«Твердый воздух» защитил от поцелуев и нашел ключ для входа вечность

В последние годы лидер команды Алексей Кольчугин во многом под влиянием своего участия в музыкально-поэтическом содружестве «Фронт Радикального Искусства» увлекся саундпоэзией, что не могло не отразиться и на творчестве «РВ». Но теперь группа потихоньку возвращается к более привычной «песенной» форме. А свои эксперименты в области мелодекламации Кольчугин решил сосредоточить в дочернем проекте «Твердый воздух».
Что мы знаем о саундпоэзии? Да практически ничего. По опыту Кольчугина можно понять, что архитрудно подгонять звучащее слово под затейливую музыкальную канву. Здесь нужен грамотный подход к звукоизвлечению и продюсерская жесткость, не позволяющая композиции расползтись по швам. Но как тогда быть со свободой, которой подразумевает жанр саундпоэзии? И вот Алексей Кольчугин находит Соломоново решение, сделать декламаторов переменной величиной. То есть за всю музыку и аранжировки по-прежнему отвечает он, а люди за микрофоном раз от разу меняются, привнося что-то свое не только в манере исполнения, но и в качестве авторов или соавторов текстов. Твердость аранжировщика и свежий воздух исполнителей — такова алхимическая формула «Твердого воздуха»!
Фото Николая Алексаняна
Начать же Алексей Кольчугин решил с сингла на стихи Юрия Мамлеева «Четвертая песня нездешних тварей». Выбор практически беспроигрышный: творчество «южинского мистика» , как и стилистика самого «Твердого воздуха», не поддается никакой классификации. В цикле «Песни нездешних тварей» Юрий Мамлеев выступил от лица запредельного автора, созерцающего устрашающие метафизические глубины. В подаче же «Твердого воздуха» ощутимо желание укротить эту хтонь. Ведь функции вокалиста взял здесь на себя неподражаемый Дмитрий Свистунов — харизматичнейший фронтмен и великолепный чтец, будто вколачивающий каждую строку в слушателя без малейшей возможности избежать этой терапии. Произнесенная его уверенным голосом фраза «Я хочу жить и жить на забытой богами планете, Чтобы видеть чудовищ, отброшенных в мрак навсегда» позволяет трактовать ее как исповедь потустороннего хранителя, следящего за тем, чтобы инфернальные создания не проникли в наш мир.
Фото Николая Алексаняна
Следующей ипостасью «Твердого воздуха» стала коллаборация с поэтессой Элиной Черневой. На RAW FEST X они представили программу «Демонстрация запястий». Отправная точка, выраженная во фразе,«Если я допишу тебя, ты закончишься» во многом объясняла суть проекта. Произведение фактически рождалось на глазах у зрителей, выводимые на экран тексты не вполне совпадали с тем, что произносит Элина, а вплетение ее голоса в ритмическую канву композиции случилось лишь в финале.
Фото Михаила Дедова
Стихотворение про медицинскую маску хоть и выводилось на экран, осталось не исполненным. Ее потом тандем выпустил в виде отдельного сингла «Защищает от поцелуев». Здесь появилась легкость, насмешливость, ощущение полета — то бишь, заявленного в названии проекта воздуха. Но и твердость никуда не ушла — за нее отвечала та самая «медицинская маска», оберегающая персонажей от излишних вольностей. Референсы на фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» в клипе на эту композицию только усиливают ощущение интровертной целомудренности, позволяющей копить дальше творческую энергию.
«Героиня идет по жизни, ищет любовь и символически оставляет свои «поцелуи» на каждой неудачной истории, - прокомментировала замысел клипа корреспонденту KM.RU Элина Чернева. - Параллельно с этим прослеживается линия куклы - советской, какая и у меня была в детстве. На ней уже от каждого обмана романтических ожиданий появляются травмы. Для меня это символ внутреннего ребёнка. И пока девушка порхает от одной мимолётной влюблённости к другой, она не замечает, что её это ранит, не замечает себя. Итог - это исцеление, а что она будет делать с ним дальше, зритель сам решит для себя...
Цветовое решение: чб+красные поцелуи было прежде всего эстетическим. Но оно тоже работает на расстановку акцентов и атмосферу. Мы переживаем сейчас сложные времена, и это переживание ностальгично. Ностальгия и по советскому времени, с домашними днями рождения и более «чистой» романтикой; и по недавней эпохе локдауна, которая на фоне текущих событий многим кажется уютной; и по чб кино, где рассказанная история важнее внешних спецэффектов».
Фото Михаила Дедова
На RAW FEST 5 февраля 2023 года«Твердый воздух» вновь предстал с колоритнейшим гигантом у микрофоном Дмитрием Свистуновым. Во время его выступления энергия лилась через край, чему способствовала и злободневная вещь, вписанная в библейские координаты вечности «Псалом Z», и напряженный диалог с коллективным бессознательным «Фатум». Наотмашь била также прицельная «Стрекоза» с ее всеобъемлющим выводом «всюду имя Господне».
Фото Николая Алексаняна
Что дальше? Нет сомнений, что «Твердый воздух» будет развиваться дальше, вовлекая в свою орбиту все новые причудливые тексты и харизматичнейших вокалистов и/или чтецов-фронтменов. Объединяя вечно живых, идеолог проекта Алексей Кольчугин, ни много ни мало, учит людей безболезненно проходить через опыт смерти ради того, чтобы достойно вписаться в Вечность.
Комментарии читателей Оставить комментарий