]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"КОРРЕКЦИЯ" ВЫХОДИТ ИЗ МОДЫ

08:03 9.10.2002

Споры о том, нужны ли в школах классы компенсирующего обучения (ККО), эффективны ли они, чего от них больше - пользы или вреда, - не утихают и по прошествии десяти лет со времени их

Споры о том, нужны ли в школах классы компенсирующего обучения (ККО), эффективны ли они, чего от них больше - пользы или вреда, - не утихают и по прошествии десяти лет со времени их введения. Эти классы самые разные - адаптации, коррекции, интенсивного развития, выравнивания, компенсирующего обучения, педагогической поддержки - ученики, учителя и родители называют между собой обидно "классами трудных", или того хуже - "классами дураков". В школах России их стали открывать в 1992-1993 годах. Таким путем Министерство образования РФ пыталось решить острую педагогическую проблему - стойкую неуспеваемость и трудность адаптации детей к школе.

Организация системы коррекционного обучения детей, которые по разным причинам оказывались не в состоянии в нужном объеме и за отведенное время усвоить программу, установленную школьными стандартами, поначалу планировалась лишь в начальном звене. После первого класса ребята, которые не справлялись с программой, должны были переводиться в отдельные классы. Предполагалось, что в этих классах основное внимание будет уделено индивидуальным занятиям (поэтому-то в ККО определен максимум - 16 человек), более подробному и детальному разъяснению нового материала, обязательному повторению пройденного. Планировалось также уменьшить нагрузку на детей, растянув количество уроков пятидневки на шесть дней в неделю. Проучившись в таком классе максимум три года (если обучение проходило успешно - два или всего год), ребенок, "компенсировавшись", то есть, достигнув удовлетворительного уровня знаний, положенного к этому возрасту, должен был вернуться в обычный общеобразовательный класс, в котором и продолжил бы обучение.

- Однако на практике теоретические выкладки не подтвердились, - говорит исполняющий обязанности начальника управления образования Камчатской области В.Л.Тюменцев. - Трех лет "коррекции" для большинства детей, испытывающих серьезные трудности с обучением, оказывалось недостаточно. Очень немногие учащиеся после успешных занятий в ККО возвращались в обычные классы. И классы коррекции появились в среднем звене.

За те годы, что существуют ККО, не было принято законопроекта, четко регулирующего их деятельность. До сих пор в школах опираются на Временное положение о классах компенсирующего обучения и разработанные в связи с ним Рекомендации по обучению в них детей.

Наверное, поэтому в практике работы ККО возникают серьезные проблемы. Так, нередко комплектование таких классов осуществляется только на основе характеристики учителя. "Ребенок слабо учится, плохо готовится, медленно соображает. Его нужно перевести в класс коррекции", - заявляет учитель. И ребенка переводят - без необходимого заключения психолога, медика, логопеда. Хотя порой у ребенка есть способности к учению, но нет желания - его могли отбить неблагополучно складывающиеся отношения с одноклассниками или с тем же учителем. А нередко проблемой в обучении становится небольшое заикание.

Зачастую администрация не спрашивает согласия у родителей, а просто ставит их перед фактом: ваш ребенок плохо учится, мы решили перевести его в ККО.

- Меня "обрадовали" 29 августа, когда я зашел в школу, справка какая-то требовалась, - рассказывает житель Петропавловска Юрий Николаевич, отец 12-летнего Димки, которого несколько лет назад после окончания третьего класса перевели не в 5-й, вместе с остальными, а в

4-й, в класс коррекции. - И для меня, и для сына это известие стало шоком: ведь в конце минувшего учебного года об этом не было и речи. Согласие мое требовалось лишь формально - все бумаги о переводе Димы в ККО, все ведомости на момент моего разговора с завучем были оформлены. И если бы я стал отказываться от перевода - вряд ли что-то изменилось бы.

Димка довольно благополучно проучился один год в ККО, восполнил пробелы в знаниях, повысил собственную самооценку (в общем-то и для этого тоже организована система компенсирующего обучения). "У меня всего четыре тройки в четверти, а по математике я быстрее всех примеры решаю, - гордо заявил он мне. - Даже скучно на уроках". Сейчас он нормально учится в общеобразовательном классе.

- Подобные классы коррекции нужны - в этом мы убедились на собственном опыте, - продолжает Димкин папа. - Там каждому индивидуально "разжуют" непонятое, позанимаются дополнительно, сто раз повторят. Но только механизм комплектации ККО нужно как-то отработать. Чтобы психологически подготовить к этому, согласитесь, не очень приятному событию, и родителей, и самое главное, ребенка. Ведь для нашего сына это был удар в спину. Он и плакал тайком, и истерики закатывал: "Не пойду в эту школу, где меня дураком считают". А ведь все могло обойтись без психологической травмы мальчику, если бы администрация подумала не только о своих ведомостях, но и о ребенке.

Из-за неотработанного механизма комплектации в классы коррекции попадают не только дети, имеющие настоящие проблемы, но и те, кому было просто неинтересно на уроках. Они отвлекались и не только мешали другим, но и сами учились плохо.

- На данный момент около 3500 школьников Камчатской области учатся в ККО - это каждый пятнадцатый-двадцатый учащийся. Сомневаюсь, что все они являются "детьми с пониженной обучаемостью и стойко отстающими в учении", - считает В.Л.Тюменцев.

Куда проще определить ребенка в класс коррекции, чем "тянуть" его, тратить на него силы и время, индивидуально объяснять все непонятое после уроков на дополнительных занятиях, "прыгать" у доски, пытаясь заинтересовать, заставить думать, рассуждать. За это никто не платит.

А вот за работу в ККО учителям положена надбавка. Например, "освобожденный классный руководитель" - так называется должность воспитателя, который должен присутствовать на всех уроках в ККО, следить за посещаемостью и помогать на занятиях, получает от 15 до 20 процентов от ставки непосредственно из управления образования муниципалитета, плюс до 30 процентов (в разных школах по-разному) из фонда школы.

Кстати, до сего года в школах областного центра освобожденные классные руководители часто вели и уроки (на полставки, часов по 8-9). Таким образом, педагог получал деньги и за курирование ККО, и за обычные учительские часы.

- Такая ситуация возможна в силу производственной необходимости - когда срочно нужна замена или не хватает преподавателей, - говорит ведущий специалист отдела общего среднего полного и дополнительного образования Петропавловска Н.Н.Сотова. - Но вообще работу освобожденного классного руководителя и работу "предметника" совмещать не рекомендуется. И мы в этом году намерены строго следить за этим.

Действительно, если в обязанности "освобожденного" входит практически неотлучное присутствие на уроках ККО, участие в жизни класса, наблюдение за ним на уроках, помощь и психологическая поддержка на протяжении всего учебного дня, то, подрабатывая предметником, классный воспитатель, естественно, не выполняет в должной мере своих обязанностей.

Я не говорю, что все учителя, работающие с классами компенсирующего обучения, заботятся лишь о собственной выгоде. Немало среди них и тех, кто на самом деле считает организацию ККО необходимым и важным моментом школьной жизни. Так, например, в СШ № 2 Петропавловска гордятся, что несколько ребят, учившихся в коррекционном классе, смогли перейти не то что в общесредний, а в класс "гимназический", с изучением двух языков - работа с ними в ККО дала необходимый для этого уровень знаний и пробудила интерес к учению.

Вообще же по России наблюдается постепенный отказ от компенсирующего обучения. Так, во многих школах Московской и Ленинградской областей ребята из ККО переведены в общеобразовательные классы, где учитель уделяет индивидуальной работе с ними достаточно внимания. Неудовлетворенные практикой ККО, они вернулись к тому, что было в школах лет двадцать назад, поместив отстающих в класс с сильными учениками: бывшим "коррекционистам" есть на кого равняться, а сильным - есть кого подтягивать.

И на Камчатке стало больше школ, отказавшихся от ККО. Если в прошлом году в Петропавлов-ске их было всего две: № 33 и № 19, то в этом году к ним присоединилась школы № 34, 1, 9 и 4. Причем дети из ККО были не просто распределены по общеобразовательным классам, а по результатам прошлого года законно переведены в них или благополучно выпущены (те, кто окончил 9 классов).

Кстати, во всех этих школах и в прошлые годы ККО было не так уж много: в школе № 34 - всего три класса на среднее и начальное звено, в школе № 1 - два, в № 4 - три, в № 9 - один. В остальных школах количество ККО заметно сократилось - в прошлом году было 179 таких классов (2291 ученик), а в этом - 134 класса (1789 детей).

Хочется верить, что это не просто "обезъянничанье" по примеру Москвы, а обдуманный, постепенный и перспективный переход на какой-то новый педагогический уровень. С классами компенсирующего обучения или без них, но более эффективный, чем нынешний.

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Мобилизация означает возвращение в русское сознание великой категории - Общее дело, когда две России - Россия народа и Россия государства - сливаются в одну»
Включай микрофон! «Прощай, асфальт!» (интернет-сингл)
«Тайм-Аут», 17 апреля, «16 Тонн»
Мультимедийный концерт «Шостакович. Симфония №13. Бабий Яр», 6 ноября, «МТС Live Холл»
Ударим коллекторами по коммунальным неплатежам?
N&B «В небесах идет снег»
Действуй! «Девушка-айтишник» (интернет-сингл)
«Кипелов», 12 июля, Теплоход «РИО-1»
Фестиваль «ДК ГОРБУНОВА – ЛЕГЕНДА РУССКОГО РОКА», 30 и 31 августа, ДК им. Горбунова
Мельница «Манускрипт»
Самые странные диеты в истории
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.