Зачем мумии восемь саркофагов?

Фото с сайта rmn.fr
Фото с сайта rmn.fr

Египетскую знать хоронили в нескольких гробницах (одна в одной), число их могло доходить до восьми

Древние египтяне этим ритуалом намеревались обеспечить переход человека к богам, сообщает исследователь-египтолог Андерс Беттум.

«Гробницы и другие формы захоронительных приспособлений – это технологии, которые возникают в различных культурах одновременно. Все знают древнюю египетскую практику мумифицирования мертвых. А вот то, что они хоронили свои мумии в нескольких «слоях»-гробницах, – менее известный факт», – говорит египтолог отделения культуры и восточных языков в Университете Осло Андерс Беттум для Science Daily.

Схожая идея встречается в русских матрешках, китайских коробочках; также многослойность в ритуалах прослеживается в некоторых традициях норвежской поэзии.

«Египетские многослойные саркофаги основаны на том же принципе, что и русские матрешки, где похожие объекты вкладываются друг в друга», – говорит он.

Древняя египетская история охватывает период почти трех тысяч лет – до римского завоевания в 30 году до нашей эры. Сегодня в музеях во всем мире есть мумии или гробницы более или менее значимых личностей в истории Древнего Египта.

Фараон Тутанхамон, правивший в 1334-24 гг. до нашей эры и умерший в возрасте 19 лет, был захоронен в восьми гробницах, говорит Бетум.

«Для мужчин и женщин, которые были членами древней египетской знати, три или четыре саркофага были весьма обычным явлением», – добавляет он.

Переход мертвых к богам

В недавней диссертации одного исследователя «Лица в лицах – символическая функция вложенных желтых гробниц в Древнем Египте» говорится о том, что многослойные саркофаги не были лишь символом положения в обществе египетской элиты.

«Они также играли ключевую роль в процессе, который связывает покойного с предками-богами – Осирисом, богом загробной жизни, и Амон-Ра, богом-создателем и богом солнца», – говорит Беттум.

Похоронные ритуалы – слияние двух мифов

Ритуалы и мифы, которые повторялись в течение семидесяти дней (столько длилась похоронная процедура), символически отображались на гробницах. Компоненты каждого саркофага, включая покрытие самой мумии и внутренние и внешние гробницы, отражают взгляд египтян на мир.

«Украшения, формы и выбор материалов показывают смешение двух мифов об Осирисе и Амон-Ра. На внешнем саркофаге покойный изображается как Осирис – с мумифицированным телом, сине-золотым обрамлением-накладкой и бледным торжественным лицом. Саркофаг окрашен в желтый цвет и покрыт лаком, должно быть, под золото. Для оформления гробниц самых богатых египтян использовали настоящий золотой лист.

Выбор цвета не случаен: он должен символизировать свет и солнце. То, что образ Осириса представляется в лучах солнечного света, может, по-моему, означать только одну вещь. Это известное мифическое изображение: бог солнца прибывает в тронный зал Осириса, и эти два божества осуществляют мистический союз. Египтяне считали, что этот союз олицетворяет регенерацию в природе, и это означало, что покойный должен был оказаться перед лицом вечности».

Возвращение к прошлому «я»

Другое ключевое открытие, как объясняет Беттум, состоит в том, что внутренние слои саркофагов, относящихся к 19-й династии (приблизительно 1292-1191 гг. до нашей эры), изображали умершего как живого, и в его лучших одеждах. Самый первый, внутренний слой был самым важным, так как отражал цель трансформации в загробной жизни – «состояние рая», к которому эти люди стремились – не только союз с богами, но, что более важно, возвращение к их прошлому «я».

Беттум полагает, что целью этого ритуала было обозначить различие священного и приземленного.

«Многочисленные слои саркофагов мумии функционировали как повторяющиеся изображения покойного, но также и как защитные капсулы, подобные кокону личинки перед тем, как она станет бабочкой. Такие повторяющиеся образы – распространенная практика в религиозном искусстве и литературе. В Древнем Египте это символизировало вечный живительный маятник бога солнца, который раскачивается между небесами и землей, – то, с чем египтяне должны были встретиться в загробной жизни».

Беттум считает, что для глубинного изучения многослойных саркофагов нужно международное сотрудничество. Для того, чтобы сделать больше выводов и заключений, нужно проанализировать многие и многие гробницы, рассеянные сегодня по всему миру.

Многослойная гробница, которая состоит из внешнего и внутреннего саркофагов, а также «покрытия мумии» – посмертной маски во всю длину мумии. Происхождение – неизвестное захоронение в Фивах. Приблизительная датировка – 1279-1213 годы до нашей эры. 

Комментарии читателей
04.09.2013, 16:28
Гость: Vlad

Скорее не понимают. Иначе бы сопоставили даты на Зодиаках, выбитые в камне на потолках и стенах помещений, где были найдены эти саркофаги, с самими саркофагами, тогда сразу же перестали нести французскую чушь XVIII века о "супер-древности" египетской цивилизации, о которой в Европе XV-XVI веков даже не подозревали. Особо смешит то, с какой уверенностью вещают о сведениях, дошедших к нам спустя 2-3 тысячи лет в то время как ни бельмес не понимают хотя бы то, что Романовы коренным образом изменили похоронные обряды на Руси, приблизив их к европейским. И что эти саркофаги и бальзамирование широко применялись в похоронных обрядах на Руси. Отражением чего стала наша матрешка, русские сказки об игле в яйце и далее до зайца в сундуке. Упомянутая смена обрядов, кстати, была одной из многих-многих реальных причин раскола, а вовсе не анекдотическое "двое-трое-перстие". Доромановская Русь, что было 500 лет назад - большинству историков неизвестно и неинтересно, зато о египетской цивилизации, усвоенной "на веру" из учебников одной единственной "школы", в легкую рассуждает любой египтолог в универе Осло.
Особо умиляют ссылки на "династии" и основанная на этом датировка. Наполеоновские египтологи нашли непонятные списки с именами и фамилиями; решили, что это фараоны, и выделили на каждого по "30 лет и 3 года", как в русской сказке, вот и получили многотысячелетнюю историю. Этот факт широко известен всем интересующимся (кроме профессоров Осло, естественно) - Бругш, XIX век!!!

02.09.2013, 16:25
Гость: Александр

Русская "матрешка", очевидно, ближайшая аналогия. Царские захоронения Архангельского собора Московского кремля тоже многослойные. Саркофаги цариц, которые сегодня к осмотру почти недоступны, носят даже следы антропоморфности.
Наполеон тоже похоронен в нескольких гробах. Очевидно, что этот обычай прервался относительно недавно.
Историки чего-то здесь либо недоговаривают, либо сами не понимают.

02.09.2013, 10:45
Гость: Для ленину одного хватает

Не хватает иначе давно бы сгнил, для этого целый институт работает

]]>
]]>

xProduct()

]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.