Борьба ФАС за дешевые авиабилеты: итоги года

Федеральная антимонопольная служба весь этот год вела борьбу за свободную конкуренцию на российском авиарынке: пыталась не допустить аффилированные компании на маршруты по одним и тем же направлениям, предлагала разыгрывать зарубежные маршруты на аукционе, пыталась найти пути возвращения бюджетных авиаперевозчиков в российское небо, вступала в схватку с «Аэрофлотом» и Росавиацией. Настало время подвести итоги этого года борьбы.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью «Газете.ru» рассказал о нынешней ситуации в авиационной отрасли.
По его словам, сегодня необходимо определить условия сопоставимости рынка авиационных перевозок как внутри страны, так и на зарубежных направлениях. В частности, необходимо сопоставлять цены по расстоянию маршрута, по модификациям самолетов и другим критериям. В любом случае, необходимо прийти к следующему: стоимость билетов как на внутрироссийских рейсах, так и на зарубежных направлениях не должна быть выше, чем в аналогичных условиях в других странах.
В частности, дизельное топливо и авиационный керосин в России стоит относительно дешево, заявил Артемьев.
«Если сравнить с ценами в Англии, мы поймем, что этот фактор для многих наших авиакомпаний имеет льготное значение. Хотя это только в последнее время появилось, ранее был монополизм топливно-заправочных комплексов», - заявил он изданию, добавив, что в настоящее время ведется работа по сопоставлению различных критериев и условий. Кроме того, служба взаимодействует с авиаперевозчиками, выслушивая их доводы по этим вопросам.
В планах ведомства составление таблиц сопоставимости, которые позволят обосновать цены на авиаперевозки. «Сейчас часто главенствует примитивный монополизм наших перевозчиков», - посетовал глава ФАС.
В случае, если авиакомпании останутся глухи к доводам антимонопольщиков, Артемьев заверил, что обращения в суд не заставят себя долго ждать.
Если же меры, предпринимаемые ФАС, все-таки окажутся действенными и смогут переломить яростное сопротивление авиакомпаний, российским туристам можно будет ждать снижения цен на авиаперевозки.
Кроме того, как заявляли представители антимонопольного ведомства ранее в этом году, снижению цен на билеты может способствовать только здоровая конкуренция. Поэтому необходимо запретить аффилированным компаниям совершать рейсы по одним и тем же маршрутам и направлениям.
Эту проблему ФАС подняла после назначения авиакомпании «Россия» на маршрут Москва-Ницца наряду с «Аэрофлотом», который является материнской компанией по отношению к «России». Тогда антимонопольное ведомство выступило с заявлением, что это решение, якобы направленное на развитие конкуренции, на самом деле никак конкуренции не способствовало.
Минтранс с доводами ФАС согласился, и в ведомстве начали готовить формулировки, которые будут включены в соответствующий приказ министерства. Документ должен появиться уже к концу года, заверили тогда антимонопольщики.
Борьба с недобросовестной конкуренцией на авиарынке не всегда заканчивалась успехом. Так, например, ФАС не смогла добиться в суде признания недействительным решения Росавиации о недопуске авиакомпании «Трансаэро» до выполнения регулярных рейсов в Италию.
Кроме того, предлагалось обеспечить конкуренцию в топливной составляющей стоимости авиабилетов путем увеличения в аэропортах топливно-заправочных комплексов в зависимости от пропускной способности аэропортов.
Еще одним наболевшим вопросом как для туристов, так и для антимонопольного ведомства является отсутствие на российском авиарынке бюджетных авиакомпаний.
«Мы всячески поддерживаем эту идею (появление лоукостеров — прим. KM.RU). Наши авиаперевозчики против. Я очень рад, что правительство поддержало эту тему», - заявил в интервью Артемьев.
Однако для развития рынка бюджетных авиаперевозок в России необходимо «немного поправить законодательство». В частности, ввести систему невозвратных билетов. При этом, особо подчеркнул Артемьев, невозвратные билеты должны стоить дешевле возвратных.
«У нас же как бывает: сейчас сделаем невозвратные, да еще и дороже», - добавил он.
Еще одним препятствием для развития рынка лоукостеров в России являются высокие аэропортовые сборы.
К слову, именно отсутствие невозвратных билетов и неподъемные цены на обслуживание в аэропортах стали причиной ухода в 2011 году с рынка российских бюджетных авиакомпаний «Авианова» и «СкайЭкспресс».
В этом году ФАС предлагала даже допустить на российский рынок зарубежных лоукостеров. Впрочем, в случае изменения авиационного законодательства, у нас появятся и свои лоукостеры - «Аэрофлот» уже заявил о готовности создать такого перевозчика. Как на это отреагируют в ФАС, пока не ясно.
В целом, итоги года борьбы за добросовестную конкуренцию в авиаотрасли и, следовательно, за низкие цены на авиабилеты, можно оценить положительно. По крайней мере, первые шаги в этом направлении антимонопольная служба сделала.
Комментарии читателей Оставить комментарий