Закон? Есть закон!

Пока казахстанская общественность спорит, нужна ли частная собственность на землю, Россия предпринимает шаги, формально направленные будто бы на скорейшее появление такой собственности. Однако делает это по меньшей мере странно. Хотя новый земельный кодекс вступил в законную силу еще 30 октября 2001 года, собственников земли в стране не прибавилось - слишком долог и бюрократичен процесс получения земельного ваучера, а с ним - и прав на землю. Кроме того, 1 мая вступил в силу федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Он практически парализовал попытки собственников недвижимости и аграрных предпринимателей выкупить у государства земельные участки. Дело в том, что законы "О введении в действие земельного кодекса" и "О приватизации" просто-напросто противоречат друг другу.
Как только появился земельный кодекс, собственники предприятий начали подавать заявки на выкуп земли, занятой производственными мощностями. Это нормальная мировая практика - работать на частной, собственной земельной территории и ни в чем не зависеть от государства. Компания Ford Motors выкупила землю, на которой построен Верхневолжский сборочный автозавод. Холдинг Masterfoods приобрел три гектара под своим заводом в Подмосковье. С заявками на приватизацию земельных участков обратились в органы исполнительной власти компании Metro Cash&Carry, "Рамстор", Danone, IKEA. Но неожиданно выяснилось, что избавиться от чуткого государственного надзора не так и просто - новый закон "О приватизации…" предусматривает возможность оспорить, а при необходимости и расторгнуть приватизационную сделку в течение десяти лет с момента ее заключения. Кроме того, земельный кодекс и новый закон по-разному трактуют механизм определения стоимости земельных участков. Если в первом сказано, что "к стоимости земли применяется коэффициент, учитывающий профиль деятельности и вид использования расположенных на участке зданий… величина коэффициента может варьироваться в диапазоне от 70 до 130 процентов стоимости", то второй о коэффициентах умалчивает вообще.
Оба федеральных закона имеют равную силу - то есть ни один из них не имеет правового приоритета. Соответственно, органы исполнительной власти, ответственные за продажу земли, обязаны при расчете ее стоимости учитывать положения обоих законов, что невозможно в принципе. Цена, рассчитанная с использованием поправочных коэффициентов по земельному кодексу, будет всегда отличаться от цены, учитывающей нормы закона "О приватизации…". Следовательно, в соответствии с последним сделка может быть в течение десяти лет признана судом недействительной и расторгнута как противоречащая одному из федеральных законов. Любой потенциальный покупатель земли становится жертвой юридической коллизии на десять лет - и десять лет будет вынужден думать о том, что уже купленный участок государство всегда может попросить вернуть обратно. Естественно, что покупателей практически нет: например, с марта, когда закон "О приватизации" только обсуждался парламентариями, в комитете Московской мэрии по землевладению - всего пять паевых договоров на выкуп земельных участков.
Зато арбитражные суды завалены исками - граждане и организации, уже ставшие собственниками участков по нормам земельного кодекса, протестуют против нового закона. А иностранные компании, поспешившие выкупить землю под своими предприятиями, сделали специальное заявление, в котором назвали российскую земельную приватизацию "грубо нарушающей правовые нормы, принятые во всем цивилизованном мире". Под текстом заявления, обнародованного Reuters, 26 подписей. Еще бы - ведь заморожен не только процесс выкупа земельных участков, но и инвестиций в уже ведущееся строительство. Инвесторы хотят определенности: или они покупают землю, или арендуют.
Странно, но в Минимущества РФ царит спокойствие. Чиновники заявляют: "Мы непременно найдем выход из положения, наверняка правительство что-нибудь придумает. Мы хотим заверить тех, кто покупает землю или строит объекты недвижимости: никому ничего не угрожает". Скептичнее оценивают ситуацию независимые эксперты. Эмиль Фрадков, президент риэлторской компании "Ренессанс", считает, что существование двух противоречащих друг другу законов - опаснейшая ситуация и в экономическом, и в социальном плане.
- Каждую юридическую неточность,- говорит Фрадков,- всегда можно использовать против собственника. Это на руку и недоброжелателям, и конкурентам, и бандитам. Все они получили мощный рычаг влияния прямо из рук государства, и я не думаю, что в такой ситуации кто-то всерьез будет инвестировать в землю.
После затишья майских праздников еще ни один госчиновник высокого ранга не объяснил, почему российская земельная приватизация на самом раннем этапе споткнулась о традиционную неуклюжесть нереализуемых законов.
Комментарии читателей Оставить комментарий