Вот такая «диаКлектика»

Преподаватель Георгий Дружинин поделился с Интерфаксом коллекцией студенческих «перлов», услышанных им на экзаменах по истории. Оказывается, Рим основал «простой ромул», после чего стал первым папой Римским. Другой студент пошел еще дальше: во главе католической церкви «был папа, а сама церковь – это мама такая»!!! «Император ДиАлектиан придумал новую государственную религию – диалектику». После замечания экзаменатора «умник» поправился: «ДиаКлектика». Следующий «специалист по истории» сообщил о том, что в Византийской империи «было четыре главных города – Византия, Стамбул, Царьград и Константинополь». А еще один пребывал в уверенности, что в шариате «был главный великий пророк» по имени Адам – «тот самый, с которого все началось, который все основал, и у православных тоже».
Отечественная история тоже оказалась богатой нишей для студенческого легкомыслия. Как заявил на экзамене один из современных бурсаков, «Соборное уложение» было принято при царе «Алексее Втором», который, вдобавок во всему, еще и «отменил крепостное право и учредил Соборы».
Смешно – аж плакать хочется, особенно если учесть, что экзаменовали не школьников, и даже не абитуриентов – студентов. И это в самой передовой – по количеству вузов – стране мира! В современной России насчитывается свыше 3000 высших учебных заведений, причем 2000 – это филиалы различных институтов и университетов. Для сравнения: в Англии подобных альма-матер – 350, во Франции – 600. При этом трудоустраивается по специальности всего лишь половина российских выпускников – чуть более полумиллиона человек.
Причина столь печальной картины заключается не только в нежелании работать по профессии, но и в общем уровне образования. Например, в прошлом году более 80% студентов факультета журналистики МГУ с треском провалили проверочный диктант, сделав в среднем по 25-30 ошибок. Как они в будущем собираются глаголом жечь сердца людей, совершая по 3 исправления в слове, порой искажая его до неузнаваемости – непонятно.
Складывается впечатление, что система лицензирования наших вузов создавалась исключительно для зарабатывания денег. Ложный посыл о переходе количества в качество подвел и на этот раз. «Академий» в среднестатистическом городе России может быть сколь угодно много; жаль, что лекции там читают, как правило, одни и те же преподаватели. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже неоднократно объявлял о планах его ведомства закрыть большую часть вузов. По мнению представителей министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150-200 институтов. Правда, пока, кроме благих намерений, дело не идет. По-прежнему не ясно, кто и по каким критериям станет определять, кому остаться, а кому исчезнуть. Расплодить оказалось гораздо проще, чем уничтожить.
Следующая проблема – реформирование высшей школы по западным стандартам. Получившие в основном советское образование, как пел Владимир Высоцкий, «товарищи ученые, доценты с кандидатами» вдруг превратились в ярых поборников «бакалавриата», «магистратуриата» и прочих, прости Господи, ЕГЭ. На все вопросы, почему именно так, внятных ответов не последовало. Именно внятных, а не общих рассуждений о «цивилизованном пути» и «передовом опыте». Мы уже переименовывали ПТУ в академии, только ума от подобной «реформы» не прибавилось. Профессор МГУ В.Сухомлин считает, что все это – не более чем имитация кипучей деятельности чиновников. Трудно не согласиться. Любая бюрократическая система неизбежно решает задачу поддержания своего существования.
Есть и другой аспект. Рассмотрим состояние рынков труда развитых стран – США и Европы. В настоящее время промышленная мощь человечества выросла настолько, что обеспечивает практически любые потребности граждан этих стран с минимальными затратами. В производящей части экономики работает не более 25-30% населения. Такое положение неизбежно вызывает жесточайшую конкуренцию на рынке труда; более-менее высокооплачиваемую работу получают только высококлассные специалисты. Никто из них не заинтересован в появлении большего количества себе подобных. Поэтому на Западе и происходит упрощение образования, по сути, сведение его к решению фиксированного набора стандартных задач в узкой профессиональной области. Это ли пример для подражания?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот человек пишет статью и удивляется. Уважаемый автор, вы что, с луны свалились? Вы не знаете как у нас сдают экзамены ЕГЭ по мобильнику, не знаете как пишут в университетах курсовые и дипломные, качая их из интернета или сами преподы продают их на кафедре? Не надо сокращать кол-во учебных заведений, они сами сократятся естественным путем если людей научат делать все своей головой и излагать свои мысли со школы. В России систематически уничтожали и уничтожают всех инакомыслящих, думать своей головой опасно для жизни. Такие выживают единицы. Проще заплатить и все тебе напишут. Преподаватели в школах и в вузах это поощряют своим безразличием, им тоже напрягаться не хочется. Они тоже продукт этой системы, у них у самих нет собственных мыслей, а если есть, то спрятаны далеко, да и шабашка за неумение студентов думать каждый семестр стабильная.