Кавказские войны

Накануне в подмосковных Химках разгорелось целое сражение. Во время матча 13-го тура чемпионата России по футболу, в котором ЦСКА принимал дагестанский «Анжи», потасовка вспыхнула сначала между футболистами на поле, затем к ней присоединились запасные и тренеры обеих команд, ну а уж болельщики не заставили себя долго ждать, пригласив принять участие в общем веселье и подмосковный ОМОН. Который, совместно с футболистами, горячих кавказских и не менее горячих армейских болельщиков вроде как остудил, но, увы, ненадолго: в подтрибунных помещениях кулачные бои продолжились.
Теперь футболисты ЦСКА обвиняют главного тренера махачкалинского клуба Гаджи Гаджиева в оскорблениях и нецензурщине, Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) РФС готовит дело к рассмотрению и думает, кого и как наказать, а армейские фанаты начинают размышлять, стоит ли в подобных условиях продолжать бойкотировать матчи с кавказскими командами.
По словам защитника ЦСКА Василия Березуцкого, Гаджиев «послал Павла Мамаева на три буквы, а его самого обозвал проституткой». Ну да, неприятно, наверное, обоим футболистам сборной России услышать такое в свой адрес. Далее Василий рассуждает о том, что главный тренер не имеет права в таком тоне отзываться о футболистах команды-соперницы, и т. д. На самом деле все так, и подобное поведение отнюдь не красит заслуженного тренера России. Однако это не выглядит слишком уж вопиющим случаем: в подобные моменты даже у такого спокойного человека, как Гаджи Муслимович, могут сдать нервы, и наставник «Анжи», в отличие от некоторых других тренеров Премьер-лиги, выпустил пар довольно-таки мирным способом. Покричали друг на друга и забыли. И вряд ли этот эпизод станет предметом разбирательства на КДК.
А вот по факту драки, как на поле с участием футболистов, так и на трибунах, наверняка будут разбираться. С чего же там все началось-то? По самой распространенной версии, катализатором боевых действий послужил конфликт Павла Мамаева с полузащитником гостей Камилем Агаларовым. Конфликт очень быстро превратился в стычку, которая, как это обычно и бывает, так же скоротечно переросла в драку, причем в массовую. Силами решили помериться Лахиялов, Буссуфа, Махач Гаджиев, Набабкин и Василий Березуцкий. В итоге усилиями Роберто Карлоса и других, более благоразумных футболистов, потасовку удалось погасить.
Но это – на поле. На трибунах все было гораздо сложнее, и последствия событий, произошедших там, представляются куда более серьезными. Там ведь в чем дело: этой драки, скорее всего, просто не было бы, если бы не пресловутый бойкот московских фанатов матчей против кавказских команд. Армейцев в Химках, на домашнем матче одного из самых популярных клубов страны, было в два раза меньше, нежели болельщиков из Дагестана. Которые и начали бойню, устроив «салют» из бутылок, кресел и других всевозможных подручных средств. Если бы армейских фанатов было столько, сколько традиционно поддерживает ЦСКА, вряд ли махачкалинские гости решились бы на провокацию.
Теперь фанатам ЦСКА, «Спартака» и «Зенита» предстоит решать, продолжать ли свой бойкот матчей против, соответственно, «Анжи», «Терека», «Спартака» (Нальчик) и «Алании» (в Кубке России, например). Уже сегодня мнения разделились: одни – за, другие – против. И это – вовсе не праздная проблема.
В России, на фоне всех последних событий, включая Манежку, уже назрела серьезная межнациональная напряженность. То тут, то там вспыхивают случаи национализма – как русского, так и северокавказского. И эти процессы не могут обойти стороной трибуны футбольных стадионов, где традиционно собирается активная, организованная, боеспособная и не всегда очень мирная молодежь.
Что-то подсказывает, что наказан по факту всех событий будет именно ЦСКА. Или штрафы и предупреждения будут выписаны обоим клубам (футболисты-то дрались и те, и другие), но московский клуб понесет куда более ощутимое наказание. Определенная логика в этом есть: ведь ЦСКА как принимающая сторона, по сути, не обеспечил порядок во время проведения матча. Однако хотелось бы призвать членов КДК РФС очень внимательно разобраться, кто именно начал беспорядки, с какой трибуны полетели посторонние предметы, и должен ли махачкалинский клуб понести адекватное наказание.
Вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев, поняв, что на трибуне творится нечто неспортивное, попробовал успокоить собственных фанатов, попросив их отойти подальше от сектора махачкалинцев. И его услышали: отошли, дали матчу продолжиться. Роберто Карлос, в свою очередь, успокоив футболистов, стал успокаивать и своих болельщиков, попутно поднимая всяческий мусор, ими же на поле брошенный. И у него тоже вроде как получилось, хоть и не до конца. Жаркая и боевая игра завершилась победой армейцев со счетом 3:0. Но разговоры о ней будут продолжаться еще очень долго. Гораздо дольше, чем до следующего тура. Проблемы есть, и задача футбольных властей – найти их решение, причем чем раньше, тем лучше. Иначе очень скоро на российские стадионы вернутся лихие девяностые, только там они не задержатся, а выльются на улицы. И это будут уже совсем не фанатские войны, к которым все привыкли. Эти войны будут носить совсем другое название и совсем другой характер.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Плоды толерантности