МИЛЛИОН ЗА ВОЛКА

Наверное, не будет преувеличением сказать, что волк в лесу - то же самое, что акула в море, только гораздо умнее и хитрее. Это только в сказках почему-то серого рисуют глупым и трусливым. Сколько существует человек, столько он ведет жестокую кровопролитную борьбу с этим самым опасным обитателем наших чащоб. Ведь не случайно из года в год объявляется конкурс среди охотников на его отстрел. Вот и нынче в Усть-Ордынском округе лесные разбойники представляют столь серьезную угрозу, что власти заложили в бюджет немалую сумму на проведение охоты на волков.
О том, что один из лучших волчатников Иркутской области Александр Перевалов живет у нас, в Усть-Орде, я узнал от Валентина Бороденко, начальника охотдепартамента округа и, конечно же, не мог упустить возможность познакомиться с этим человеком. И вот, не теряя времени, отправляюсь по указанному адресу. Неприметный двухквартирный дом на окраине поселка, на стук выходит невысокая молодая женщина и закрывает двух внушающих уважение собак. Первое, на что обращаю внимание в квартире, это висящие на стенах выделанные головы косули, красавца-изюбря и великана сибирской тайги сохатого.
- Да, все это мои собственные трофеи, сам выделывал, - говорит хозяин. - А вот волчьей нету, отдал Бороденко, да вы, наверное, сами видели в его кабинете.
Никогда не знаешь, как жизнь повернется завтра. Грянувшая более десяти лет назад перестройка вихрем пронеслась по судьбам человеческим, кого-то вознесла на вершину, а кого-то бросила в самую пучину. И ох как нелегко было не потеряться, суметь найти себя. Трудился себе Александр Перевалов на стройке и не ждал не гадал, что окажется за воротами родного предприятия, почившего в бозе. Но нет худа без добра: вспомнил Александр о своей давней страсти - об охоте. И вот уже более десяти лет он занимается любимым делом, ставшим для него профессией.
Всех волков знаю по имени-отчеству
- Добывал разных зверей, - говорит Александр. - Но как-то все приедается. К примеру, медведь - глупейшее животное, добыть его нет проблем, мне это неинтересно. А вот волк совсем другое дело, сколько я их добыл, а все равно азарт остается, когда на волка идешь, аж в горле подпирает.
В это время раздается телефонная трель.
- Сколько километров у вас участок? Какое количество волка? - ведет переговоры с незримым собеседником Перевалов.
Александр Перевалов - егерь-волчатник Иркутского общества охотников, таких в области единицы, поэтому его частенько вызывают в разные районы. К примеру, недавно вернулся из Усть-Уды.
Волк - зверь очень серьезный, на протяжении последних лет численность его в наших лесах заметно увеличилась, и урон, наносимый им всему живому, очень ощутим. Как-то прочитал в одной статье, что один волк съедает за год около 13 лосей, или 22 изюбря, или 80 косуль. Можно, конечно, поставить под сомнение эти цифры, но если не регулировать количество, то под угрозой окажется не только лесная дичь, но и домашний скот. Бывали случаи, когда серые хищники насмерть загрызали лошадей, пасущихся на полях.
Всех волков уничтожить невозможно, считает Александр Перевалов, но регулировать их численность нужно. На его счету за пять лет более тридцати волков. К примеру, только за одну неделю прошлогодней зимой он, язык не поворачивается сказать "убил", нет, добыл аж четырех взрослых особей.
- На своем участке я всех волков знаю по имени-отчеству, в прошлом году взял семейку, только один молодой ушел тогда, - обыденно, без тени бахвальства рассказывает Александр. - Но нынче я его все-таки добыл.
Предпочитаю не стрелять, а душить
Посмотрел я на этого волка, растянувшегося возле баньки во дворе, на его оскаленные клыки, не без опаски потрогал его - даже мертвый он внушает уважение - и представил, каково встретиться с ним на лесной тропе. А ведь мой собеседник чуть ли не с голыми руками идет на волка, предпочитая не стрелять в него, а душить, да-да, он самым натуральным образом их душит, чтобы не портить шкуру зверя. А прежде бьет палкой по самому кончику носа, где у серого самое больное место, и пока тот не очухался, бросается на него. Да, с такими ручищами-лопатами запросто можно хоть кому шею свернуть, думаю я, невольно косясь на Перевалова.
- В нашей тайге бесполезно волка обкладывать флажками, потому что территории у нас очень большие. Сейчас стали его травить ядом, но я против такого метода, - посвящает меня Александр в премудрости охоты на волка. - Получается цепная реакция, травится не только волк, но и ворона, которая поклевала его и тоже замертво упала, а ее, в свою очередь, съест какой-нибудь другой зверь.
Чувствуется, что о волках Перевалов может говорить сколь угодно, начинаю даже подозревать, что он относится к ним с некоторой даже симпатией.
- Из всех зверей волк самый умный и выносливый, потому не каждому охотнику хватает сил и терпения выслеживать его. За ночь он может пройти 50-60 километров. Один волк у меня полтора месяца сидел в капкане и, представляете, еще и кинулся на меня. Интеллект у них определенно есть, не инстинкт, а сообразительность. К примеру, отравившись, волк отрыгивает пищу или промывает желудок в речке. Дошло до того, что они приспособились проволоку на капкане раскручивать.
Кое-кто может подумать, что если Перевалов такой большой спец по волкам, то наверняка гребет деньгу лопатой. Смею заверить, что это совсем не так. Какие деньги, отмахивается он, последнее от семьи отрываешь. Судите сами: премия в прошлом году была за одного добытого волка семьсот рублей, которые не покрывают даже расходов. Дело не в выгоде, а в интересе.
Впрочем, лукавит немножечко Перевалов, ведь было дело, когда он получил аж миллион рублей премии, правда неденоминированных (помните такое словечко?). Зарплата его как егеря-волчатника смехотворна - триста рублей. Голь, как говорится, на выдумки хитра, ездит он по тайге на стареньком газике "шестьдесят шестом", перед этим усовершенствовав его: двигатель от МТЗ-80, а колеса от бронетранспортера. Есть еще, справедливости ради сказать, у него новенький "Буран", на котором он, как мороз-воевода, объезжает свои владения, но казенный.
Вот такой большой романтик тайги живет в Усть-Орде. Я по-хорошему позавидовал его увлеченности, хотя у кого-то она может вызвать усмешку, мол, чудак-человек, за какие-то гроши носится по лесным дебрям. Но ведь если таких вот людей было бы больше, может, и жили бы мы по-другому?
Комментарии читателей Оставить комментарий