Россия не утилизирует титановые подводные лодки, а вернет их в строй

Руководство военно-морского флота пришло к выводу о необходимости обновления и переоснащения атомных подводных лодок, созданных в ходе реализации проектов «Барракуда» и «Кондор».
Несмотря на то, что сегодня есть новые образцы вооружения, лодки, созданные из титана, довольно дорогостоящего металла, по некоторым критериям все еще не имеют себе равных.
Сама идея создания суперпрочных и легких лодок возникла еще в период гонки вооружений – в ответ на наращивания военно-морского потенциала США в 1970-е годы. Именно тогда для слежения за подводной техникой противника и дальнейшего ее уничтожения был разработан проект «Барракуда». Ели говорить о конкретной дате разработки проекта, это 1972 год. За реализацию военного заказа отвечали прежде всего конструктор Н.И. Кваша и наблюдатель от военно-морских сил И.П. Богаченко.
Одна из подводных лодок проекта «Барракуды». Фото с сайта warships.ru
Созданная техника стала (а по некоторым параметрам и сегодня остается) уникальной. Благодаря дорогостоящему и сверхпрочному материалу, титановому сплаву, лодки получили возможность погружаться на в полтора раза большую глубину, чем их предшественницы, а разработчики смогли сэкономить на фактической массе, а соответственно, и на водоизмещении новинки, выиграв примерно 20-25%, что облегчало транспортировку и процесс постройки: не было необходимости использовать только глубоководные реки и доки для их строительства.
Главным достоинством подводных лодок проекта «Барракуда» стало то, что их практически не «замечали» магнитные мины благодаря низкому магнитному полю составляющего материала. Именно это качество остается непревзойденным по сегодняшний день.
Подводная лодка проекта «Барракуда». Фото с сайта topwar.ru
Логично отметить и главный минус новинок – их исключительно высокую стоимость. Собственно, именно поэтому руководство военно-морского флота, проанализировав создавшуюся ситуацию, пришло к выводу, что гораздо выгоднее отремонтировать и модернизировать лодки «Барракуды», чем отправить их на утилизацию.
Атомная подводная лодка К-336 «Псков». Фото с сайта topwar.ru
Говоря о технических характеристиках субмарин, следует прежде всего отметить неизменные преимущества гидроакустического комплекса «Скат». Данный комплекс издавал гораздо меньше собственных помех в сравнении с предыдущими образцами и, как следствие, обрел способность улавливать информацию о подводных лодках противника на в два раза большем расстоянии, равно как и отслеживать интересующие его объекты.
Новшество своего времени позволяло также обнаруживать объекты и на приблизительно в три раза большей глубине. Радиоэлектронные приборы стали реже ошибаться при локализации самой подводной лодки; соответственно, отпала частая необходимость всплывать на поверхность для определения собственного месторасположения.
Советская лодка стала обладать вдвое большим боезапасом и способностью в два раза быстрее подготавливаться к стрельбе.
Подводные лодки были оснащены самонаводящимися торпедами ТЭСТ-71, способными поражать цели в двух плоскостях, так как в них были объединены гидроакустика и системы телеуправления. То есть оператор мог в ходе выпуска и достижения цели торпеды «перепрограммировать» ее, задав новое направление или выбрав для нее другую цель. Такие торпеды были способны поражать цели на расстоянии до 20 километров и на глубине от 2 до 400 метров. Таким образом, дальность стрельбы в сравнении с предыдущими моделями увеличилась в полтора-три раза.
Гребной винт атомной подводной лодки «Кострома». Фото с сайта topwar.ru
Подводные лодки были укомплектованы четырьмя пусковыми аппаратами для торпед с калибром 533 мм и двумя с калибром 650 мм. В их боезапас входило по 40 ракет и торпед.
Разработчики позаботились и о безопасности экипажа в случае возможной аварии. В корпусе подводной лодки имелось шесть изолированных отсеков, обладающих водонепроницаемостью. Чтобы избежать пожара, работала специальная система продувания цистерн.
Атомная подводная лодка проекта 945. Фото с сайта topwar.ru
В составе команды было немного больше 50 человек. Об их удобствах позаботились особо, то же можно сказать и об их безопасности: на лодке имелась спасательная шлюпка, предназначенная для всех без исключения членов экипажа.
Если бы произошла экстренная ситуация, способная вывести из строя источники энергии, то в ход сразу шли резервные источники и предусмотренные на такой случай двигатели.
Проект «Барракуда» прошел свою эволюцию и совершенствование. Одним из последующих проектов стал «Кондор», основным преобразованиям при его разработке подвергся боекомплект лодок. В него были добавлены «Гранаты» – стратегические крылатые ракеты. С их помощью можно было поразить цель, находящуюся на расстоянии до 3000 километров. Свое применение в новом проекте нашли и знаменитые «Иглы». Количество пусковых торпедных аппаратов с калибром 533 мм увеличилось до шести.
Появился еще один водонепроницаемый изоляционный отсек. Была усовершенствована двигательная техника: в частности, в комплект вошел энергоблок мощностью в 48 000 лошадиных сил с двумя дополнительными выдвижными подруливающими устройствами. Благодаря этим новшествам «кондорские» лодки были самыми «тихими» лодками флота, которые к тому же было практически невозможно засечь.
Атомная подводная лодка проекта 945А. Фото с сайта topwar.ru
Свою крепость и огневую мощь «Барракуды» и «Кондоры» подтвердили в морских столкновениях. Миру известна не одна история, когда лучшие американские подводные лодки были наголову разбиты советскими «титанами». После боев на советских подводных лодках оставались поверхностные повреждения, а американских «Лос-Анджелесов» приходилось списывать.
Несмотря на героическое прошлое советских «титанов», еще недавно стоял вопрос об их утилизации. Однако рационалистический подход все же одержал верх, и лодки решили оставить в строю после модернизации.
За трудную работу по ремонту и переоснащению гигантов взялась «Звездочка». Первые обновленные титановые подводные лодки должны сойти на воду уже в ближайшие два года.
В ходе ремонта планируются замена всей электроники и ядерного топлива, обязательная проверка и совершенствование механических составляющих. Работники «Звездочки» говорят, что у титана настолько хорошая сохранность, что если снять с него обшивку, выглядеть он будет как новенький.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А прочитать внимательно статью мозгов не зватило? Написано же : это самые бесшумные лодки в мире! В МИРЕ ! ! ! А лодка, что по осени месяц дежурила около границ США? Обнаружили её, когда она всплыла в нейтральных водах! Что же пиндосы не смогли обнаружить такую " шумную " лодку?Или тебе безразличло, какие ТТХ у нашей техники, главное обкакать Россию. Выплеснуть лжи поболе, чтоб госдеп в корыто помоев плеснул !
Гордость за СССР, могли и делали то, что даже сейчас и амерам не под силу.
США и "аэрбас" сейчас заказывает в России 30% деталей для своих "Боингов" и "аэробусов", просто потому, что в России уже 40 лет умеют делать литьё Титана под давлением, а США (!!!) так и не смогли научится это делать.
Помню этот проект ещё при Брежневе делали, назывались они "золотая рыбка" из за стоимости АПЛ.
И помню передачу в которой кто-то сказал, что подлодки из Титана не гниют вообще в морской воде, Титан не корозит от соприкосновения с морской водой. Так они простояли 30 лет у пристани и обратили на себя внимание. Обновив их и отремонтировав можно сэкономить миллиарды баксов на постройках новых АПЛ и они прослужат ещё 30 лет.
Хорошо что их Беня с Горби не пропили, амеры надеялись что украдут их и пропьют как всё остальное.
Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и ещё одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа (С)
Все напрасно - шумные они! точность производства низкая, разбалансировка высокая. Эти (и другие) наши лодки слышно за 100км. Так что хоть они из титана, а подплыть не успеют как на дне окажутся. Это есть, между прочим, основная проблемма наших лодок - шумность!
А шумность у них "имманентная": Культуру производства повышать нужно!
"рационалистический подход все же одержал верх, и лодки решили оставить в строю после модернизации" - если правда, то дай-то Бог!