Тридцать лет назад. К производству «Москвичей» и мы приложили руку

Чтобы удовлетворить автоголод и изъять скопившиеся деньги, правительство СССР обязало оборонные предприятия индустриального Урала наладить производство уральской малолитражки.
Легко сказать — наладить производство автомобиля! Задачу-то поставили перед специалистами, которые прекрасно делали авиационные и ракетные двигатели, автоматы, пулеметы и тому подобное, но понятия не имели, как делать автомобили.
Главный сборочный конвейер, где изготавливались детали кузова автомобиля и собирались воедино все агрегаты, узлы и детали сотен предприятий, был в Ижевске, а в Уфе — конвейер по сборке двигателя, на который стекались узлы и агрегаты также десятков предприятий Союза. И больше всего проблем наш конвейер испытывал с поставкой коробок передач из Омска и узла сцепления из Тюмени. Известно, что главное условие успеха работы конвейера — ритмичное обеспечение его всеми комплектующими. Не хватает одной пустячной детали — и не будет готового автомобиля. Руководители, профсоюзные лидеры объединения «Ижмаш», Уфимского моторостроительного завода стали искать пути четкой организации работы двух конвейеров. Решили, что этому может помочь соревнование смежных предприятий. И тридцать лет назад зародилось соревнование заводов-смежников, арбитрами которого стали редакции трех газет. В его орбиту втянулись двенадцать крупнейших заводов страны.
А начиналось всё так
В декабре 1966 года в Ижевске были собраны первые двести автомобилей «Москвич»: в небольшом корпусе, вручную. Автозавод только строился. Но стройка была объявлена комсомольской. В ней приняли участие представители многих регионов страны. В их числе — немало специалистов из Башкирии. Новые корпуса росли быстро, нужно было осваивать их и наращивать объем выпуска автомобилей. Но для этого требовалось больше двигателей, передних подвесок, задних мостов… И вот в феврале 1972 года в газете «Удмуртская правда» было напечатано письмо коллектива Ижевского автозавода — филиала «Ижмаша», в котором он предложил организовать соревнование, укрепить творческое содружество автомобилестроителей в борьбе за технический прогресс, повышение эффективности производства, досрочное освоение проектных мощностей, повышение качества малолитражки.
Предложение автозаводцев первыми поддержали уфимские моторостроители. Потом на призыв откликнулся коллектив Пермского велосипедного завода. Но соревнующимся предприятиям нужны были независимые арбитры, авторитетная общественная трибуна. И эти функции взяли на себя редакции трех газет: «Советской Башкирии», «Удмуртской правды», пермской «Звезды», выступившие в числе организаторов соревнования. Периодически подключались к этой работе журналисты омской и тюменской областных газет.
Вскоре в соревнование по инициативе редакций вступили и многие другие предприятия, выпускающие комплектующие изделия для «Москвича». В том числе Омский моторостроительный, Тюменский моторный заводы, Владимирский «Точмаш», Чебоксарский завод имени Чапаева, Саранский резинотехнический завод… Так трудовое содружество автомобилестроителей, начатое у берегов Камы, достигло Иртыша, Волги.
Ежеквартально в разных городах, где располагались эти заводы, подводились итоги трудового соперничества. Победителям журналисты штаба вручали свидетельства, специальные призы.
Вес человеческого фактора
Как правило, мы, журналисты трех газет, не просто констатировали итоги соревнования среди автопроизводств в целом, среди цехов, участков, бригад, наладчиков, а готовили аналитические публикации, поднимали самые животрепещущие проблемы, рассказывали об опыте, который мог пригодиться смежникам. И не случайно, если поначалу разрыв в показателях работы предприятий был огромный, то от встречи к встрече картина менялась, смежники, что называется, стали наступать поначалу бессменным лидерам, а таковыми были подразделения УМПО, на пятки. Совершенствовались технология, организация производства, повысилась культура труда. Нешуточные баталии за каждый балл разгорались во время встреч. Дела быстро шли в гору. Многое менялось буквально на глазах. Стали решаться самые застарелые проблемы. И мы в полной мере ощутили значение, вес человеческого фактора, о котором пресса заговорила во весь голос намного позже, в годы перестройки.
Оказалось, что люди, работавшие в разных городах и областях, подружившиеся на регулярных встречах, хорошо узнавшие друг друга, стали с готовностью откликаться на любое деловое предложение.
Через два года после начала соревнования с конвейера уже сошло 122100 малолитражек. Эффективность трудового содружества была налицо. Но соревнующиеся искали все новые и новые пути ее повышения. А так как многое зависит от наладчика — он на современном высокомеханизированном производстве является главной фигурой — наладчики решили соревноваться за сокращение сроков освоения новой техники. Инициаторами его стали Леонид Семенько из Уфы, Юрий Рыбницкий из Перми, Валерий Дружинин из Ижевска. В дальнейшем в это соревнование включились сотни наладчиков смежных предприятий. Простои главного конвейера, в свое время исчислявшиеся сутками, сократились до нескольких часов и минут. И мы стали регулярно публиковать материалы под рубрикой «Москвичу» — Знак качества», рассказывали, что делается для достижения цели. В итоге планомерной, последовательной работы уральская малотиражка была удостоена Знака качества.
…И тогда нас оценили по заслугам
Наступательную позицию редакций, роль последовательного регулярного освещения хода соревнования смежников заметили и оценили не только в министерствах, но и в Совете Министров СССР. Союзу журналистов СССР порекомендовали «обобщить этот опыт, имеющий большое народнохозяйственное значение». И в 1976 году редакции газет «Удмуртская правда», «Советская Башкирия» и «Звезда» были удостоены премий Союза журналистов СССР. А спустя четыре года инициаторы соревнования — журналисты «Советской Башкирии», «Удмуртской правды» и «Звезды» за большой вклад в развитие народного хозяйства были награждены золотыми и бронзовыми медалями ВДНХ СССР.
Шли годы, крепло содружество производителей «Москвичей», и как результат быстро росло количество сбегающих с главного сборочного конвейера уральских малолитражек, выравнялся благодаря взаимной помощи уровень производства, такой различный на всех предприятиях до начала соревнования.
К началу восьмидесятых «Ижмаш» стал производить в год более полутора сотен тысяч «Москвичей», обогнав московский автозавод. А пик производства — 188 тысяч автомобилей в год — пришелся на середину восьмидесятых. Кстати, автопроизводство УМПО, снабжавшее двигателями не только Ижевск, но и Москву и поставлявшее их в торговлю, намного перекрывало четырехсоттысячную отметку.
Послесловие
Содружество смежников продлилось до 80-х годов. С переходом к рыночной экономике оно прекратилось. В 90-е годы производство «Москвичей» резко пошло на спад. В 1997 году с конвейера сошло лишь… 8020 автомобилей. Чтобы конкурировать с инофирмами на внутреннем рынке, нужно было вложить солидные средства в развитие отечественного автомобилестроения. Борис Ельцин подписал два указа по техническому развитию Ижевского автозавода. Но обещанные для этого средства так и не дошли до предприятий. Предлагалось несколько разных проектов вывода завода из кризиса, которые оказались прожектами.
И лишь два года назад, когда в Ижевске сделали ставку на производство автомобилей «ВАЗ-2106», автозавод стал постепенно оживать. Оживились и смежники. Уфимские моторостроители разработали для этих автомобилей более современные двигатели и начали их производство. Но это уже совсем другая история.
Сергей ЕВАРЕСТОВ,
заведующий отделом редакции газеты
«Республика Башкортостан»;
Владимир ПИСКУНОВ,
заведующий отделом редакции газеты
«Удмуртская правда».
Комментарии читателей Оставить комментарий