Гаишники будут сидеть в кустах «по закону»

1 сентября вступает в силу документ со сложным и труднопроизносимым названием – «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Документ, принятый в рамках административной реформы, состоит из двух частей – собственно регламента и наставлений для внутреннего пользования. До этого действовало наставление, утвержденное 10 лет назад – в 1999 году. Причем новый документ отличается от старого тем, что наряду с сотрудником ГИБДД им может пользоваться водитель. Есть ли другие отличия? Их множество!
Согласно прежним наставлениям, гаишник, остановив автомобиль для проверки, должен был представиться, назвать должность, звание и фамилию, объяснить причину остановки. Теперь к этому добавилось уточнение: «инспектор должен быть вежливым, объективным и тактичным». Вот только честь автолюбителям сотрудники ГИБДД больше отдавать не будут: данное изменение связано с тем, что с жезлом в руке выполнить такое приветствие довольно затруднительно. По требованию автовладельца или пешехода инспектор по-прежнему обязан предъявить удостоверение, правда, не выпуская его из рук. В целом взаимоотношения сотрудника ГИБДД и водителя «должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам».
Отметим, кстати, что, в отличие от регламента, поминутно расписывающего действия гаишников при постановке машины на учет, новый административный регламент (поскольку, по мнению его составителей, невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего) требует лишь, чтобы сроки всех этих действий были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.
В документе также уточняется, что сотрудникам ГИБДД запрещается останавливать автомобили под знаком «Остановка запрещена». Дальше – еще удивительнее! Если в переданные водителем документы вложены деньги, их необходимо вернуть, потому как «материальные ценности» инспекторам принимать запрещается. А разговор с инспектором водитель теперь может записать на диктофон или видеокамеру… Особое внимание создатели документа уделили высокопоставленным нарушителям, козыряющим разнообразными «корочками». «Раньше было непонятно, что делать инспектору, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде. В регламенте четко прописано, что он обязан отстранить такого водителя от управления», – заявил начальник ГИБДД Виктор Кирьянов. Вот так, и никак иначе!
Помимо позитивных изменений, хватает и негатива. Например, исчез четкий перечень причин, по которым инспекторы могут останавливать машины. Захотел – остановил? Кроме того, гаишникам официально разрешили вести наблюдение за дорожным движением «в скрытой форме», используя «естественные и искусственные укрытия». Помнится, Дмитрий Медведев призывал предупреждать, а не выявлять нарушения… Но самое удивительное нововведение – появление понятия «осмотр транспортного средства». Что такое осмотр? Пока непонятно. До сего момента в документах фигурировал «досмотр» – исследование (без повреждения конструктивной целостности) автомобиля на предмет обнаружения орудий или средств для совершения определенного правонарушения. Причем для проведения досмотра необходимо наличие протокола и двух понятых, которые не могут быть представителями органов ГИБДД. Правозащитники уже заявили, что появление понятия «осмотр» – попытка исследовать содержимое автомобиля без протокола и понятых. Так ли это? Видимо, соответствующие разъяснения появятся позже…
Пока же гаишникам предстоит внимательно изучить этот документ, а водителям – привыкнуть к тому, что инспекторы теперь работают несколько иначе. Пожалуй, самыми подходящими в этой ситуации являются слова президента Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, которые приводит газета «Коммерсантъ»: «Водители не знают нового регламента, а сотрудники ГАИ не понимают, что там написано. А любые разногласия на дороге – это вымогательство денег». Что называется, благими намерениями…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Штрафы поднять в пять раз (минимум)!