Запах «паленой» водки

В кабинете у налоговых полицейских, занимающихся водочными делами (подразделение УФСНП по борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции), развернута такая экспозиция, что просто дух захватывает. Батарея красивых бутылок со спиртным так и влечет к себе, но только тех, кто не знает об их содержимом.
Александр Капитонов, начальник подразделения, поясняет:
- Смирновская водка - фальсифицированная, а продавалась, между прочим, в магазине. Коньяк «Арарат» тоже не настоящий, вместо коньяка в бутылке - страшное пойло. Это коллекция изъятых нами подделок. А вот видите - на бутылке с вагроновской этикеткой акцизная марка фальшивая.
- Да марка-то, - удивляюсь, - выглядит лучше настоящей. А вы можете на глаз распознать фальшивую?
- Конечно. Есть признаки, по которым подделку можно узнать, едва взглянув, а потом экспертиза дает подтверждение.
- Страшный вы человек, - говорю Александру Капитонову, - во всяком случае, для тех, кто не хочет акцизы платить. Часто такие в ваши руки попадаются?
- Поддельные марки теперь уже не часто встречаются. Более распространены случаи, когда настоящие марки норовят повторно использовать. Например, в 1999 году было расследовано уголовное дело в отношении граждан, занимавшихся поставками водки из южного региона. В Вологде с бутылок аккуратно снимали специальные марки и отправляли обратно на завод-производитель. Нужны они были лишь для перевозки груза через многочисленные посты. Во время обыска мы изъяли порядка 40 тысяч таких марок и примерно столько же бутылок водки. Весь ущерб государственной казне, причинённый правонарушителями, был возмещен.
- А вот это что у вас за железяки в экспозиции?
Юрий Орголайнен, сотрудник подразделения, снимает с полки пару металлических приспособлений и поясняет:
- Машинки для закатки водочных бутылок. Вот эта была изъята некоторое время назад. Обратите внимание, какая сложная и несовершенная конструкция. А вот эту изъяли совсем недавно: проста и надежна в употреблении, хоть патент выдавай. Ее изготовил на токарном станке организатор цеха по производству фальсифицированной водки. Жалко, что он не захотел свои таланты применить, оставаясь в рамках закона.
Эту машинку мне было интересно увидеть, потому что я уже читал про нее в приговоре Вологодского районного суда. Приговор прозвучал в августе этого года, а дело было так.
Индивидуальный предприниматель купил 20 литров спирта, пустые водочные бутылки, этикетки, пробки, машинку эту изготовил и начал спирт водопроводной водой разбавлять, приспособив под это дело хозяйственную пристройку жилого дома. 100 бутылок «водки» получилось. Загнал. Понравилось. В том же ноябре 1999 года еще 40 литров спирта закупил. Две сотни бутылок сварганил. По-прежнему нравилось. Однако устал. Почувствовал, что помощники нужны.
Первым помощником предпринимателя стал молодой мужчина, в одиночку воспитывающий двух малолетних детей. Это вызывает уважение. И горечь. Ведь, вылезая из кожи вон, чтобы своих детишек прокормить, он залез в такую игру, где на кону оказались судьбы его детей. Кормилец мог и за решетку угодить, и голову свою подставить под удар конкурентов - водочных нелегалов.
Итак, в январе 2000-го дельцов стало двое. Предприниматель приобретал, доставлял спирт и продавал фальшивую водку, а его помощник эту «водку» изготавливал. В мае привлекли к своему предпринимательскому бизнесу еще одного парня. Второй помощник тоже был с проблемой. Он страдал олигофренией. Психиатрическая экспертиза установила, что он вполне мог оценивать характер своих действий и последствия, но ведь понятно, что олигофрен - человек с ослабленным чувством реальности. Подставлять человека с детским умом под статью... Жесток все-таки преступный бизнес.
А ради каких золотых гор вот это все? Помощники получали с каждой изготовленной ими бутылки «паленой» водки по 50 копеек. Смешно и противно. Не до смеха стало, когда суд признал эту троицу организованной преступной группой, что ужесточает ответственность. Между тем с мая по декабрь 2000 года эта «банда» изготовила 4500 бутылок. Значит, «негры» получили по 2250 рублей на брата за полгода. Вряд ли игра стоила свеч...
А за весь период существования подпольного цеха организатором преступной группы и под его руководством было изготовлено 8050 бутылок. Если сравнить цену, по которой закупался спирт, и цену, по которой реализовывалась «водка», так доход получается в несколько рублей с бутылки... Организатору преступной группы дали 4 года условно и штраф - 5 тысяч рублей, первому его помощнику - 3 года условно, второму - 2 года 9 месяцев условно. Наивно думать, что условный срок - как бы освобождение от наказания. Когда над человеком 3-4 года висит этот условный дамоклов меч, свобода становится не очень уютной.
Продолжая беседу с полицейскими, выражаю недоумение низкими доходами водочных подпольщиков. Юрий Орголайнен комментирует ситуацию:
- Это доказанные доходы, этих сумм вполне «хватает на статью», но тот же спирт они вполне могли закупать по более низкой цене, чем заявили, и доходы, стало быть, были выше. Хотя «подручные» действительно получали за свои преступные труды копейки. А чтобы составить представление о доходах «фальшивоводочников», достаточно сказать про одного такого из Грязовца, которого районный суд приговорил к 3,5 года уже реального лишения свободы (приговор, правда, ещё не вступил в законную силу). Он тоже пытался убедить суд, что зарабатывал на изготовлении фальшивой водки совсем немного, и всего-то смог, что построить дом, гараж, баню, да машину приобрести. Совсем немного... Особенно если учесть, что этот деятель работал в одиночку.
- Количество подпольных цехов по производству фальшивой водки растет?
- Напротив, уменьшается. В прошлом году мы «накрыли» семь таких цехов, а в этом - два. И это не потому что мы хуже сработали, просто наметилась тенденция к торговле не фальсифицированной водкой, а различными спиртосодержащими жидкостями, которые хорошо известны каждому алкоголику. К сожалению, это вполне легальный способ ухода от уплаты акцизного сбора.
- Да, травиться «Льдинкой» можно вполне легально, а «паленая» водка реально опасна для жизни?
- Относительно продукции, изъятой в Вологде по делу, о котором шла речь, экспертиза дала заключение: «Жидкость не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья». Впрочем, совсем недавно бедных алкашей травили еще более безжалостно. В 1999 году мы «накрыли» подпольный цех в Вологде. Этим «бизнесом» армяне заправляли, у них даже сотрудник одного из правоохранительных органов был задействован - помогал через посты перевозить. Так вот, изъятый у них спирт имел жуткий черный осадок.
- В чем сложность борьбы с подпольными цехами?
- В том, чтобы дело до суда довести, доказать состав преступления. А выявить и раздавить подпольный цех - это как раз не самое сложное, но если этим ограничиться, преступная деятельность не будет пресечена, «подпольщики» уйдут в другое «подполье».
Мы продолжаем разговор с Александром Капитоновым, главным «водочником» вологодской налоговой полиции.
- Кроме «подпольщиков», у вас и другой клиентуры хватает. Оптовых торговцев приходилось «за руку хватать»?
- Сейчас расследуется уголовное дело, возбужденное против одной оптовой фирмы, которая сокрыла налогов на сумму около миллиона рублей.
- А розничная торговля?
- В этой сфере нарушения чаще всего встречаются, и они не столь уж безобидны. Штрафные санкции большие. Например, за торговлю водкой без соответствующих документов мы можем «премировать» на сумму от 200 до 500 минимальных окладов, то есть на 20-50 тысяч рублей.
- Самогонщики?
- Есть такая тема, хотя в наше время она не очень актуальна. Производство самогона - уже не преступление, а производить его на продажу куда менее выгодно, чем торговать разбавленным спиртом.
- Из алкогольных магнатов за последнее время кто-нибудь попался?
- Сейчас расследуется уголовное дело, возбужденное против руководителя одного пивзавода области. Ему инкриминируется 9 эпизодов, речь идет о миллионах рублей, не попавших в государственную казну.
- А много вас по этим вопросам работает?
- Наше подразделение - 3 человека, и в качестве подразделения мы существуем всего год. В наши задачи входит ещё и координация работы всего управления по борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции на территории области. За 2001 год налоговой полицией возбуждено 23 уголовных дела, связанных с различными нарушениями в этой сфере. И занимаемся мы не только алкогольной продукцией, но и табачной. Вот где еще тема...
Комментарии читателей Оставить комментарий