Быть или не быть, или Новые поправки в закон о туризме

Нашумевший законопроект, который вызвал целую бурю негодования среди участников туристического рынка, по мере своего продвижения в парламентских структурах обрастает все новыми изменениями и новшествами.
Но сначала немного истории. Поправки в закон о туристской деятельности, которые были предложены Минспорттуризмом, попали на рассмотрение Государственной Думы еще в мае 2011 года. Первое чтение этого документа состоялось в июле того же года, вызвав целый шквал недовольства со стороны туроператоров и туркомпаний.
В частности, поправки предусматривают снижение размера финансовых гарантий для операторов, работающих в сфере въездного туризма, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей. Кроме того, туристическим агентствам предлагается запретить продавать путевки от своего имени, а также сделать обязательный ежегодный аудит для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год. Еще одним нововведением должна была стать так называемая «электронная путевка».
В целом отраслевые ассоциация туроператоров России и Российский союз туроператоров поддержали большую часть предложенных поправок, в то же время единогласно выступив против запрета турагентствам работать и заключать договоры с туристами от своего имени. По мнению ряда экспертов, подобные нововведения приведут к введению операторами депозитов для турагентств, банкротству большого количества турфирм, росту цен на путевки, а также усилению коррупционной составляющей на российском туристическом рынке.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что данная поправка противоречит Гражданскому кодексу РФ, предложив Минспорттуризму вообще исключить ее из текста законопроекта, сообщает РИА «Новости». Учтут ли парламентарии замечания ФАС, станет известно 22 марта – именно на это число было перенесено второе рассмотрение этих поправок.
Тем временем, как пишет Интерфакс, ряд ведомств и участников российского туристического рынка выступили с новыми предложениями относительно поправок в закон о туристской деятельности.
Как рассказал агентству начальник управления гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры Комитета по туризму Москвы Георгий Мохов, было предложено увеличить уставной капитал туроператоров и требования к их активам, которые должны быть сопоставимы с обязательствами. Вероятно, на подобное предложение повлияла громкая история, связанная с приостановлением деятельности туристической компании «Ланта-тур вояж», в результате которого из-за невозможности туроператором выполнить свои финансовые обязательства перед зарубежными контрагентами пострадали семь тысяч российских туристов.
«В результате образовался «ком» поправок, одна часть которых направлена на защиту прав туристов, другая – на решение проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях», - отметил собеседник агентства.
Стоит отметить, что ко второму чтению законопроекта в документ уже внесены некоторые поправки. Так, например, Министерство финансов РФ предложило ввести обязательное страхование туристов, выезжающих за рубеж, на сумму один миллион рублей.
Как заявил глава комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин, некоторые общественные объединения поддержали эту меру, а отдельные туроператоры уже продают полисы с покрытием 30 тысяч евро, что превышает миллион рублей.
Впрочем, страховщики довольно скептически отнеслись к поправкам, предлагающим суммы покрытия свыше 200 миллионов для туроператоров с оборотом больше 100 миллионов в год. «Кто будет страховать на такие суммы и на каких условиях, во что это обойдется туроператорам? Без ответов на эти вопросы предложение о повышении финансовой гарантии до 200 миллионов рублей нельзя принимать», - цитирует РИА «Новости» исполнительного директора компании «Европейское туристическое страхование» Юлию Алчееву.
Вызывают нарекания и «электронные путевки». В частности, генеральный директор группы компаний СНП Андрей Головин высказал предположение, что электронные путевки создадут дополнительную нагрузку на бизнес. Кроме того, электронная база людей, выезжающих за границу, может быть использована недобросовестными людьми в корыстных целях. «Еще вопрос: вы уверены, что туристы хотят, чтобы информация об их поездках была в Ростуризме? На рынке можно найти любые базы. Давайте еще туда поступят базы, кто, с кем, куда и когда ездил», - заявил он.
В общем, несмотря на многочисленные правки и бурные обсуждения, поправки в закон о туризме до сих пор не вызывают у экспертов туристического рынка однозначного одобрения. К тому же, как выразилась исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, этот законопроект является «латанием дыр», не решая проблем до конца.
Комментарии читателей Оставить комментарий