Алла Демидова: «Я – абсолютный фаталист»

Спектакли, где Демидова играла вместе с Владимиром Высоцким, стали легендой театрального искусства. Зритель также полюбил ее целеустремленных и странных киногероинь в картинах «Дневные звезды», «Щит и меч», «Зеркало», «Бесы», «Настройщик».
Перелистнув страницу Таганки, Демидова готовила поэтические композиции, работала на Западе, а ее книги о природе творчества сразу становились бестселлерами.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Уже в пять лет, отвечая на вопрос: «Девочка, кем бы ты хотела стать?», она говорила «Великой актрисой». Так и произносила это сочетание: в одно слово – «Великойактрисой». В школе она играла в спектаклях, придумала даже свою «программу» – монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной». Ее не приняли в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, и она поступила на экономический факультет МГУ. Но параллельно, еще на третьем курсе, пришла в Студенческий театр МГУ, где сыграла первую роль – Лиду Петрусову в «Такой любви». И потаенное страдание, которым актриса наделила образ, стало характерной чертой ее героинь.
Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступила в студию при театре имени Ленинского комсомола, но через год ее исключили как «профнепригодную». Сегодня трудно ответить на вопрос, почему дорога в профессию для Аллы Сергеевны оказалась столь трудной. Но такое упорное продвижение вперед вопреки всему закаляет характер. Демидова и не подумала свернуть с пути и снова решила поступать в Щукинское училище. На сей раз попытка удалась. Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный Юрием Любимовым в 1963 году, буквально взорвал привычные представления о театральном искусстве. Началась новая эра в истории театра - эра «Таганки», сочетающая традиции Мейерхольда и театра Брехта, дающего актеру возможность прямого контакта со зрителями.
Объемная игра
Театр на Таганке открылся в апреле 1964 года, и среди тех, кого Любимов считал костяком нового театра, была Алла Демидова. Однако лидером ранней «Таганки» она не стала. Слава пришла к ней из кино: в 1966 году она получает главную роль в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды». Фильм положили «на полку», но игру Демидовой заметили профессионалы мира кино – на актрису посыпались роли, а критики стали сравнивать ее манеру игры с манерой Смоктуновского. В том же году Алла Сергеевна начала играть ведущие роли в любимовских постановках. Она сформулировала свой способ существования в театре Любимова: «Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова».
Такое подстраивание под сильную волю режиссера фактически определило все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис, все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Они вместе репетировали «Крик» Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумал сценическую композицию по «Федре» Жана Расина. Увы, замыслы в жизнь провести не удалось из-за смерти Высоцкого.
Алла Демидова
Одна из самых невоплощенных
В 70-80-е годы Алла Сергеевна была одной из самых популярных киноактрис. Она сыграла в фильмах «Шестое июля», «Иду к тебе», «Чайка», «Зеркало», «Бесы» и многих других.
Однако «Новейшая история отечественного кино» характеризует Демидову как одну из самых невоплощенных в экранном пространстве. Ей не было равных в изображении рефлексии и духовной одержимости, но кинорежиссеры не всегда могли использовать все ее актерские возможности. Нечто подобное продолжалось и на «Таганке», не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена.
Но в постановке «Федра» Романа Виктюка по пьесе Марины Цветаевой Демидова, наконец, заявила о себе как о трагической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. В начале 90-х «Федра» с блеском гастролировала по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее ярко выраженное личностное начало оказались очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык «холодности». Упреки в формализме велись довольно долго.
Алла Демидова
Независимость и самодостаточность
В свое время Демидова подружилась с шестидесятниками, которые с годами стали знаковыми персонажами. О своем внутреннем самочувствии в этой связи она как-то проговорилась: «Попробуйте встать вровень с Окуджавой, Сарновым и прочими».
Можно сказать, что Алла Сергеевна всю жизнь «догоняла» интеллектуально состоятельных мужчин, не желая признавать собственной слабости. Позиционировала себя как сильную, крайне независимую и самодостаточную личность, хотя была исполнена сомнений и комплексов.
Она работала над собой и в то же время, по ее словам, никогда кардинально не вмешивалась в действия судьбы. Прожив сорок лет в браке со сценаристом Владимиром Валуцким, Алла Сергеевна сделала такое признание: «Я никогда не хотела иметь детей. У меня нет материнского чувства». Любовь тоже не играет в ее жизни главную роль. Главнее – чувство долга. Оно у Демидовой гипертрофированное.
Алла Демидова
Аскетизм «от кутюр»
Алла Сергеевна не сомневается, что художнику нужно быть аскетом. Причем аскетизм понимает буквально: утверждает, например, что перед спектаклем нельзя обедать. Да и другие физиологические удовольствия полагает не слишком совместимыми с искусством.
Но одежда и внешний облик – дело другое. Образ, который она создавала и создает по сей день, кажется сошедшим с картин серебряного века. От того, во что актриса одета в настоящий момент, для нее зависит многое – и в жизни, и в кино, и на сцене. Когда в 75-м году репетировали «Вишневый сад», Анатолий Эфрос сказал ей: «Аллочка, вы как новогодняя елка, – все время блестите и звените!» Тогда украшения помогали ей в пластическом решении роли.
Сегодня она пользуется услугами модных визажистов и одевается «от кутюр». Любит рассказывать о своем стиле в одежде и о шляпах, подаренных Параджановым.
Все знают Демидову как актрису, но мало кто догадывается, что она еще и... экстрасенс. В свое время Алла Сергеевна встречалась с Вангой. Общалась практически со всеми экстрасенсами Москвы, с интересом наблюдала за тем, как они работают, ассистировала им, когда они занимались врачеванием. И многому у них научилась.
«Я абсолютный фаталист, – признается актриса. – Я прислушиваюсь, нет, не к судьбе – к обстоятельствам. Обстоятельства как река, а я просто плыву по предлагаемым обстоятельствам».
«Застегнута на все пуговицы» – так говорят об Алле Демидовой не один десяток лет. Но за бесспорностью дарования, ироничностью ума и независимостью прячется застенчивость, с которой актриса боролась еще со студенчества. Она всегда выглядит таинственно и величественно, однако люди, знающие Аллу Сергеевну близко, отмечают непосредственность и простоту ее поведения вне сцены. Режиссер Василий Катанян, ее сосед по даче: «Она знает все названия грибов, ягод, трав и цветов. Их она собирает, сушит, составляет в букеты и, словно колдунья, украшает ими свое жилье. А потом она их о чем-то спрашивает и, я убежден, они ей отвечают!»
Стилист Лев Новиков, с которым Демидова сделала серию необыкновенных фотопортретов, оставил о ее доме наблюдение: «У Аллы красивый беспорядок: на туалетном столике, среди букетов засохших цветов – зеркальце Параши Жемчуговой, на стенах – Серебрякова и Хамдамов. Ее квартира полна ощущением свободы и ни от кого и ни от чего независимости».
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да...кроме пары эпизодов в кино 60-х годов и вспомнить-то больше нечего...сплошное таганковское кривляние...