]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В мире
Главная → В мире
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Второго «Варшавского договора» из ШОС не получится

14:14 16.05.2011
, Кирилл Говоров
Второго «Варшавского договора» из ШОС не получится
Второго «Варшавского договора» из ШОС не получится

Шансов на расширение состава участников ШОС практически нет, полагает эксперт

В условиях, когда на протяжении вот уже нескольких месяцев объединенные силы западных «демократизаторов» активно «спасают ливийский народ от тирании», попутно «приобщая» его к «ценностям свободного общества» посредством массированных авиаударов, на международной арене появляется все больше желающих попытаться гарантировать свой суверенитет через членство в том или ином региональном военно-политическом блоке.

Очевидно, что на евразийском пространстве на роль такого «геополитического зонтика» претендует Шанхайская организация сотрудничества, юбилейный саммит которой должен пройти уже через месяц в Астане. А в минувшие выходные в бывшей казахстанской столице Алма-Ате прошла «генеральная репетиция» этого мероприятия. В ходе заседания совета министров иностранных дел государств-членов ШОС его участники согласовали круг вопросов, который будет включен в повестку предстоящей встречи на высшем уровне.

Безусловно, наибольший интерес представляет содержание документа, определяющего критерии обретения членства в евразийском альянсе под эгидой России и Китая, который планируется вынести на подписание главами государств в Астане. Как известно, дипломаты Индии, Пакистана и Ирана и ряда других потенциальных претендентов уже давно «обивают пороги» руководящих органов «шанхайской шестерки» на предмет вхождения представляемых ими стран в региональную организацию (которая постепенно набирает все больший вес и влияние на международной арене) в качестве полноценных участников.

При этом буквально накануне встречи в Алма-Ате заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС подало руководство Афганистана, рассчитывающее составить, таким образом, компанию Монголии, Ирану, Индии и Пакистану. Впрочем, последние три государства, как уже было сказано, отказываются довольствоваться малым, рассчитывая уже в ближайшем будущем «пойти на повышение». Будет ли принята их заявка, в значительной степени зависит от содержания подготовленного главой внешнеполитического ведомства РФ Сергеем Лавровым и пятью его коллегами из Казахстана, Китая, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана документа под названием "Меморандум об обязательствах страны—соискателя членства".

Фактически речь идет о своего рода «кандидатском минимуме», который предложат сдать всем кандидатам на участие в геополитическом проекте, который изначально задумывался как некая альтернатива или противовес влиянию Вашингтона, а также его европейских и азиатских сателлитов в евразийском регионе. Не секрет, что до сих пор «позывы к расширению» ШОС сдерживались, мягко говоря, непростыми отношениями между Пекином и Дели, отягощенными историческим грузом «тибетского вопроса» и не всегда здоровой геополитической конкуренцией двух «демографических колоссов». При этом в качестве альтернативы Индии власти КНР активно лоббируют интересы ее главного антагониста на международной арене в лице Пакистана.

Несмотря на то, что глава МИД РФ Сергей Лавров как и положено настоящему дипломату попытался на встрече в Астане несколько сгладить (или по крайней мере сделать менее заметными) существующие противоречия и закулисные маневры сторон, заявив о том, что он не наблюдает «особой активности по поводу кандидатуры какого-либо одного государства с чьей-либо стороны", отрицать этот факт все же достаточно сложно.

Что касается Ирана, который также уже давно стучится в двери ШОС в поисках внешней точки геополитической опоры на случай, если американские неоконы и их союзники по НАТО решат экстраполировать на Исламскую республику свой опыт по «наведению порядка» в Ираке, Афганистане (а теперь еще и Ливии), то, по словам господина Лаврова, принять в ШОС страну, находящуюся под санкциями Совбеза ООН, невозможно. Стоит заметить, что российская дипломатия, сама совсем недавно «легким нажатием» кнопки в нью-йоркском зале для голосования СБ ООН подвергла своего потенциального союзника (ну или по крайней мере надежного партнера) международному остракизму. Так что следует признать, что, отказываясь выдать Тегерану пригласительный билет в ШОС, наш МИД действует вполне последовательно. В результате наиболее предпочтительными шансами пополнить ряды регионального евразийского клуба в настоящий момент имеет лишь Афганистан, которого таким образом планируется «привлечь к антинаркотической ответственности». Не секрет, что от наркопотока, идущего из Афганистана страдают все страны ШОС. А поскольку без участия Кабула реализовать разработанную Антинаркотическую стратегию организации представляется практически невозможным, именно его заявка на получение статуса наблюдателя при ШОС имеет практически 100% шансы быть удовлетворенной.

Повестку предстоящего юбилейного саммита ШОС в интервью KM.RU прокомментировал главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов:

- Стремление ряда стран добиться членства в этой организации вполне понятно. В конце концов даже если просто сложить демографический, территориальный и экономический потенциал Китая, Казахстана, России и ряда других стран, которые уже входят в ШОС, то нетрудно убедиться в том, что его удельный вес достаточно велик даже в мировом масштабе. Конечно, Шанхаская организация сотрудничества пока еще не стала полностью дееспособным объединением типа ЕС. А степень интеграционных связей в этом объединении на несколько порядков ниже, чем в Евросоюзе. Тем не менее, потенциал ШОС, на мой взгляд, очевиден и он привлекает многие государства Азии. По большому счету в нее входят страны, которые не согласны с доминированием на международной арене евроатлантических ценностей.

Последние события в Ливии также могут подталкивать к обретению членства в этом евразийском альянсе. Особенно это касается Ирана. Однако его шансы вступить в ШОС как раз минимальны. В первую очередь из-за того, что в отношении Тегерана действуют санкции Совбеза ООН. Вообще, изначально в качестве модели расширения ШОС предлагалось взять за основу т.н. «копенгагенские критерии» членства в Европейском Союзе. Но фактически главным критерием сегодня является отсутствие официальных международных санкций против какой-либо страны, принимаемых на уровне ООН. Чтобы отсечь от ШОС тех потенциальных участников, которые могли бы дискредитировать имидж этой структуры.

Учитывая, что за вторую резолюцию по Ливии в Совбезе ООН проголосовали Россия и Китай, которые являются основными участниками ШОС, то нетрудно сделать вывод, что в своей внешней политике Москва и Пекин принимают во внимание позицию США и западного альянса. Нынешние политические элиты постоянных членов ШОС и дипломатический корпус, который их обслуживает, не стремятся сделать из нее вторую редакцию Варшавского договора. Наверное, такой посыл держится в уме, но публично такой цели не ставится. По разным причинам. Но, на мой взгляд, в первую очередь потому, что этого не хочет Китай. Из-за своей политики стороннего наблюдателя за развитием политического процесса на международной арене Пекин не хочет брать на себя жесткие обязательства, особенно военного свойства с любой другой страной. Даже такой крупной и важной как Российская Федерация. Китайские власти считают, что их выгода состоит в проведении другой политики.

Я считаю, что шансов на расширение ШОС после принятия документа о критериях этого расширения практически нет. Собственно говоря, сам этот документ и принимается для того, чтобы осложнить этот процесс. Изначально в Хартии ШОС (аналог устава) было прописано, что это открытая организация, к которой может присоединиться любое государство. Однако, затем, когда стали приходить все новые и новые заявки, дипломаты ШОС начали думать, как им выкрутиться из этой ситуации. Так что прописанные критерии членства, скорее всего, будут критериями- барьерами нежели приглашением к участию. В то же время наличие таких уровней сотрудничества как «наблюдатель» и «партнер по диалогу» позволяет ШОС расширять свои контакты и сферу влияния. Но при этом они отражают нежелание элит ШОС расширять круг участников за счет т.н. «проблемных стран».

Напомню, что и Индия, и Пакистан, и Иран в той или иной степени являются «проблемными странами» в силу того обстоятельства, что они конфликтуют между собой, кроме того, у них есть разное понимание модели отношений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Возьмем Пакистан. Да это страна, которая по численности населения превосходит РФ. Однако, то что там недавно произошло - я имею ввиду операцию американских спецслужб и ликвидацию Усамы Бен Ладена посредством несанкционированного проникновения на территорию суверенного государства - показывает, что власти Пакистана не вполне контролируют собственную территорию. Ну или по крайней мере предпочитают закрывать глаза на действия своего стратегического союзника. То, что пакистанские парламентарии недавно выступили с громким заявлением о недопустимости подобного рода акций, на самом деле это во многом игра на публику. В Москве и Пекине это все прекрасно видят и не хотят принимать в ШОС организацию с такого рода багажом (в том числе в смысле сотрудничества с США). Однако чтобы формально успокоить претендентов на членство в ШОС принимается документ о критериях. Хотя зачастую эти критерии производят неоднозначное впечатление.

Я не знаю, включат ли в итоговый документ такой пункт, но раньше обсуждалось установить в качестве критерия отсутствие территориальных претензий друг к другу или третьим странам. Проблема в том, что этому критерию зачастую не соответствуют уже действующие члены этой организации. Вопросы пограничного размежевания (а значит и возможных территориальных претензий) не урегулированы и у действующих членов ШОС. В тех же странах Центральной Азии не завершен процесс делимитации и демаркации границы между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.

В то же время, говоря о расширении ШОС, следует определиться, до каких пределов оно должно происходить. В свое время интерес к работе ШОС проявляли такие страны как Белоруссия, Шри-Ланка или скажем Турция. Принцип, в соответствии с которым Шанхайская организация сотрудничества должна непременно охватить собой все государства Евразии, не кажется мне бесспорным. Поскольку чем больше стран выходит в организацию (причем заметно отличающихся между собой по экономическим, социальным, культурным и политическим параметрам), тем сложнее им будет договориться между собой и сложнее найти общий язык по каким то моментам. Причем, в случае если ШОС будет расширяться по сценарию ЕС, то проблем у нее будет еще больше. Все-таки Евросоюз даже после последнего расширения объединяет государства, которые исторически возникли на базе одной европейской цивилизации, где доминирует христианская религия. Если же сравнивать китайскую, русскую и мусульманскую цивилизацию, то отличия между ними будут еще больше. Найти общий язык в случае неограниченного расширения будет очень трудно. Да, главы государств будут периодически собираться вместе, принимать разные декларации, но, наверное, от ШОС ожидают реальных действий, а не деклараций.

Темы: Международная политика
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.05.2011, 19:26
    Гость: болгарин

    В отличии от автора я считаю, что второй Варшавский договор и новый СЭВ при участии Китая и другие азиатские страны состоятся только после прихода к власти комуннистов России.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.05.2011, 18:32
    Гость: wowa

    Варшавский договор вряд-ли кому вообще обсыпался:, а вот СЭВ- вот это было-бы ДА. Но не с рум., пол.,и прочими,а с Чехией, Словакией, ФРГ-ГДР, ну и Китай, Индия.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 16.05.2011, 17:06
    Гость: Вадим

    Второго «Варшавского договора» из ШОС не получится)))
    Об этом и не шло речи, когда Россия пригласила в ШОС КНР, практически отказавшись от домиирования в этой Организации

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Не Гретой Тунберг единой: как детская дипломатия прошлась катком по судьбам
«Печальное лидерство по масштабам вымирания стабильно удерживают именно русские регионы страны»
Игорь Растеряев, 1 сентября, «16 Тонн»
Рога викингов принадлежали не викингам
«Иностранный промышленный капитал не будет создавать у нас "мировую мастерскую"»
ЛитПон №356 (Дмитрий Черный, Юрий Ли и др.), 1 мая «Китайский Летчик Джао Да»
Сергей Мазаев «Дуэты»
Линда, 4 апреля, Lustra Bar
Елена Привалова, 3 августа, Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла
«Со стороны российского МИДа после выдвижения требований о "гарантии безопасности" прозвучала фраза, насторожившая даже США»
Наконечный «Анабиоз» (рецензия на клип)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.