С «угадайкой по Фурсенко» разберется комиссия

В понедельник в Сочи состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с руководителями четырех партий, представленных в действующей Государственной Думе – «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. На встрече обсуждались наиболее актуальные проблемы сегодняшнего развития России. Не обошли стороной и проблему единого государственного экзамена (ЕГЭ), о которой неоднократно писал и KM.RU.
Тему ЕГЭ на встрече с президентом подняли глава КПРФ Геннадий Зюганов и лидер «Справедливой России», спикер Совета Федерации Сергей Миронов. «Эта угадайка по Фурсенко разрушает систему образования», – подчеркнул Зюганов, чьи слова приводит [http://kprf.ru/ официальный сайт] партии. В свою очередь, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, как передает [http://www.rian.ru РИА «Новости»], заявил, что система ЕГЭ работает только с точки зрения оценки работы школ, но не с точки зрения поступления абитуриентов в вузы.
«Я хочу проинформировать Вас, что в Совете Федерации завершает работу комиссия, которая подведет итог этого эксперимента. В сентябре я буду готов об этом доложить и представить широкой общественности итоги этой работы. Предварительный вывод такой: если мы хотели оценить независимую работу школ – возможно, для этих целей ЕГЭ может быть применен. С точки зрения поступления абитуриентов в вузы, похоже, эта система не работает», – сказал Миронов. По его словам, нынешний прием абитуриентов в вузы – лишнее тому свидетельство.
Это – не первое выступление главы верхней палаты парламента против ЕГЭ. На минувшей неделе он уже анализировал итоги его проведения и заявил, что «мрачная действительность» проведения ЕГЭ дает все основания для отказа от этой системы аттестации в будущем. «Непродуманные эксперименты нанесли сокрушительный удар по будущему целого поколения. Пока не поздно, надо остановить экспериментаторов», – заявил Миронов. По словам спикера Совфеда, было давно ясно, что ЕГЭ, «ставший кошмаром для тысяч выпускников и родителей», обернется не менее мучительными испытаниями при поступлении вчерашних школьников в вузы. «Однако действительность, кажется, превзошла самые мрачные ожидания», – сказал он в интервью РИА «Новости».
По словам Миронова, количество поданных заявлений о поступлении в несколько раз превысило количество самих абитуриентов: ведь претендовать на студенческое место можно сразу в нескольких институтах или университетах. В результате, сказал он, сейчас в приемных комиссиях царят ажиотаж, неразбериха и путаница, а сама возможность поступить в вуз обернулась «форменным издевательством для юношей и девушек».
Кроме того, убежден председатель СФ, ЕГЭ не сделал лучшие столичные вузы более доступными для талантливых абитуриентов из российской глубинки. Не стала, по мнению Миронова, более прозрачной и процедура поступления. «Наоборот, все так запутано, что ни о какой справедливости и открытости поступления в вузы не идет и речи. Глубоко сочувствую выпускникам 2009 года и их родителям», – заявил он.
Так или иначе, на тему единого госэкзамена высказались все участники встречи, и Дмитрий Медведев в своем заключительном слове также не обошел стороной эту проблему. По словам президента России, с ЕГЭ «далеко не все гладко». «Есть проблемы с некоторыми регионами, где были получены совершенно фантастические результаты. Думаю, все мы понимаем: это не случайно. Это – результат какой-то спланированной работы», – отметил негативные стороны ЕГЭ российский лидер. Вместе с тем, по его словам, есть у «угадайки по Фурсенко» и положительные стороны. «Давайте спросим у выпускников, у абитуриентов, когда им было проще поступать в высшие учебные заведения», – предложил участникам встречи Дмитрий Медведев, подразумевая, видимо, что ЕГЭ облегчает этот процесс.
Второй положительный момент, по словам президента России, – антикоррупционная составляющая ЕГЭ. «Коррупция, с одной стороны, может быть, по всяким школьным вопросам требует отдельного анализа, но нет взяток за поступление в высшее учебное заведение. Это же был основной канал коррупции. Все мы отлично знаем, что происходило: всякие списки ректорские, деканские – чтобы попасть туда, деньги несли в университеты. Это так. Сейчас-то не дают ничего», – приводит слова главы российского государства его [http://kremlin.ru официальный сайт].
Напомним, что KM.RU уже приводил мнение одного из разработчиков и идеологов введения ЕГЭ Владимира Филиппова (экс-министра образования России (1998-2004), а сейчас – ректора Российского университета дружбы народов), который прямо признал, что коррупцию с помощью ЕГЭ не победишь. «Борьба с коррупцией – это попутный эффект, потому что какой механизм ни вводи, где-то могут возникнуть точки коррупции. Вопрос борьбы с коррупцией – это вопрос к силовым структурам. Другое дело, что мы вместе должны продумать механизмы наказания людей, которые будут пойманы на коррупции», – заявил г-н Филиппов.
В России, заявил Дмитрий Медведев, подводя итог дискуссии о ЕГЭ, «желательно создать такую систему, которая будет позволять учиться в университетах лучшим, но для этого охват должен быть немножко другой. Вуз сам способен разобраться на месте, кто готов, а кто не готов учиться». «При этом не должно быть абсолютно стерильной, общей ситуации», – особо подчеркнул президент, добавив: «Есть высшие учебные заведения, которые и в этом году применяли экзамены. И по некоторым высшим учебным заведениям, наверное, это следует сохранить, во всяком случае, пока, имея в виду, что конкурс там запредельный, желающих учиться – очень много. И если мы просто пойдем по пути открытия дверей, то мы можем создать определенные проблемы. Это первое. И второе: конечно, у них все-таки есть особые повышенные критерии, которые они предъявляют к своим студентам и абитуриентам. Это нужно будет учитывать».
В любом случае, по словам президента России, итоги первого года применения единого государственного экзамена «неоднородные»: есть и весьма позитивные моменты, есть и настораживающие. «Считаю, что мы должны продолжать разбираться в этой теме, поэтому я поддерживаю идею создания отдельной комиссии, которая проанализирует все плюсы и минусы. Это совершенно нормально. Если вы считаете, что эта комиссия должна доложить президенту – я не возражаю: пусть поработают и доложат президенту», – резюмировал глава государства.
Таким образом, комиссия по анализу итогов проведения ЕГЭ будет создана. Пока, впрочем, еще неясно, какими будут состав и цели комиссии (а от этого в конечном итоге зависит эффективность ее работы). Тем не менее, опрошенные журналистами эксперты от образования уверены, что проведение такой работы сегодня необходимо. «Речь должна идти не только об экзаменах, но и о качестве современного образования, – заявил в интервью [http://www.gzt.ru «Газете»] ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Проблема ЕГЭ – не в нем самом. Этот экзамен монолитен, он оценивает лишь объем запомненного материала». Он признал, что способов оценки компетентности и социального опыта у образовательного сообщества пока нет. При этом, по мнению ректора, ошибкой является то, что проблема решается исключительно в рамках одного министерства: «Это нонсенс, когда именно Рособрнадзор готовит и проводит ЕГЭ: ведь его функция – лишь контроль. Для адекватной подготовки и проведения госэкзамена нужна какая-то принципиально новая структура сродни госкорпорации».
Похожего мнения придерживается вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. «Действительно, создание подобной комиссии видится мне целесообразным. Но дело здесь не только в ЕГЭ, но и в поступлении в вузы в принципе. Главный вопрос никуда не делся: как нам аккумулировать в университетах толковых, умных ребят из провинции», – говорит он.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В принципе все верно. С этой процедурой вопросов и проблем хватает. Но мне кажется не туда смотрят чиновники то, проблема уже вышла далеко за рамки как аккумулировать толковых ребят в ВУЗах, проблема стала уже угрозой национальной безопасности и будущего страны. Проблема внутри системы и связи наука - общество. Проблема как оставить людей в науке, как их туда привлечь, а главное как привлечь молодых в профессию учителя!!! Кто будет учить детей через 20 лет, если сейчас уже в школах средний возраст учителя 40-60 лет. А молодых 1-2. Если молодые приходят поработают в этих условиях 1-2 года и уходят туда где нет такого отношения к человеческой личности и таких заморочек с бумагами. Дело не только в зарплате же! А те кого готовят педучилища, разве могут встать вровень с теми кого готовят университеты? Химики, физики, биологи, историки и т.д. их только в ВУЗах готовят как грамотных специалистов, но кто из студентов идет работать в школу???? Из 100 человек 1-2, и то потом уходят.
Наука и обрзование всегда были и будут критерием здоровья общества. Многим сразу была очевидна ошибочность принятия ЕГЭ. Единственный аргумент- адаптация к капитализму. Но и он не прошел. Скорее всего в России сейчас ни капитализма ни социализма нет. А это состояние очень опасное. Необходимо немедленно определить путь России.
Что тут думать - надо трясти!
Здравая мысль - когда одно и то же ведомство готовит проект и само же оценивает ее результаты - добра не жди. Ведь никому не хочется расписываться в свом провале.