Doom 4: путь длиною в жизнь

Doom: начало
В последнее время в электронных и печатных СМИ все чаще появляются материалы, касающиеся новой компьютерной игры, разрабатываемой американской компанией id Software, – Doom 4. Делается это по простой и даже банальной причине: Doom 4 вызывает чрезвычайный интерес у сотен тысяч и даже миллионов геймеров со всего мира.
Чем вызван такой нешуточный ажиотаж? Прежде всего неугасающей славой предыдущих видеоигр серии Doom. Ну и дополнительно подогревает интерес к игре окутавшая ее тайна, причем тайна во всех смыслах этого слова.
На удивление, разработчикам id Software удалось добиться того, чего не смогла сделать ни одна другая компания в мире, выпускающая видеоигры: засекретить проект целиком и полностью. Каким образом американская студия умудряется сохранять режим повышенной секретности – вопрос важный, но все же второстепенный. Больше интересует другое: появится ли Doom 4 в текущем году или хотя бы в 2014-м, да и вообще – этот проект существует в природе?
Самое интересное, что и тот, и другой вопрос имеют под собой если не железные, то как минимум бетонные основания. Официальная позиция id Software на этот счет такова: Doom 4 находится в стадии разработки, игра создается на базе передовых технологий, в проект вложены внушительные средства (как финансовые, так и людские), но когда состоится анонс – неизвестно.
В далеком 1994 году, когда на прилавках магазинов появилась первая игра серии Doom, никто даже не задумывался о том, будет ли выпущено ее продолжение или нет. Люди просто играли в нее и получали колоссальное удовольствие.
Запуская сегодня Doom на ПК (если, конечно, есть такая возможность), нынешним тинейджерам никак не удается поверить в то, что эта игра некогда была бестселлером. Квадратное оружие, квадратные враги, квадратные локации, даже пламя от пистолета и дробовика – квадратное… Как такое может нравится?
В середине 90-х Doom не просто нравился фанатам видеоигр: он погружал настолько, что люди надолго покидали красочный реальный мир и уходили в мир квадратный виртуальный. Более того, Doom вскоре после своего появления стал одной из первых видеоигр, которые научились разрушать крепкие и здоровые семьи: игрока было попросту невозможно оторвать от компьютера.
Кстати, понятия «геймер» в то время еще не существовало, а офлайн-встречи были обычным делом только для фанатов стратегий, фэнтезийных книг и различных интеллектуальных игр.
Doom изменил многое. В конце 90-х игроки легендарной игры научили «ботанов», как нужно правильно организовывать офлайн-встречи, как правильно общаться и каких жизненных принципов придерживаться. Ящики среднесортного пива, блоки дешевых и дорогих сигарет, непонятный непосвященному человеку диалект и бьющие через край жестикуляции – вот какими стали «оффки». Впрочем, они и сегодня остались таковыми, и вы уже знаете, где их корни.
Doom 3: на краю пропасти
Спустя без малого десять лет id Software выпускает Doom 3. Вторая часть игры, как известно, появилась практически сразу после первой. На протяжении всего периода между вторым и третьим «Думом» фанаты и приверженцы серии взрослели: некогда строптивые школьники обзаводились семьями, студенты строили и реализовывали планы большой жизни, а матерые инженеры (именно они среди взрослого населения чаще других играли в Doom) становились отцами и дедушками.
С 1994 по 2004 годы, в пик развития игроиндустрии, на рынке появились сотни достойных продуктов, а в начале 2000-х квадратная графика в большинстве игр сменилась на более естественную, появилась возможность играть в командах и кланах. В общем, сформировались практически все условия для того, чтобы геймеры смогли окончательно отказаться от «пережитков прошлого».
Разумеется, фанаты Doom активно пробовали себя в различных игровых жанрах, но вместе с тем все никак не желали удалять «Дум» с винчестеров ПК и дискет. Да и как можно удалить эту игру, если именно с нее для них все начиналось? Надо отдать должное владельцам студии id Software: еще в 90-х они сделали абсолютно всё для того, чтобы о Doom знало как можно больше людей. Шутка ли – выпустить игру сразу для 12 игровых платформ? И это не говоря обо всех маркетинговых шагах, направленных на продвижение продукта.
Doom 3, которого так долго ждали, принес не только радость, но и разочарование. «Doom уже не тот», – вздыхали они. «Doom крут, как никогда», – восклицали другие. В итоге третья часть шутера разделила фанатов серии на два лагеря, и сегодня, оглядываясь назад, сложно сказать однозначно, кто из них прав и добилась ли ожидаемого результата третья сторона – разработчики.
Руководство, а также ведущие программисты id Software прекрасно отдавали себе отчет в том, что третий «Дум» станет самым сложным для них испытанием и, если хотите, экзаменом. С одной стороны, необходимо было сделать игру более современной как с точки зрения графики, так и физики. А с другой – Doom 3 должен был остаться узнаваемым, и прежде всего для своих давних поклонников.
Так или иначе, но ожидаемый от Doom 3 эффект взрыва атомной бомбы не произошел. Несмотря на все старания разработчиков, игра сделала то, что и должна была сделать изначально: выстрелить в сердца былых геймеров. Не более и не менее того.
Очевидно, что в 2004 году, когда компьютер стоял практически в каждом американском и европейском доме, когда он перестал быть роскошью для семей стран постсоветского пространства, когда прилавки магазинов забиты десятками других шутеров, Doom 3 мог покорить массовую аудиторию только в одном случае: при наличии инновационных алгоритмов, принципиально новых методов и решений. Ни того, ни другого в третьем «Думе» не было, да и быть не могло…
Так, id Software упустила пик развития технологий. Во-вторых, американская студия, разрабатывая Doom 3, стремилась делать все по совести, придерживаясь старого фундамента, что гарантировало определенный положительный результат без существенных рисков.
Так или иначе, но матерые геймеры эпохи 90-х в основной своей массе положительно оценили Doom 3, и это дало им серьезный толчок для того, чтобы вновь сделать Doom игрой номер один. Последовавшая от них и при поддержке id Software информационная атака дала свои плоды: о первом «Думе» вновь заговорили.
Зачастую эти разговоры так и оставались пустыми звуками: очень уж третья часть шутера контрастировала с конкурентами. Говоря простым языком, играло в Doom 3 не так много людей, как того желали разработчики. Но вместе с тем в сердцах молодежи заискрилась надежда: если наши отцы так тепло отзываются об игре – значит, есть шанс, что id Software выпустит новую, четвертую часть шутера, которая не только сможет конкурировать, но и обойдет по всем показателям лидеров жанра!
А id Software действительно не собиралась останавливаться. Компания сама для себя решила, что Doom 4 – будет, и он будет великолепен, как никогда!
Doom 4: быть или не быть?
Вплоть до 2009 года такой вопрос вообще не стоял. Никто не сомневался в том, что Doom 4 вот-вот будет анонсирован и поступит в продажу. Так, летом 2007 года сооснователь id Software Джон Кармак впервые неофициально озвучил информацию о работе программистов студии над созданием четвертой части шутера. Уже через год компания официально анонсирует Doom 4.
В августе 2008 года стали известны первые детали проекта. В частности, отмечалось, что в основу Doom 4 заложен революционный и многообещающий движок id Tech 5, разрабатываемый в стенах id Software. Также пресс-служба американской студии заявила о широких возможностях режима мультиплеер в Doom 4, подчеркнув при этом, что по уровню реализации многопользовательская игра четвертой части шутера нисколько не будет уступать ведущим и наиболее популярным на тот момент представителям жанра.
Также стало известно о том, что разработка Doom 4 возложена вовсе не на дочерние и партнерские компании id Software, а исключительно на специалистов центрального аппарата студии.
Отвечая на вопрос относительно ориентировочных сроков реализации проекта, исполнительный директор id Software Тод Холленсхед отметил, что Doom 4 только начала создаваться и впереди у разработчиков очень много работы, поэтому говорить о датах возможной презентации еще очень рано.
«Какой будет Doom 4? Это будет классика на новый лад. Более красивая и сочная графика, новые враги и спецэффекты», – сказал Холленсхед.
В 2009 году появилась информация о привлечении к проекту сразу двух именитых личностей – американского актера Брэда Хокинса, который должен «наделить» персонажей Doom 4 реалистичными движениями, и известного британского писателя Грэма Джойса.
И здесь начало происходить непонятное. Весной все того же 2009 года в очередном интервью Тод Холленсхед выдал фразу, которая поставила в тупик и озадачила не только журналистов, но и игроманов. Оказалось, что к тому моменту команда Doom 4 все еще не была целиком укомплектована, а потому никаких значимых продвижений в данном направлении у id Software не имеется.
Летом 2009 года произошло еще одно событие: id Software была поглощена компанией ZeniMax Media, владеющей таким популярным брендом в мире игроиндустрии, как Bethesda Softworks. После поглощения ZeniMax Media заверила публику: все начатые студией id Software проекты будут реализованы в полной мере, включая Doom 4. Ну а для большего успокоения геймеров неунывающий Тод Холленсхед порекомендовал набраться терпения и дождаться QuakeCon 2010, упомянув, что на этом событии будет представлена новая информация о Doom 4.
Не будем сейчас говорить о том, что сотни различных изданий восприняли это высказывание как знак и вмиг опубликовали схожие как две капли воды по содержанию статьи. Дескать, вот он, момент Икс! Уже совсем скоро будем дружно играть в четвертый «Дум»!
Но не тут-то было, QuakeCon 2010 прошел без презентации и даже без демонстрации Doom 4. «Приношу извинения, но мы не успели подготовиться, нам требуется еще немного времени», – выдавил из себя Холленсхед.
«Да с кем не бывает, подождем еще год!» – решили геймеры. Но все значимые события мира игроиндустрии 2011 также прошли без Doom 4. При этом на протяжении всего года от разработчиков то и дело были слышны фразы: работаем, игра будет потрясающей!
Сразу после новогодних праздников 2012 года на сайте AllGamesBeta появилась информация: проект Doom 4 свернут. За считаные дни новость разлетелась по всем крупным и малым изданиям, сетевым форумам и социальным сетям. Видя волну негодования со стороны пользователей, студия Bethesda Softworks как новый и главный исполнитель проекта сделала официальное заявление: работы над игрой продолжаются, покажем ее сразу, как все закончим.
А тем временем в Сети начали распространяться изображения, которые якобы являются скриншотами Doom 4. Bethesda отреагировала на них в своем стиле, предельно сухо: эти изображения не имеют ничего общего с Doom 4, игра выглядит совершенно иначе, и через некоторое время вы сами в этом убедитесь.
2012 год, как и все предыдущие, прошел без Doom 4. Новости пришли лишь в начале 2013-го. Впрочем, и они не порадовали любителей видеоигр. Так, стало известно о том, что Doom 4 как проект будет пересмотрен и переделан. Помимо этого, появилась информация об уходе из стана разработчиков сразу нескольких ведущих программистов, которые устали от постоянных неудач, связанных с созданием нового шутера, и более не желают топтаться на одном месте.
И вот, казалось бы, конец! Ан нет: Bethesda и id Software отказываются признавать поражение и продолжают настаивать на своем: Doom 4 – будет, мы сделаем его!
Может, обе студии совместными усилиями и в самом деле доведут Doom 4 до логического завершения, но, учитывая все вышесказанное, верится в это уже с большим трудом.
Doom 4: факты и домыслы
1. Согласно официальным данным, работа над созданием Doom 4 ведется с конца 2008 года, и игра будет использовать движок id Tech 5.
По состоянию на сегодняшний день Bethesda и id Software выпустили только одну игру на этом движке – Rage. Отнюдь не бестселлер, но определенной аудитории геймеров игра пришлась по душе.
Других игр на id Tech 5 нет, но среди кандидатов, помимо Doom 4, упоминаются The Evil Within и Wolfenstein: The New Order. Первая – представитель жанра horror (ужасы), а вторая должна стать продолжением популярного шутера от первого лица. Выход обеих игр запланирован на 2014 год.
2. С момента анонса и по настоящее время ни Bethesda, ни id Software не представили ни одного скриншота или трейлера к игре Doom 4.
3. По сей день остаются полной загадкой такие аспекты игры, как сюжет, геймплей, персонажи, предметы, режимы и пр. Иными словами, мы вообще ничего не знаем о Doom 4.
Несомненно, вы можете поспорить с вышеприведенными фактами: ведь на многих форумах есть определенная информация о четвертом «Думе». Верить или нет этой информации – решать вам, но обратите внимание: ни один портал с мировым именем не опубликовал на своих страницах ни слова об этих якобы утечках. А это уже значит одно: материалы с огромной вероятностью являются домыслами различного рода «экспертов», а геймерам следует сходить к врачу, чтобы тот прописал ударную дозу терпения. Что ж, не привыкать.
Скриншоты из ранней версии Doom 4 взяты с сайта jeuxactu.com
Комментарии читателей Оставить комментарий
Мое чутье опытного геймера мне подсказывает,что проект DooM уже давно мертв и ето следует признать.А умирать он стал еще с момента выхода в игроиндустрии DooM 3.Из всего сказанного из статьи я понял главное,что выходу DooM 4 мешает отсутствие опытных кадров в компании-разработчика,то есть тех ребят,которые готовы ради етой игры пожертвовать частицы своего творчества и времени и соответственно баксы,тоже очень не маловажный фактор,а что бы проект DooM стал по настоящему успешным,нужно иметь очень много денег.В общем,чем круче в игровой индустрии будет развиватся технологичность графики,тем сложнее разработчикам будет доводить проект до совершенства,и чувствую я,что игры будущего все более будут схожи на технологичную замкнутую виртуальную симуляцию жизни с полным отсутствием творческого подхода к разработке.Как у военных,которые через игры тренируют свои навыки через системы виртуальной реальности.
Я уже и SLI из двух GTX 770 собрал для Дум4, а игры все нет и нет.. Такими темпами и они ослабеют..
Да вы что то попутали , дум 1 и 2 до сих пор катаю на ультрах ,все там в норме !!
Лишь бы четвертый дум не стал второй Дакатанией
Я считаю основным даже не столько графику, а идею, атмосферу игры, и как эта идея реализована в игровом мире. "Дюк Нюкем 3Д" очень атмосферная, а "Форевер" это ощущение уже подрастерял. Та же история с "Фулаутом". 1-2 фол ништяк, "Тактика" непонятное нечто, 3й фол (но не голый, а с кучей пользовательских модов и ДЛС) в виде бродилки очень нравится (Интерьеры "Терминатора-3" и "4" частично вдохновлены им, мне думается).