Индия не захотела быть слишком зависимой от России

Непонятно, какая кошка пробежала нежданно между Москвой и Нью-Дели, но в последнее время с индийской стороны до России доносятся нерадостные вести. То местные жители своими протестами фактически заблокировали строительство АЭС в Куданкуламе, то нам было с извинениями сообщено о проигрыше тендера на поставку российских вертолетов.
При этом надо понимать, что и участие России в строительстве АЭС в Индии, и сотрудничество в сфере поставок вооружений – принципиальные проекты для стратегического сотрудничества двух стран. В условиях, когда кольцо американских ПРО уверенно (где-то в проекте, а где-то уже наяву) обхватывает Россию, нам тем более нужна некоторая «буферная зона», за которую более-менее можно оставаться спокойной. Индия – член наднациональной структуры БРИК, однако обязывает ли это к чему-то индийские власти на деле?
По крайней мере, видимо, пока здесь рано строить слишком позитивные прогнозы. При общей благожелательности к нашей стране и при солидных объемах закупок военной техники ранее Индия остается себе на уме, чему, пожалуй, можно, наверное, и поучиться иным творцам нашей нынешней внешней стратегии (если таковая, конечно, есть на деле).
Но если ситуацию с восстанием простых индийских обывателей против строительства АЭС можно легко объяснить общим уровнем антиатомной истерии, которая прошла по миру вслед за разрушительным землетрясением и цунами в Японии, то «от ворот поворот» нашей военной технике, которая прежде охотно принималась индийскими вооруженными силами (и, более того, сейчас действуют контракты на производство новых единиц), если честно, обескураживает.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленный источник, близкий к Министерству обороны Индии, индийскими военными в адрес посольства РФ в Дели было направлено достаточно жесткое письмо, в котором по пунктам перечисляются те недостатки в предлагаемом вертолете Ми-28-Н, которые в своей совокупности лишают Россию надежд на заказ. Но вот что интересно: перечислено порядка 20 (!) недостатков, обнаруженных на предлагаемой модели. Не нужно быть особым спецом в авиационном деле, чтобы предположить, что с таким количеством недочетов машина если и взлетит, то ненадолго. Ведь в число недостатков явно не стали бы включать некрасивую обивку сидений и прочее в том же роде.
Таким образом, нам как будто намекнули, что мы либо «малость того», раз представляем такую некондиционную модель, на которой, судя по количеству недочетов, и взлететь-то едва удастся, либо на то, что в российские КБ закрались вредители, подложившие свинью. Неприятный осадочек, как ни крути, остается, и его вряд ли подсластит даже приведенный изданием комментарий вице-президента индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Нандана Унникришнана: «Механизм принятия решения выглядит так: руководство индийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужно руководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорировать эти требования в угоду политической целесообразности развития стратегических отношений с Москвой индийское правительство не может».
А надо ли эти требования (разумеется, требовать – право заказчика!) игнорировать России? Чего ради? Разумеется, если требования разумны с точки зрения авиастроения и не включают в себя инкрустацию корпуса драгоценными камнями, то они выполняются вне зависимости от той или иной целесообразности. В конце концов, российские авиаконструкторы пока что умеют производить качественный продукт, удерживающий Россию в мировом пантеоне экспортеров военной техники.
Причины очередной неудачи России на тендере по экспорту вооружений в Индию в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ, полковник Игорь Коротченко:
– В Индии в предшествующие годы были очень крупные закупки авиационной техники из России. Достаточно привести цифры: 140 многофункциональных истребителей Су-30-МКИ были приобретены индийскими ВВС по лицензионной программе. Индия также подписала с Россией контракты на производство 250 истребителей пятого поколения, был контракт и на закупку вертолетов Ка-31 для военно-морских сил; кроме того, в большом количестве этой страной закупались российские вертолеты Ми-8 и Ми-17 (последних по одному из контрактов поставили 80 единиц). Кроме того, с Индией были подписаны два контракта на поставку палубных истребителей Миг-29-К.
Т. е. получается, что Индия закупила уже очень много российской авиационной техники за предшествующие годы, а политика этой страны заключается в том, чтобы диверсифицировать источники приобретения оружия. Поэтому, очевидно, тамошними властями было принято политическое решение: ввиду того, что они закупали много нашей техники, они решили закупить теперь американские вертолеты. Я думаю, что это – как раз следствие, с одной стороны, политики диверсификации источников закупок, но, с другой стороны, надо признать и то, что рынок в Индии становится все более жестким, поскольку страна тратит огромные деньги на перевооружение, и сюда устремлены интересы Великобритании, США, Франции, Израиля, России и других крупных игроков.
Понятно, что в этих условиях борьба за индийский рынок становится предельно интенсивной. И, вероятно, сочетание этих двух факторов – политики диверсификации и серьезной конкуренции – и обусловило в итоге наш проигрыш. Скорее даже первый фактор, поскольку объективно по своим характеристикам Миг-28 никак не уступает американским «Апачам»: это – машины одного класса. Но выбор индийцами был сделан в пользу американцев, чтобы монопольно не складывать все яйца в одну корзину, не зависеть слишком или целиком от России в области поставок авиационной техники.
– А то же членство в БРИК никак морально не обязывает военное руководство Индии все же отдавать и далее предпочтение российской продукции?
– Абсолютно не обязывает, поскольку Индия исходит из своего понимания, как нужно выстраивать закупку вооружений. Тут, повторюсь, политика проста: не должно быть монополии ни у одной из стран-экспортеров. Да, на этот раз они решили отдать предпочтение не нам, но мы занимаем устойчивое второе место после США на рынке экспорта вооружений и в ближайшие как минимум 5-8 лет будем это место прочно удерживать, нас никто не сможет подвинуть. Да и не о чем особенно переживать: в ближайшие четыре года Россия поставит Индии оружия всех видов на сумму свыше $15 млрд.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Реплика на:
«Механизм принятия решения выглядит так: руководство индийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужно руководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорировать эти требования в угоду политической целесообразности развития стратегических отношений с Москвой индийское правительство не может».
* Ну и как же может "..подсластить.." подобный комментарий индийской стороны.. деятельность наших(?!) оружейников - продавцов..?!
Скорее показывает полную несостоятельность (ежели не хуже) военной политики РФ, а вернее ейных рукой воителей..
да просто Ми-28-Н действительно д........ вертолет.
его собрали на коленках пока саботировали ка-50-й - это папье-маше.
индусы не обязаны руководствоваться кумовскими соображениями российской генеральской мафии - у них реальный конфликт маячит на горизонте, а не распил бюджета на дачи.
Вы абсолютно не в курсе темы, зачем зря по клавишам стучать? Очень хотца? Если не помните то не говорите.
Хм..Прикольно! Ко всему ниже сказанному остаётся только добавить если кто ещё не понял "Хи́нди ру́си бхай бхай"..хе..хе..хе..
Индийские чиновники, как и все чиновники в мире, очень любят получать дорогие подарки