Ученые обнаружили древний артефакт, более ста лет пролежавший в музее

Гравированный рог северного оленя, датируемый приблизительно 14 000 лет до н. э., вероятно, был первым (или одним из первых) найденным образцом раннего человеческого искусства, известного археологам. Этот экземпляр был обнаружен в 1800-х годах и на долгие годы затерян в обширных коллекциях Музея естественной истории. Научная ценность артефакта обнаружилась только сейчас, когда появились догадки о том, как он был сделан, сообщают ученые.
Ученые составили запутанную историю оленьего рога из кусочков мозаики. Артефакт был найден между 1830 и 1848 годами в Неше (Франция) местным священником Жаном-Батистом Круазе. Свидетельств ранних художественных работ человека, найденных до этого времени, у археологов нет. Таким образом, этот рог – первое (или одно из первых) открытие предметно-изобразительного искусства человека.
Древние люди и искусство
Гравюра изображает часть фигуры лошади, она была сделана человеком современного вида в каменном веке, приблизительно в конце последнего ледникового периода. Хотя эти люди были охотниками и собирателями и жили до появления сельского хозяйства и приручения животных, они, тем не менее, обладали развитыми трудовыми навыками и были умелыми художниками.
В 1800-х годах ученым было очень мало известно о ранней истории человека, поэтому значение такого открытия, как олений рог из Неше, в то время невозможно было оценить.
С конца 1800-х годов было обнаружено много других гравированных объектов, являющихся свидетельствами изобразительного искусства, созданного древними людьми; в том числе были открыты образцы наскальной живописи. Древнейшими примерами предметно-изобразительного искусства, найденными учеными до сих пор, являются статуэтки из кости животных и людей, относящиеся к раннему ориньяку (верхний палеолит) и датированные 35-40 тысячами лет. Эти находки были сделаны в Германии.
Потерянный и найденный в музее
Олений рог из Неше был приобретен Музеем естественной истории (который в то время назывался Британским музеем) в 1848 году в составе большой коллекции стоимостью в 440 фунтов стерлингов, что на сегодняшний день эквивалентно приблизительно 25 000 фунтов стерлингов. В 1881 году Музей естественной истории стал независимым от Британского музея, и олений рог был перевезен в новое здание в Южном Кенсингтоне.
Год спустя рог был выставлен как часть экспозиции и даже упоминался экскурсоводами, но его научная ценность еще не была признана. В конце концов рог был отправлен в хранилище и забыт до 1989 года, когда его повторно обнаружил хранитель отдела млекопитающих Энди Каррант.
Несмотря на это, рог не был исследован и снова был заброшен в закромах хранилища до времени плановой обработки костей. Триумф оленьего рога начался в 2010-2011 годах. Наконец его научная ценность стала очевидной и, спустя более 160 лет после открытия, было сделано полное научное описание артефакта.
Специалист по антропогенному происхождению профессор Крис Стрингер, который входил в состав исследовательской группы, сказал: «Замечательная история этого экземпляра, о котором забыли, показывает, как тщательное исследование и постоянная изыскательная работа помогают обнаружить значимость важного реликта, которая не была раскрыта вовремя».
Олений рог из Неше (Франция) был найден между 1830 и 1848 годами. Фото с сайта nhm.ac.uk
Анализ оленьего рога
Новое исследование оленьего рога, проводимое с помощью микро-КТ сканера и 3D-микроскопии, дало интересные результаты. Так, были обнаружены свидетельства того, что олений рог был обработан еще до нанесения гравировки. Команда исследователей заметила углубления и царапины, которые были сделаны, чтобы увеличить гравюру. Ученые также заметили, что сначала были намечены схематичные изображения тела и головы лошади, а затем нанесены анатомические детали.
Эти методы исследования щадящие по отношению к артефакту, и с их помощью ученые даже могут отличить работу одного древнего художника от другого.
Исследователь эволюции человека доктор Сильвия Белло, автор исследования, говорит, что использование 3D-микротехнологий позволяет сделать наиболее объективную оценку метрических особенностей гравюры, позволяя провести глубокий анализ, а не простое описание. Кроме того, цифровые методы исследования обеспечивают долгосрочную сохранность археологического источника в культурных, образовательных и профессиональных целях.
Данная работа была опубликована в изданиях Journal of Antiquity и Journal of Archaeological Science.
Комментарии читателей Оставить комментарий