Дамасский Сталин

Лидеры Запада все жестче отзываются о сирийском президенте Башаре Асаде. Министр иностранных дел Франции обвинил лидера Сирии в массовых убийствах на территории страны. Во французском МИД уже подготовлен проект резолюции Совбеза ООН, предусматривающий осуждение Сирии за нарушение прав человека.
Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе признал на пресс-конференции в Вашингтоне, что Асад подавляет акции оппозиции с такой же жестокостью, как и Каддафи. По заявлению дипломата, которого цитирует The Telegraph, страны НАТО «осудили Асада в таких же жестких выражениях, что и Каддафи, но дальнейшее развитие событий было различным». Заявление Жюппе стало резким выпадом против Асада: по сути, французский министр признал, что в Сирии следовало открыть боевые действия, поскольку Асад ничем не отличается от Каддафи.
Не менее угрожающим для сирийского лидера было другое высказывание политика, выразившего сходную мысль прямо. По мнению французского министра, Башар Асад «утратил легитимность» и не может дольше оставаться президентом Сирии. На повестке у стран Запада – осуждение сирийского лидера на платформе ООН – резкий ход, с которого начались бомбардировки Ливии Муаммара Каддафи.
Проведение антисирийского постановления через Совет Безопасности ООН, впрочем, столкнется с серьезными проблемами, признал министр. 4 страны из 15, представленных в согласительном органе, скептически относятся к изоляции Асада, по оценке политика. Особенно французский министр отметил позицию России: ее вето может подорвать усилия Запада, и это будет означать, что она «возьмет на себя ответственность за ситуацию в Сирии», пригрозил Жюппе.
Ален Жюппе, в прошлом известный как самый непопулярный премьер-министр в истории Пятой республики, принадлежит к числу давних критиков Асада. Между тем еще недавно тон политика был не таким жестким. В конце мая Жюппе заявлял, что Асад еще может вернуть себе доверие стран Запада. В таком же духе были выдержаны высказывания Хиллари Клинтон.
Санкции, введенные против Асада Европейским союзом в мае, вовсе не были фатальны для политика, или стали таковыми не сразу. Более того, первоначально санкции не касались самого Асада, и только потом Евросоюз ужесточил свои требования. С каждым месяцем реакция Запада на Асада становится все более резкой и фактически загоняет сирийского лидера в угол.
Именно в этом контексте заявления Жюппе можно назвать знаковыми: постепенно от осуждения насилия на улицах Сирии Запад перешел к осуждению самого Асада.
Как это характерно для современной политики, пробный камень в Асада бросил не тяжеловес, а карлик: еще 1 июня МИД Австралии заявил, что сирийский лидер может предстать перед судом по обвинению в нарушении прав человека. Теперь на ту же позицию перешла и Франция. Вероятное присоединение Соединенных Штатов будет означать формирование консенсуса стран НАТО и превращение Асада в диктатора-изгоя, вставшего в один ряд со своими собратьями Саддамом Хусейном и Муаммаром Каддафи. Судьба же попавших в этот список печальна.
Чем же так провинился Асад? По заявлению Жюппе, тем, что перешел границы дозволенного в своей стране. Не отсутствие демократии в Сирии, не воровство или религиозная дискриминация, а только пролитие крови лишает диктатора права на власть. Не институциональные особенности, а факт наличия оппозиции ставит перед авторитарным правителем неразрешимый выбор: либо уступки, неотличимые от капитуляции, либо подавление восстания и вторжение НАТО. Возможен, впрочем, и третий вариант – стать авторитарным союзником США. Таких стран в арабском мире много, и их не слишком цивилизованный экстерьер не смущает Барака Обаму. Восстаний в таких государствах не было и (почему бы не предположить?) не будет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Как плохо что у России нет своих сми!
Если бы у нас были свои сми и свои источники информации,
то мы могли бы помочь Асаду выявить вражью агентуру
в его стране.
От национальности зависит набор культурных норм. Культурные нормы евреев изложены выше коллегами.
Попробуйте стать руководителем еще мЕньшего государства, потом оценивайте коллег.
У каго был старческий маразм ? У Менахема Бегина? Так он в те годы ещё молодым был.
Через два года, 24 апреля 1966 г., израильская газета «Маарив» опубликовала дискуссию, в ходе которой один из бывших командиров Хаганы (сиоистская военная организация), депутат кнессета Хаим Ландау заявил:
«Это факт, что в 1942 году Еврейское агентство знало об уничтожении... Правда заключается в том, что они не только молчали об этом, но и заставляли молчать тех, кто знал об этом тоже». И вспоминал, как один из руководящих сионистских деятелей, Ицхак Гринбаум, признался ему: «Когда меня спросили, дашь ли ты деньги на спасение евреев в странах изгнания, я сказал «нет!»... Я считаю, что нужно противостоять этой волне, она может захлестнуть нас и отодвинуть нашу сионистскую деятельность на второй план».
В этой же дискуссии другой видный сионист Элиезар Ливне засвидетельствовал: «Если бы наша главная цель состояла в том, чтобы помешать ликвидации евреев... мы спасли бы многих»[7]. Здесь, впрочем, одна очевидная неточность: спасение европейских евреев не только не было «главной целью» сионизма, но и вообще не являлось его «целью». Это, между прочим, совершенно ясно из уже цитированных мемуаров Голды Меир «Моя жизнь», хотя она вроде бы пытается доказывать обратное.
В мемуарах, конечно, немало говорится о том, как она и ее коллеги в руководстве Еврейского агентства страдали, получая сведения об уничтожении евреев нацистами, и как все время из всех сил старались помочь:
«...не было пути, —уверяет она, — которого мы бы не разведали, лазейки, в которую мы бы не проникли, возможности, которой мы бы немедленно не изучили» (с. 189).
Но Меир явно «проговаривается», упоминая, что к 1943 году ни много ни мало 130 тысяч человек в Палестине уже «записались» в еврейскую армию, и в то же время сообщая, что только один единственный раз, летом 1943 года, было решено забросить на оккупированную нацистами территорию всего-навсего 32 палестинских боевика для помощи европейским евреям…! лишь осенью 1944 года эти боевики оказались в Европе (с. 190).
Голда Меир стремится «объяснить» столь мизерный «результат» своей деятельности по спасению европейских евреев якобы непреодолимым сопротивлением, которое оказывали сионистам тогдашние британские власти в Палестине, «не разрешая» им противодействовать нацистам. Но перед нами совершенно недостоверное объяснение, так как хорошо известны бесчисленные факты, свидетельствующие о том, что сионисты, когда это им действительно было нужно, умели так или иначе «обойти» любые британские препоны (вплоть до того, что сионистами была взорвана штаб-квартира англичан — отель «Кинг Дэвид» в Иерусалиме, где погибли около ста человек).
Итак, спасать европейских евреев отправились всего лишь 32 человека (к судьбе этих людей мы еще возвратимся), а формируемая стотридцатитысячная армия тем временем вела борьбу отнюдь не против нацистов, уничтожавших миллионы евреев, но против арабов Палестины... Ибо здесь, в Палестине, пишет Меир, совершилось «самое ужасное — 80 человек было убиты и многие серьезно ранены» (с. 166). Не странно ли, что гибель 80 палестинских евреев оказывается более «ужасной», чем миллионов европейских?..