ДЕРЖИСЬ, ГЕОЛОГ!

Накануне профессионального праздника геологов корреспондент "НКП" встретился с Александром Федоровичем ЛИТВИНОВЫМ - заместителем руководителя комитета природных ресурсов по Камчатской области и КАО, или, как прежде называлась его должность - главным геологом областной геологической службы.
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
За спиной у каждого из вас не одна сотня километров маршрутов, не одна полевая весна и осень. Вы преодолели многое. Уверен, что вместе мы преодолеем и сегодняшние трудности. Поздравляю вас с нашим профессиональным праздником. Хочу поблагодарить за работу, упорство, мужество и преданность нашей профессии. Желаю вам и вашим семьям здоровья, удачи, достатка, оптимизма.
А. Ф. Литвинов
- Александр Федорович, каждый клочок земли уже исследован и изучен, все основные знания о содержании недр человечество уже получило. Не исчерпала ли себя геология как наука?
А.Ф.Литвинов: - Геология помимо своего прямого назначения - поиска полезных ископаемых - решает важные геополитические задачи. Территория становится в полном смысле государственной, когда за ней закрепляются ее сырьевые ресурсы. Не случайно в последние годы, несмотря на огромные трудности, Россия затратила огромные средства на проведение морских экспедиций в Ледовитом океане, чтобы в нем определить и затем закрепить на специальной секции ООН границы России по шельфу. Закрепление минерально-сырьевой базы Камчатки, по сути анклавной территории, имеет важнейшее значение не только для нашей области, но и для России в целом.
В 1999 году мы отмечали 50-летие камчатской геологической службы. Нам есть, чем гордиться. Ведь всего за пять десятилетий - а это небольшой срок - была создана серьезнейшая сырьевая база. Да, сегодня она в полной мере еще не используется. Но, может быть, это и не так уж плохо. Например, в 1985 году полностью подготовленное к эксплуатации Агинское золоторудное месторождение в силу разных причин не было вовлечено в разработку - на мой взгляд, Камчатке в этом, может быть, повезло. В то социалистическое время область ничего бы не получила от агинского золота. И то, что сегодня месторождение пока не отрабатывается - тоже не смертельно, потому что на мировом рынке цена на золото невысока и высокого дохода область не получила бы. Но сам по себе этот ресурс, оцененный геологической службой, является важнейшим фактором для закрепления территории за Россией. Дело в том, что за последние 25 лет Камчатка превратилась в один из крупнейших золоторудных регионов с большим в мировом масштабе потенциалом. Что тем более важно теперь, когда мы увидели и уже ощутили через ситуацию с рыбными квотами, что моноотраслевой уклад экономики ущербен. И в камчат-ской экономике минерально-сырьевой комплекс должен занять свое место. Обладать таким ресурсом и ничего с ним не делать - невозможно. Альтернатива - потеря территории.
- Кроме золота, о котором столько говорится - вот и вы все о нем, какие еще ресурсы есть в недрах полуострова?
А.Ф.Литвинов: - По ресурсам федерального значения после золота, а разведана целая серия его месторождений и проявлений, и по нашим расчетам только подготовленные объекты позволили бы Камчатке выйти на 3-4 место в России по уровню добычи, - идет платина. На территории Корякского округа было открыто и стало разрабатываться крупнейшее в России россыпное месторождение - уже в новых экономических условиях и структурой нового типа, не государственной. "Корякгеолдобыча" - фирма, которую учредили геологи. Высок потенциал никелевых месторождений, хотя еще не вовлечены в эксплуатацию, но очень перспективны - и Шануч, и более южная группа проявлений: Квинум, Кувалорог, Дукук.
Среди ресурсов местного значения, разумеется, первым номером идет газ. Но и другие не менее ценны и значимы. У нашего выдающегося гидрогеолога Юрия Федоровича Манухина есть любимая формулировка: "Камчатка - великий гидропарк Земли". Действительно, подземные воды полуострова - теплоэнергетические, минеральные, пресные - уникальны. Мы даже не сознаем, каким богатством владеем. В то время, как во многих регионах России проблема водоснабжения стоит чрезвычайно остро. У нас же все населенные пункты обеспечены защищенными подземными водозаборами, но и есть колоссальные резервы. Например, месторождение уникальной по качеству пресной воды на склонах Корякского вулкана - на 120 тысяч кубиков в сутки. Оно относится к классу ультрапресных вод и по своим параметрам не уступает известному эталону экологически чистой воды, добываемой в районе Сиэтла, это по оценкам американских специалистов.
- Почему же мы не используем эту воду?
А.Ф.Литвинов: - Проблема банальна - нет денег на водовод. Чтобы врезаться в большую трубу, надо всего 10-12 километров проложить. Мы сейчас пользуемся Елизовским водозабором, причем этот профиль по качеству хуже, особенно в период паводков, плюс топографически он ниже Петропавловска, и воду приходится подкачивать. А этот водозабор выше города, что еще один плюс.
А если говорить о минеральных водах, то у нас их просто уникальнейший букет, причем разных типов. Но, к сожалению, используется этот ресурс пока очень слабо.
- Как и геотермальный.
А.Ф.Литвинов: - Но все же наши парогидротермы в последнее время становятся все более востребованными. Посмотрите, как быстро была построена первая очередь Мутновки.
Уникальны у нас и запасы разнообразных строительных материалов - дефицитных пемз, цеолитизированных туфов, причем на юге полуострова запасы пемзы так значительны, что могли бы закрыть потребности всего Дальнего Востока.
Ну, и нефть. Восточнокамчат-ский шельф в районе пролива Литке, районе Богачевки в большей степени перспективен, чем западный шельф. Зато по газовым ресурсам западный шельф лишь чуть-чуть уступает Сахалину. Первоочередная структура, расположенная в 8 км от берега, по прогнозам, оценивается в 70 миллиардов кубометров газа. Так что строящийся газопровод несомненно будет востребован, запасы газа не ограничиваются месторождениями на суше - они будут наращиваться. Примерно около 25 миллиардов кубометров даст северная группа месторождений. Эксплуатация же шельфа, которой опасаются рыбаки, начнется не раньше, чем через 20 лет. Это вопрос времени.
Не надо забывать и то, что с точки зрения геологического строения Камчатка является уникальной естественной лабораторией. У геологов есть такое понятие - переходная зона. Земная кора под океанами и под континентами устроена по-разному, и на стыке двух типов земной коры существуют эти переходные зоны, которые чрезвычайно продуктивны в части генерации полезных ископаемых, там очень активно идут магматические и прочие процессы. Такой обширной территории переходной зоны, как наш полуостров, нигде в мире больше нет. Эта уникальная лаборатория - тот полигон, наблюдения и изучение которого позволяет расширить понимание человеком нашей планеты, происходящих в ней процессов. К сожалению, сейчас использование этой лаборатории затухает. А вообще ситуация так складывается, что, учитывая не совсем умелое руководство отраслью, можно сказать: судьба российской геологии сегодня находится на грани.
Мы пережили "провал" 1993-1994 годов, при переходе в рынок много потеряли, но выстояли. И можем с гордостью сказать, что на Камчатке геологическая служба - одна из сильнейших в России, которая обладает своими традициями и многофункциональна. У нас выдающиеся специалисты по рудным месторождениям, очень сильная палеонтологическая служба. Наша центральная лаборатория сертифицирована Госстандартом по всем направлениям. В 2000 году мы сумели провести существенное техническое перевооружение, и на сегодня она самая совершенная в регионе. Да и по России, если брать производственные подразделения. А информационно-компьютерный центр, который создавали уже в наше время буквально по крупицам, получил на защите отличную, что в геологии редчайший случай, оценку за ГИС-систему полезных ископаемых Камчат-ской области, аналогов которой не имеет ни одна территория.
Но сегодня острейшим образом встала кадровая проблема. Мы стареем, а притока молодых специалистов нет. Профессия геолога стала непрестижной. В вузах на этот факультет конкурс приличный, молодежь поступает, учится, но по специальности работают единицы. Наше отечественное геологическое образование всегда было одним из лучших в мире, оно системно, базируется на комплексе точных и гуманитарных наук, что позволяет выпускникам работать где угодно. Когда мы впервые за долгое время решились пригласить 15 молодых специалистов, пригласив выпускников лучших вузов, причем гарантируя им предоставление предприятиями квартир - приехали всего два специалиста. Больше желающих довольствоваться зарплатой, которую мы можем предложить, не нашлось.
Численность камчатской геологической отрасли в годы расцвета составляла 6 тысяч человек. Сейчас весь персонал, включая негосударственные структуры, в пределах одной тысячи.
И задача у нас сейчас - не дать развалиться тому, что удалось сохранить. В течение ближайшего года планируем свести все геологические подразделения в одно. Может быть, вернуться к прежней "Камчатгеологии", но в новой конфигурации, создать многопрофильное предприятие, которое будет вести весь спектр работ, со структурой бюджетного и хозрасчетного финансирования 50 на 50. Только так в сегодняшних условиях мы сможем выжить.
Сегодня мы продолжаем работы в районе Сейнав-Гальмоэнанского платиноносного узла, на севере много работаем по россыпям золота. Усилия сосредоточены в основном на перешейке полуострова, где в последнее время выявили целый ряд золоторудных месторождений. Ведем работы на угольных месторождениях в районе Хайрюзова, есть незначительный объем работ гидрогеологического направления для подготовки южно-камчатского полигона к мониторингу, который в перспективе получит федеральное значение.
Нам удалось доказать необходимость федерального финансирования бурения параметрической скважины на газ на северной группе структур. Не оставляем работы на никелевом месторождении, на Балхачском золоторудном поле. В небольшом объеме ведем геофизические исследования по прогнозу землетрясений по глубинным профилям. Пока еще ведем региональные работы, которые в последнее время безответственно и непродуманно сокращаются министерством.
К сожалению, в Министерстве природных ресурсов на недавней коллегии руководителям региональных комитетов не сказали ничего внятного. То есть по-прежнему нет определенности, как будет жить отрасль.
- Да, в преддверии профессионального праздника это было бы не лишним. Но мы, камчатцы, поздравляем всех наших геологов от всей души. А напутствием в этот день пусть будут слова из известной песни: "Держись, геолог!". По-моему, они как раз по ситуации.
Беседовала
Комментарии читателей Оставить комментарий