обладают ракетными и ядерными технологиями.'''
Район сложный. Российская группировка здесь включает силы Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Состав: 2 армии, 1 армейский корпус, 10 мотострелковых дивизий (2 танковые дивизии), 3 укрепрайона, 3 артиллерийских дивизиона, 9 бригад; вооружение: 3900 танков, 6400 БТР и БМП, 3000 артиллерийских систем, 54 ОТР, ВВС и ПВО – 345 машин. На вооружении Тихоокеанского флота всего подводных лодок – 24, надводных кораблей – 71.
На острове Сахалин дислоцируются: штаб 58-го армейского корпуса, 33-я мотострелковая дивизия, отдельный вертолетный полк, 166-й полк связи и отдельный инженерно-саперный полк. На Итурупе – 97-я отдельная береговая артиллерийская батарея.
Личного состава в группировке США, Японии и Южной Кореи – около 1 млн человек. Танков – около 3500; боевых самолетов – около 1000; более 200 вертолетов; надводных кораблей – 102; подводных лодок –14.
Непосредственно на острове Хоккайдо, к которому примыкают спорные острова, дислоцируется японская Северная армия в составе трех пехотных и одной танковой дивизии, насчитывающих: личного состава – 45,3 тыс. человек, 489 танков и бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове составляют части Северного авиационного направления – около 80 боевых самолетов и 2 зенитно-ракетных дивизиона.
Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770 танков, 2440 бронетранспортеров, 646 боевых самолетов, 86 боевых кораблей, в т. ч. 51 подводная лодка.
На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4 полевых армии в составе 10 пехотных и двух танковых дивизий, которые насчитывают 250 тыс. человек.
Эта гремучая смесь – вооруженные силы 5 государств – в совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире, и соблюдение равновесия в ней представляется одинаково важной задачей для всех.
'''России в этой ситуации следует определиться со стратегической географией. К сожалению, создав прецедент и отдав Китаю два острова, Россия в переговорном процессе с Японией поставила себя в сложное положение.'''
Выбор перед Москвой непростой. И здесь надо учитывать, что в ряде вопросов Япония старается дистанцироваться от США и прилагает максимум усилий к тому, чтобы уменьшить американскую войсковую составляющую на своей территории. В этом ключе надо рассматривать и передислокацию американских войск с Окинавы на Гуам, и частичную передислокацию войск США из Южной Кореи. Сейчас японцы настаивают на том, чтобы американцы вывели эти подразделения, на что есть несколько причин. Главная из них – Токио стремится уменьшить свою зависимость от ситуации на Корейском полуострове: если США начнут военную операцию против КНДР, то ответным ударом северокорейцы накроют Японию. Именно поэтому японское правительство создает систему ПРО как сугубо национальный проект (хотя эти работы ведутся в тесном взаимодействии с американцами и по согласованным с ними планам).
По состоянию на начало 2009 года наземный эшелон ПРО Японии включал 8 зенитно-ракетных комплексов «Патриот» ПАК-3 (дальность перехвата баллистических целей – до 25 км на высотах до 15 км). 4 этих ЗРК, входящих в состав 1-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона, зоной ответственности которого является Столичный район, развернуты на авиабазе Ирума (30 км северо-западнее Токио). Другие 4 ЗРК, входящие в состав учебного зенитно-ракетного дивизиона, развернуты на авиабазе Хамамцу. К середине 2010 года предусмотрено довести количество развернутых ЗРК «Патриот» ПАК-3 до 16, что, по расчетам японских военных, позволит в совокупности с морским эшелоном ПРО организовать противоракетную защиту основной части территории страны. Дополнительные 8 ЗРК «Патриот» ПАК-3 намечены к развертыванию в составе 4-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Гифу) и в составе 2-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Касуга).
В составе морского эшелона ПРО Японии на сегодня 2 эсминца типа «Конго», оснащенных доработанной под задачи ПРО многофункциональной системой управления оружием (МСУО) «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3» модели 1А (дальность перехвата баллистических целей – до 300 км на высотах 70-250 км).
Позиция Японии (а она является ближайшим союзником США в АТР) в последние годы в какой-то степени повторила позицию Турции в Иракской войне. Турция тоже является ближайшим союзником США на Большом Ближнем Востоке, но 6 лет назад турки запретили пролет американских самолетов для открытия северного фронта в Ираке. Сейчас они не уступают американцам Черное море, самостоятельно проводя операции «Блексифор».
Похожая ситуация складывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ближайший союзник американцев Япония в ходе шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме в каких-то случаях отказывалась от поддержки Соединенных Штатов.
Спустя 64 года после войны меняются геостратегические интересы, происходит переоценка ценностей. В заявлениях, исходящих из Токио, отмечается, что Япония не видит в России врага, и это симптоматично. Начинается смена стратегических ролей, экономика заметно преобладает над политикой. И, возможно, это поможет переговорам по проблеме Курильских островов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
1.05.2009 20:42
Конрад
Японцев испортила победа в русско-японской войне 1905 года. Они до сих пор не уяснили, что для России поражение было незначительным эпизодом и причиной его была незавершенность транссибирской жд, т. е. отсутствие коммуникаций для переброски войск и вооружений и слабость царя николашки, по сути подарившего японцам победу. В современной войне японцам ничего не светит.//
Японцев испортила слабость и непоследовательность царя Никиты Кукурузного. Согласившись отдать японцам два острова он тем самым породил иллюзию, что Россия настолько заинтересована в мире с Японией, что не грах собрать с нее и побольше. И. кстати даже отдача этих двух островов не лишала Россию главного преимущемства - контроля над всеми проходами в Охотское море. То жечто предлагает Япония создает именно такую возможность неподконтрольную России. А нужны ли нам американские атомные подводные лодки с "Томагавками" вблизи охотских берегов. Лично я в этом очень сомневаюсь В-)
Японцев испортила победа в русско-японской войне 1905 года. Они до сих пор не уяснили, что для России поражение было незначительным эпизодом и причиной его была незавершенность транссибирской жд, т.е. отсутствие коммуникаций для переброски войск и вооружений и слабость царя николашки, по сути подарившего японцам победу. В современной войне японцам ничего не светит.
25.05.2009 21:10БарабашЭлементарно-построить там пару ядерных реакторов типа РБМК («чернобыльский» тип), и сказать, что, как только японская армия начнёт мутить воду около Курил, наши ученые начнут там свои эксперименты. Полагаю, надолго охоту отобьёт к Курилам приближаться. А если что, то... возможны варианты.// чиж: это ХОРОШИЙ ВАРИАНТ. плохо ТО, ЧТО ТАМ ЦЕНТР ДЕЛАТЬ НЕ БУДУТ: бюджет ГАВКНУЛ.
Элементарно-построить там пару ядерных реакторов типа РБМК("чернобыльский" тип), и сказать, что, как только японская армия начнёт мутить воду около Курил, наши ученые начнут там свои эксперименты. Полагаю, надолго охоту отобьёт к Курилам приближаться. А если что, то... возможны варианты.
Автор противоречив. в первом случае он еишет: "Во-первых, по мнению многих японских экспертов, возможен пересмотр «мирной Конституции» 1947 года, что даст Японии формальные юридические основания для преобразования «сил обороны» в «армию». По нашему мнению, это не повлечет перехода Японии к силовой политике и не создаст проблемы противостояния с Россией" А во втором: "изменение статуса японской армии может ухудшить обстановку на российских дальневосточных сухопутных границах". В общем-то; ъкономика, всегда была и есть составляющей политики. Так, что уповать на защиту экономикойот политики - не следует. Тем более,именно Япония зявляла, что война определяет суть договоров.