Российские археологи исследовали памятники на китайском берегу Амура

17:03 29.06.2017
Фото с сайта nsu.ru

Северный Китай открыл российским археологам доступ к своим историческим объектам. Четверо российских ученых приняли участие в совместной экспедиции и исследовали семь памятников на китайском побережье Амура.

В экспедиции принял участие доцент кафедры археологии и этнографии Новосибирского госуниверситета, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Алкин.

Российско-китайская экспедиция работала на территории городского округа Хэйхэ. Археологи изучили семь памятников, которые датируются разными периодами: от неолита до позднего Средневековья. Ученые обследовали четыре средневековых городища (укрепленные поселения), один могильник и два местонахождения, которые были практически полностью распаханы под сельскохозяйственные нужды. Однако археологам удалось собрать фрагменты древней керамики и каменные орудия. Они оказались идентичны по своей форме и технологиям изготовления аналогичным артефактам на российском берегу Амура.

Городище Сигоу (в переводе с китайского Западное ущелье) было первым пунктом маршрута. Оно расположено на большом мысу с крутыми обрывами с трех сторон и на высоте около 200 метров от дна ущелья, где течет река.

- Со стороны дороги, по которой мы подъехали к объекту, был виден высокий вал и остатки оснований пары сторожевых башен. Вал сложен из камней, позднее задернованных. Он отгораживает наиболее уязвимое при обороне пространство городища. С других сторон были крутые склоны и обрывы в ущелье. Место для городища выбрано средневековым населением не случайно - с него можно было контролировать один из немногих путей среди гор из Маньчжурии в Приамурье. Ориентировочная датировка – Х–ХIII вв. Из всех обследованных в эту поездку городищ это было самое удаленное от Амура (24 км), - рассказывает Сергей Алкин.

Отдельный интерес представляет взаимное расположение городищ на берегах Амура. Так, городище Сишилацзы у города Сюнькэ находится в прямой видимости на расстоянии 10–11 км от равнинного Новопетровского городища и от городища на горе Шапке на российском берегу Амура. В то время на обоих берегах обитало родственное население -предки современных тунгусо-маньчжурских народов. Ученые предполагают, что между городищами была выстроена визуальная система связи. С помощью больших костров, устроенных на специальных площадках, жители подавали световые и дымовые сигналы в случае наступления врага.

Участники экспедиции с китайской и российской стороны планируют осенью испытать эффективность древней сигнальной системы. С российского берега эксперимент будет контролировать директор Центра сохранения историко-культурного наследия Амурской области, сотрудник Амурской лаборатории археологии и этнографии ИАЭТ СО РАН Денис Волков, а с китайской – начальник канцелярии Управления культуры уезда Сюнькэ Юй Шэн.

Как сообщил Сергей Алкин, подобные эксперименты уже проводились во время работ Шилкинского археологического отряда ИАЭТ в юго-восточном Забайкалье на средневековых городищах, которые оставили мигранты-мохэ из районов Приамурья и Северной Маньчжурии.

- Там нам удалось не только подтвердить гипотезу о визуальной сигнализации, но и во время проведения археологических практик со студентами НГУ обнаружить на Усть-Чёрнинском городище остатки сигнальных сооружений. Тема этого исследования стала центральной в научной работе Дмитрия Бычкова, который в этом году закончил обучение в нашей магистратуре, - говорит археолог.

30.06.2017, 07:27
Гость: Дед Щукарь

Кто и от кого строил Великую стеночку, ещё не разобрались?

29.06.2017, 20:49
Гость: отож

Городище Сигоу (в переводе с китайского Западное ущелье) было первым пунктом маршрута укропитеков за салом.