Гонки без финиша

Габдрахман Кадыров: Я выбираю лёд
В жизни многое зависит от случайностей. Случайной была и моя первая встреча с мотоциклетными гонками. Познакомила нас... афиша. Обыкновенная афиша, выцветшая от солнца, поблекшая от дождей. Я проходил мимо нее по нескольку раз в день. «На уфимском ипподроме состоятся мотогонки на первенство Уральской зоны...» Мне очень захотелось посмотреть соревнования. Придя на ипподром, я впервые увидел там асов мотоспорта — Самородова, Чернова, Дудорина. Они стремительно, круг за кругом, проносились мимо трибун.
С тех пор дума о машине не давала покоя. И вот состоялась встреча со «стальным конем». Наш домоуправ был владельцем мотоцикла. Однажды я застал его за ремонтом машины. Вызвался помочь. Примерно через час она сверкала, как хорошо начищенный самовар. Домоуправ похвалил меня и прокатил на почти новеньком К-55.
Примерно неделю осваивал технику езды. Когда мой наставник убедился, что я уже неплохо управляю, позволил съездить домой. Подъезжая к дому, заволновался. Еще бы! На улице — знакомые парни и девчата. Хотелось пронестись мимо них и лихо притормозить. Но вспомнился совет дяди Коли:
— Мотоциклист прежде должен иметь холодную голову и только потом — горячее сердце. А не наоборот. Тогда при езде всегда будешь в безопасности.
Я очень хотел иметь свою машину, но мы с мамой жили очень скромно — она работала каменщицей в третьем строительном тресте. Мечта о мотоцикле преследовала меня во сне и наяву. О новом, конечно, даже думать не приходилось, но когда подвернулся подержанный, мама перешла на режим еще большей экономии и начала откладывать из скромного бюджета на покупку. Правда, изо всех сил помогал и я, во время каникул работая киномехаником.
Получив, наконец, права на управление мотоциклом, преодолев сомнения и робость, осмелился пойти в автомотоклуб ДОСААФ. Находился он в то время на улице Пушкина, напротив оперного театра.
В тот памятный день, войдя в клуб, я очутился в большом пустом зале, где за огромным столом сидел седоволосый мужчина средних лет.
— Что тебе здесь нужно, мальчик?
Это был начальник клуба, ныне судья всесоюзной категории Исмагил Вильданович Хакимов. Он отвел меня к Владимиру Петровичу Курбатову.
Первая тренировка была только через неделю. Соскочил я в тот день в семь часов утра и побежал во двор. Вывел из сарая свой старенький мотоцикл, поставил его и любовался. Не хотелось кататься. Просто смотрел и мечтал вечером увидеть настоящий спортивный мотоцикл.
В клуб пришел за час до начала занятий. Потянулись месяцы тренировок. И вот долгожданное — завтра мои первые соревнования.
Готовился к первому старту очень тщательно. И вот настало воскресное утро. Двор клуба был уставлен мотоциклами: приехали кроссмены со всех городов республики. О моем предстартовом волнении трудно рассказать. Сколько раз запускал двигатель! Работал он четко и размеренно. Наконец старт...
Все рванулись вперед. Вскоре началась колея, по которой пробиться было непросто. Пройдя трудный участок, почувствовал усталость. На гололеде машину развернуло, и я упал. Быстро поднялся, начал заводить мотоцикл, но чертова машина, как нарочно, упрямилась. Мимо проносились мотоциклы. Прошел последний. Обошли даже девушки, стартовавшие вместе с нами. Стыдно стало. Еле-еле растолкал машину... Пошла! Вот позади уже половина пути. Многие сошли с трассы. Я ликовал — финиш не за горами. Но коварная трасса подвела. Финишировал... в грузовике, доставившем меня и моего злополучного «коня» в клуб.
После нескольких выступлений, более успешных, чем первое (иногда удавалось и завершить дистанцию), тренеры посчитали, что мне можно доверить клубный кроссовый мотоцикл.
Когда в тот вечер пришел домой, мать подозрительно посмотрела на меня:
— Что-то бензином пахнет.
Пришлось объяснить, что я получил новый мотоцикл, а в моторе застрял маленький винтик, который надо вытащить, что работы всего на один день. На самом деле машину, которую я получил, трудно было хотя бы условно назвать мотоциклом. Но для меня делом чести было поставить «колеса» на ход.
Вступились соседи, и мама разрешила возиться с мотоциклом. Правда, хлопотавшие за меня наставляли:
— Смотри, не опозорь наш квартал. Мы все за тебя болеть будем.
И не только болели, но и помогли восстановить мне мотоцикл. Токари выполняли все мои просьбы, слесари помогали собирать машину. Поэтому я должен был выступить в соревнованиях как можно лучше.
И первая победа пришла в мотокроссе, посвященном Дню Конституции. Второй старт был в первенстве республики среди юношей. Соревнования проходили в городе Октябрьском. Занял второе место. Чемпионское звание досталось действительно сильнейшему — Славе Сомову. Я в мастерстве вождения уступал ему. К сожалению, вскоре Слава забросил занятия мотоспортом, а из него мог бы получиться отличный гонщик.
С первых дней спортивного пути мои наставники заставляли кропотливо заниматься простейшими, казалось бы, делами. И почти на год запретили соревнования. Именно в тот год, когда я почти ни разу не стартовал, они заложили основу моей мотоциклетной «школы». Тогда, разумеется, я был в обиде за «неверие» в мои силы. Лишь позднее понял, сколько нужно было умения, упорства, такта, чтобы сдержать горячего юнца, чуть ли не ежеминутно рвущегося в «бой».
Свою подготовленность я ощутил на первенстве городов и автономных республик Российской Федерации, которое проводилось в Казани. Сложная десятикруговая трасса хоть и заставила поволноваться, оказалась для меня счастливой. В обоих заездах мне удалось финишировать первым.
Летом 1961 года молодым гонщикам предложили попробовать силы на гаревой дорожке. Спортсменов, имевших достаточный опыт в кроссовых гонках, собрали на стадионе «Динамо» и устроили конкурс. Первым стартовал В. Антоненко. За ним — я. Едва успел сесть на мотоцикл, как меня подтолкнули. Приоткрыл ручку газа, машина рванула с места. Я разогнался на прямой, но уже примерно метров через двадцать — тридцать стало страшновато: за спиной свистел ветер, вокруг все мелькало, как в кадре, — забор и люди. Казалось, не остановиться. Но вдруг сработала мысль: «Нужно сбросить газ, а то и в вираж не вписаться». Вкатившись в вираж и пройдя половину его без газа, понемногу начал открывать ручку газа и тут почувствовал, что мотоцикл заносит... И понял — ничего не получается.
Еще круг — уже лучше...
Трудно было после кросса осваивать гаревую дорожку.
Потом всем выдержавшим нелегкий экзамен, предложили приступить к тренировкам. Надо было учиться и умело разгоняться, и правильно располагать центр тяжести тела как на прямой, так и на вираже.
После напряженных занятий мы приняли участие в нескольких соревнованиях, а вскоре в Уфе прошли отборочные соревнования кандидатов в сборную страны. В них участвовал и я. Здесь ко мне пришел первый большой успех — седьмое место. Меня ввели в состав сборной СССР, и я впервые выехал за рубеж на товарищеские гонки.
Комментарии читателей Оставить комментарий