«Рынок научился зарабатывать на дураках и работает на массовое оглупление»

СМИ пишут о встрече призеров школьных олимпиад с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Министр поднял тему трудоустройства молодых специалистов в сфере отечественной науки. Разговоры об инновационном пути развития страны идут давно, и в этой связи возникает вопрос: как добиться сохранения образовательного потенциала России? Этот аспект комментирует для KM.RU известный аналитик Анатолий Вассерман.
Остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности
Наши школьники и студенты все еще занимают передовые места в международных конкурсах. Это доказывает только одно: мы прошли еще не так далеко по тому пагубному пути разрушения системности образования, по которому Северная Америка и Западная Европа движутся уже несколько десятилетий. Наши «реформаторы» в очередной раз демонстрируют умение находить во всем мире самое худшее, но у нас еще есть фора. Фора в первую очередь заключается в том, что большую часть преподавателей у нас все еще составляют те, кто выучен по старой системе, делающей акцент на системности образования.
На Западе большая часть преподавателей – это люди, выученные по фактологической системе. Как показывает западный опыт, еще лет 10-20, и мы утратим это преимущество. Рынок научился зарабатывать на дураках и всеми доступными средствами работает на массовое оглупление. Я очень боюсь, что в скором будущем положительные результаты, показываемые нашими учащимися на международных соревнованиях, будут случайными. Сейчас они закономерно высоки, потому что мы позже, чем конкуренты, свернули с законоцентричного обучения в тупик фактоцентризма.
Сейчас остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности и обосновывают нашими успехами на олимпиадах дальнейшее продвижение по пути разрушения. В начале 90-х примерно так же успехи наших спортсменов использовались как доводы в пользу разрушения всей системы массовой физкультуры и массового отбора людей в большой спорт. Мол, «и без этого справляемся». Сейчас приходится возрождать физкультурную систему, созданную в советское время. Придется возрождать и систему образования, и, надеюсь, это будет сделано, пока не стало слишком поздно.
Без практики наука теряет половину стимулов
Еще одна причина, по которой рынок работает на оглупление, – это вывод производства в регионы с дешевой рабочей силой. Первоначально выглядело красиво: конструкторское бюро – в Соединенных Государствах Америки, а заводской цех – в Китае. Но опыт доказывает, что конструкторы не могут долго работать в отрыве от производства.
Разработчики многих видов техники перебираются в Китай, в Корею, в Японию – туда, где их разработки воплощаются в жизнь. Аналогично и наука не может долго существовать в отрыве от конструкторской деятельности. Половина задач, решаемых наукой, проистекает из практики, и потому без практики наука теряет половину стимулов. Это главная причина того, что наша Академия наук дает сейчас в расчете на потраченный рубль меньше результатов, чем в советское время. Кстати, и рублей сейчас тратится на науку на порядок меньше, и особо выдающихся результатов ожидать не приходится. Практика сейчас не ставит перед наукой новых задач, и наука, по сути, варится в собственном соку. Полагаю, что вслед за конструкторами наметится массовый переезд в Китай, Корею и другие страны и ученых.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ты ошибся - порнуха именно твой уровень. Прочитанное ты опустил до уровня порнухи: есть люди - очищают от грязи, но ты другого замеса.
Идеология демократии и рынка это идеология транснациональных корпораций. Которые просто хотят убрать со своего с пути государства,
которые не дают им достигнуть абсолютной власти.
Идеология демократии и рынка вообще глобальный лохотрон: ну как можно весь мир настроить маниакально, чаще криминально и за счёт ближнего, зарабатывать бабка, которые без труда печатает без меры одна страна.. Но это императив глобального жульничества, посмотрим его механизм. Экономическая система имеет 4 составляющие: производство эксклюзива (ПЭ: кустарное, опытное, штучное, малосерийное), массовое производство (МП: индустриальное), классическая коммерция (КМ: торговля товаров и услуг) и финансовая коммерция (ФК: торговля валютой и банковскими услугами). Составляющие вне системы по отдельности существовать не могут. Если это так, то сразу понятно: не существует единого понятия производительности труда (ПТ) для всех видов экономик как, к примеру, нельзя сравнить её для фабрики массового пошива и элитного ателье. Поэтому говорить о том, что СССР почил в силу низкой ПТ – идеологическая провокация. СССР почил в силу спекулятивной экономической теории МЛ и сведения согласно ей всей экономической системы исключительно к её компоненте - массовому индустриальному производству. Сейчас рушится миф о рыночной экономике, которая все общественные отношения свела к коммерции, а по-русски: к продажности. Это вульгарная модификация спекулятивной экономической теории, уже приведшая в прошлом страну к катастрофе. Наше оглупление в том, что под предложением перестать быть рабом, мы не заметили предложение замены раба совести, долга и разума на свободу дикаря и варвара.
Анатолию Вассерману спасибо за статью!
так потому и не знаешь что по уши в новодельной системе образования.нечем видимо помнить.Собянин вот еще всех мигрантов студентами собрался заменить в системе жкх и не только.очередной шаг реформы образования.мотивация- все равно они не учатся.не вы в советниках?