Эволюция в Российском киберспорте [1]
![Эволюция в Российском киберспорте [1] Эволюция в Российском киберспорте [1]](https://www.km.ru/sites/default/files/km_archive2.png?1322116569)
Эволюция в Российском киберспорте [1]
В основе любого вида спорта лежит игра. Так же и установленный набор определенных правил, своего рода система запретов и разрешений. Ведь любая игра - это соревнование, и не имеет значения, вступают ли при этом спортсмены в противостояние друг с другом, или они все вместе борются с таймером, стремясь показать лучший результат. Набор правил любой спортивной игры четко определен. И при этом - правила любой игры тяжело поменять. Безусловно, любые правила изменяются со временем, эволюционируют. Но процесс этот весьма медленный, и касается в основном вторичных характеристик игры - никому не придет в голову добавить в футбольные команды еще по одному игроку для улучшения зрелищности, или заменить хоккейную шайбу резиновым мячом, добавить фигур на шахматную доску. Это основы, и они никогда не будут изменены, ведь это будет уже совсем другая игра.
Казалось бы, вполне логично перенести эту практику и на киберигры, ведь и для этих соревнований как нельзя больше нужна стабильность правил, своего рода некая единая система, которая позволит киберспортсменам комфортно чувствовать себя, и тренироваться в соответствии с унифицированным кодексом правил своей игры.
Однако, что же мы видим? Каждые несколько лет мы с вами наблюдаем процесс резкой ломки всех сложившихся правил, устоев, всего того, что создавалось в течении длительного промежутка времени, мы с легкостью выбрасываем все это на свалку истории и начинаем все заново. И причина этого тривиальна - выход новой игры от ID Software.
История Quake
Вспомним историю. В конце 97 года все прогрессивное человечество играло в первый Quake. Это была, в прямом смысле слова, идеальная игра. Всё в ней было великолепно - оружие, графика, сетевой код. Всё. Мелкие недочеты исправили позже. Была создана система, определены правила, набор карт для дуэлей и для тимплея, ставший стандартом, в общем - игра начала приобретать черты некой стабильности, определенности, что ли. Фактически, развитие киберспорта началось именно с Quake1, после того как Thresh выиграл Феррари на турнире Red Annigilation.
И вот, в декабре 97 года, вышел Quake 2. Напомню, что вышел он практически без мультиплеера, вернее он был, но deathmatch карт не было, они вышли только через несколько месяцев после релиза, и отсутствовала поддержка протокола IPX, что важно для игр на лане. Именитые западные кланы крепко задумались. Игра не удовлетворяла их ожиданий. Дело в том, что игра не обладала очевидными преимуществами по сравнению с Quake1. Странный медленный Rocket Launcher, странный сетевой протокол. Thresh написал несколько аналитических статей на своем сайте, озаглавленных "Quake1 vs Quake2". Проведя ряд сравнений, он пришел к выводу о несомненных преимуществах игрового процесса Quake1.
И что же в результате? Quake 2 на западе стал игрой-изгоем. Если в Америке эта игра еще имела какую-то популярность, и то незначительную, то в Европе безраздельно владычествовал Quake1. Тот же Thresh с удовольствием выиграл турнир PGL3, обыграв Immortal-а в финале соревнований по Quake2 дуэлям, но одновременно... он участвовал и в командных соревнованиях по Quake1, привлекших огромное внимание. Иными словами, большинство западных игроков, проведя сравнение между двумя играми, выбрало здоровый консерватизм.
Российский путь развития Quake
А в России мы с головой окунулись в мир Quake2. На определенном этапе российские ку2керы были лучшими в мире, как в дуэлях, так и в тимплее, одна беда... им не с кем было играть. Кланы DDT и NiP несколько раз пытались играть по интернету, но каждые раз им попадались настолько слабые противники, что играть с ними просто не имело смысла. Российская ку2керская школа достигла таких высот, что даже сейчас наши кланы (вернее сказать, их остатки), несмотря на извечные российские проблемы с пингом, умудряются весьма неплохо выступать даже в современных зарубежных ку2 лигах, неплохо играя даже на британских и американских (!) серверах.
Помнится, летом 98 года я сидел в одном из питерских клубов и тщетно пытался найти себе хоть одного оппонента для дуэльки в Quake1. Ко мне подошел один из местных ку2шных "отцов" и сказал:
- Зачем ты играешь в этот отстой? Ведь всем известно, что Quake1 мертв!
Он говорил это тогда! Еще не было игр DR vs Clan 9, впереди были PGL3, MGL1, Rapture99, TGI, бесчисленные сезоны Smackdown, множество других соревнований.
В Санкт-Петербурге Quake умер в 98 году, осталось микроскопическое TF-коммунити (впрочем, это уже совсем другая игра). В Москве на Quake2 поначалу перешли не все, но притока свежей крови не было, и Quake (к тому времени это уже был QuakeWorld) не умер, нет, но начал медленно, но неумолимо стагнировать, игроков становилось все меньше и меньше. Впрочем, не все так плохо, и QW коммунити функционирует в России до сих пор, в основном усилиями игроков клана AMD.
![]() Во времена Quake2 не было киберспорта и спонсоров. |
Итак, российские квакеры перешли на Quake 2. В чем причина этого? Никто так и не смог внятно ответить мне на вопрос о причинах перехода. Одни говорили о достоинствах графики, но достаточно посмотреть на экран бывалого ку2кера или, еще лучше ку3кера, которые выставляют все графические настройки по минимуму, и вы убедитесь, что для них лишний десяток фпс намного важнее всяческих красот, которые, к тому же, только мешают игре. Таким образом, как это не парадоксально, Quake3 выглядит на экране намного хуже чем старичок Quake1. Кто-то заявлял о мифическом "балансе оружия" в Quake 2. Поверьте, такой баланс есть и в Quake1, для этого достаточно посмотреть демки бывалых QW-шников. Стрелять надо уметь просто, тогда любое оружие в руках будет смертельным. Небезызвестный SK-Kane, в своем инфо-файле на старой страничке клана в графе "Favorite weapon" написал - Shotgun. И это не было похвальбой, в некоторых условиях бумстик действительно предпочтительнее RL. Кто-то пытался убедить в достоинствах ку2шных карт, однако всем известно, что на Западе всю жизнь играли только на Q2dm1, считая ее единственной достойной картой. Остальные карты безусловно неплохи, и хорошо сбалансированы (q2dm7 - безусловное исключение), однако например для дуэлей пришлось привлекать мепмейкеров со стороны, и вводить в официальные игры ztn2dm2 и ztn2dm3 - кастомные карты. Просто из-за нехватки официальных карт. И уж конечно, ни один западный игрок даже в страшном сне не мог представить себе дуэль на Q2dm5, в то время как россияне, после единственной демки Треша на этой карте, играли на ней, в соответствии с "модой", после первого же фрага забираясь к верхнему GL-у и собирая там шардзы.
Одним словом, переход российского коммунити на новую игру был необъясним. Перешли просто потому, что это была новая игра "от ID". Просто, потому что это "модно". Грустно, но это так...
Комментарии читателей Оставить комментарий