Святыни старого села

Величие и прочность старого камня оценит самый рассеянный и невнимательный путник. Перед нами — бывшая Христолюбовская часовня с едва заметным алтарем.
Чуть дальше, на подъеме в гору, издали видна белокаменная арка с изящными маковками и старинными решетками ворот. За ними без куполов и колокольни стоит деревянная церковь в память святого князя Александра Невского. Тонкие и замысловатые узоры кованой в XIX веке ажурной решетки не только не потревожила, но и уберегла рука местного жителя — решетчатая ограда с белокаменными столбами на протяжении почти двухсот метров по периметру вокруг церкви полностью сохранена. Нет печальных отпечатков нашего времени и на белой, уносящейся в небо, почти воздушной полукруглой арке ворот.
Войдем через нее, встанем у церкви и оглянемся назад. И когда сквозь арку солнечные лучи освещают далекие лесные ярусы склонов и соединяют зрителя и небесный горизонт, то начинаешь понимать, что такой «угол зрения», такую точку отсчета и познания мира мог создать человек глубоко одаренный, верующий — человек золотого XIX века. Это был уфимский городской голова (мэр города) Дмитрий Семенович Волков. Здесь — его родовая усадьба.
Действительный статский советник Д. С. Волков (1837 — 1900) был, пожалуй, самым известным и выдающимся из правителей города Уфы. Исполняя должность городского головы четыре срока (12 лет), в памяти потомков он остался редким бескорыстным деятелем, рачительным хозяином, заботившимся о разумном и правильном обустройстве жизни города и губернии. Отдавая все силы и энергию, практическими делами он добился того, чтобы железная дорога на Сибирь прошла именно через Уфу, создал два городских банка: общественный и взаимного кредита. За благотворительность и государственную деятельность имел несколько высочайших наград.
По его инициативе и при самом активном участии Дмитрия Семеновича впервые был отмечен юбилей города — его 300-летие. Как никто из градоначальников Уфы Волков отличался большой любовью к истории, которая нашла свое реальное воплощение в 12 (!) томах рукописных трудов по истории Уфимского края с XVI века и до 1880 года (до сих пор, к сожалению, не изданных). Тома хранятся в запасниках УНЦ РАН и ожидают своих исследователей.
А вот что писал церковный историк И. Г. Златоверховников в книге «Уфимская епархия», увидевшей свет в 1897 году: «Село Александровское-Волково с деревянной церковью во имя св. Благовернаго Князя Александра Невскаго, построенною в 1882 году попечением местнаго землевладельца Д. С. Волкова, освященною 23 ноября сего года (....). С 1884 г. при церкви состоит попечительство. В селе земская школа с 1882 года. Приход состоит из села и 10 починков с 2474 душ обоего пола».
Храм действовал примерно до 1935 года. Потом случился погром: осквернялись и уничтожались иконы, церковная утварь, храм превратился в склад, позднее в клуб. На долгих 60 лет... Но Волковский храм уцелел, его соседкам-церквам, коих в Благовещенском районе было больше тридцати, повезло меньше: каменных не осталось ни одной (последней варварски снесена большая кирпичная церковь в с. Старонадеждино — в конце 1970-х годов), деревянных пока еще сохранилось пять, но все обезглавлены и изуродованы.
Долог и труден будет путь к возрождению. 12 сентября 1997 года в престольный праздник села — День святого Александра Невского — настоятель соседнего прихода отец Александр отслужил первую службу в заброшенной церкви. Пять лет назад в селе Волково построены новый клуб и школа, клуб покинул церковные стены, но храму теперь грозит разрушение, если немедленно не приступить к его реставрации. Нет в селе и восьмидесяти дворов, и особой зажиточности не наблюдается, но самое главное, боюсь, нет инициативы, да и православных в селе почти не осталось. По скромным нашим расчетам, на полную реставрацию и роспись храма уйдет лет 10 — 15. Но уже сейчас можно было бы обустроить захоронения у алтаря. Старожилы села рассказывали, что похоронен Волков и священники недалеко от храма. Так ли это, мы пока не знаем, но традиция погребения священнослужителей и храмостроителей у алтарей действительно существовала.
Через площадь от церкви сохранилось красивое крепкое здание из фигурного красного кирпича. По одним сведениям, это больница, построенная Волковым. Теперь в здании библиотека. Рядом — большая бревенчатая, добротно выстроенная им же школа — бывшая земская, высота потолков в ней более трех метров, лепнина, теплый двойной пол с толстенными половицами, широкие окна больших светлых классов.
В администрации села сообщили, что земская школа уже продана на слом и доживает буквально последние месяцы. А ведь Волковская больница, Александровская церковь вкупе с земской школой представляют собой единый ценный историко-архитектурный комплекс, замечательный тем, что все его здания уцелели. Это след человека, который заботился о потомках своих, творя свою жизнь по законам красоты и добра, человека, очень желавшего, чтобы те, кто придет в мир после него, посмотрели сквозь белокаменную арку, как сквозь призму, и вдруг увидели все яснее и разумнее.
Вдова Волкова — Надежда Николаевна, в начале 1920-х годов доживала свой век в бедности и безвестности в доме на Аксаковской улице напротив Никольской церкви. Один из создателей Нестеровского музея, историк и искусствовед А. А. Черданцев, подолгу беседовал с нею и записывал ее рассказы о прошлом Уфы, о жизни и разносторонней деятельности городского головы. Дочь историка — М. А. Черданцева, до сих пор помнит эту строгую и добрую женщину, всегда ходившую во всем черном. В семье Черданцевых хранятся фарфоровые бусы, которые Надежда Николаевна подарила ей незадолго до смерти. Умерла вдова Волкова около 1925 года...
* * *
Белая паперть, сложенная из каменных плит, будто еще слышит шаги тех, кто приходил сюда сто лет назад. Те же утренние солнечные лучи тянутся дальше за горизонт, стирая грани пространства и времени. Таков мост, протянутый к нам предшественниками. Поймем ли мы этот знак, оценим ли?
П. ЕГОРОВ,
историк Уфимской
епархии.
P. S. Летом 2001 года мы вновь посетили Волково и Христолюбово. То, что мы увидели, потрясло: двери церкви распахнуты, полы украдены, кресты, установленные в 1997 году, сорваны, крыша провалилась вовнутрь храма, даже стоящий в церковной ограде памятник погибшим на войне волковцам разбит и изувечен вандалами. От Христолюбовской часовни остались лишь неполные три стены, все безбожно разворовывается местными жителями, даже камни...
Так на что мы еще надеемся и чего ждем?
Комментарии читателей Оставить комментарий