"ПРИГОТОВИТЬСЯ К ПАРУСНОМУ АВРАЛУ"

"Совершив свой первый рейс на "Палладе", я понял, что море и особенно парусный флот - это моя стихия. Я полюбил подниматься на мачты во время шторма или смотреть на чужие города с высоты 49,5 метра..."; "Сходя на учебном паруснике "Паллада", я понял, как здорово идти под всеми парусами навстречу солнцу, как здорово при команде "Аврал! Все наверх!" стремительно мчаться к "своей" мачте..." - так отзываются о своей первой производственной практике курсанты-судоводители КГТУ мореходного факультета и учащиеся Камчатского морского колледжа, которым посчастливилось пройти ее на "Палладе".
3 октября полные впечатлений, ребята вернулись из своего первого рейса. Как он проходил, и как проявили себя в деле наши камчатские курсанты - об этом пойдет разговор с капитаном "Паллады" Николаем Кузьмичом ЗОРЧЕНКО, бессменно находящимся в этой должности почти десять лет.
- Наш последний рейс длился 54 суток. Именно столько времени провели на "Палладе" камчат-ские курсанты. Ребятам повезло с рейсом потому, что он носил представительский характер - мы побывали с визитами в морских вузах Кореи и Китая. Выйдя 8 августа из Петропавловского порта и зайдя во Владивосток, 22 августа "Паллада" направилась на празднование 50-й годовщины Даляньского государственного технического рыбохозяйственного университета. Там, в Китае, мы находились с 8 по 12 сентября. А потом, с 17 по 19 сентября, у нас было официальное посещение корейского порта Пусан и Пусан-ской морской академии.
Всем нашим курсантам было интересно побывать в зарубежных портах (до этого из них мало кто был за границей), пообщаться с иностранцами.
- Николай Кузьмич, мне известно, что одновременно с камчатцами на "Палладе" проходили практику ребята из Владивостока. Сколько же всего курсантов принимало участие в рейсе?
- В этот раз на "Палладе" проходили практику 112 курсантов. 64 из них были курсанты КГТУ, а остальные - курсанты Дальневосточного гостехуниверситета из Владивостока. Все они - будущие штурманы и помощники капитана, отучившиеся первый курс по специальности "судовождение". Это их первая практика. Называется матросской.
- Как проходит матросская практика на "Палладе"? Что входит в обязанности курсанта - практиканта?
- На практике курсант должен научиться обращаться с тросами, мачтами, реями, знать функции и названия всех парусов нашего учебного судна. Должен выполнять все палубные работы: чистить, красить, мыть, работать с рангоутом и такелажем. В общем, проходя эту практику, курсант изучает профессию матроса. И он должен знать ее "от и до", ведь став помощником капитана, нужно будет отдавать приказы матросам, а чтобы отдавать их умно, нужно знать всю подноготную матросской жизни на судне.
Наши курсанты готовятся стать членами корабельного комсостава - представителями элиты российского флота, и мы должны помочь им стать достойными: умелыми, ответственными, воспитанными и эрудированными. Научить этому мы пытаемся на личном примере...
Из отзывов курсантов: "Находясь на "Палладе", я понял, что настоящий помощник капитана должен быть выдержанным, стойким, сдержанным и безукоризненно вежливым, эрудированным. Всеми этими качествами обладает наш руководитель практики капитан 2 ранга А.Г. Глездунов и капитан "Паллады" Николай Кузьмич. Они оба в общении с подчиненными ведут себя корректно, и много знают о флоте, о странах..." (Антон, кубрик 117); "На "Палладе" я научился быть сдержанным, ответственным. Конечно, чтобы стать достойным представителем элиты российского рыбацкого флота, мне не хватает знаний иностранных языков и норм этикета..." (Александр, кубрик 113); "Наш Николай Кузьмич - настоящий пример для подражания. Мне импонирует в нем все: и оптимизм и манера разговаривать, похожая на разговор Президента РФ Путина..." (Алексей, кубрик 115).
- При завершении первой практики, курсанты получают квалификацию матрос 1 или 2 класса. Для этого им нужно не только "пожить" на судне, но и сдать экзамены. Какие именно и насколько успешно проходит их сдача нашими земляками?
- Для получения квалификации "матрос 1 класса" курсанту нужно сдать восемь экзаменов. Одним их самых сложных является МППС 1972 (Международные правила предотвращения столкновения судов 1972 года). Непростым считается экзамен по МСС (Международный свод сигналов). Кстати, в отличие от обычных рыбацких судов, на "Палладе" практиканты обучаются флажному семафору, изучают цветовую сигнализацию по азбуке Морзе. Обязательно сдают "узлы". Изучая этот предмет, ребята учатся вязать 24 мор-ских узла, как и положено, одной рукой! Справляются все успешно.
- В общем, по окончании практики, курсанты могут считать себя настоящими матросами. А поначалу, наверное, тяжело... Николай Кузьмич, как вам кажется, к чему ребятам привыкнуть сложнее всего?
- Наверное, к авралам. Но за десять лет работы с курсантами я знаю, чем стимулировать курсантов - как объявляют аврал, я выхожу к ним на палубу с кульком... конфет. Да, самых настоящих конфет или баночками сгущенного молока. Сладости становятся призом тем курсантам, которые лучше всех справляются с поставленной задачей. Курсанты, пусть им по 17-18 лет, все равно дети и, как все дети, любят сладкое. Всегда в начале аврала они меня спрашивают: "А приз будет?", и если ответ утвердительный, они стараются изо всех сил. В общем, сладости для курсантов-первокурсников являются отличным стимулом в морской работе. За рейс уходит по 20 кг конфет!
А вообще, к авралам, в общем-то, самому сложному, все довольно быстро привыкают. И потом для некоторых день без аврала становится скучным...
Из отзывов курсантов: "Моя самая любимая команда - "Приготовиться к парусному авралу!", то есть ставить и поднимать паруса. Сразу возникает ощущение сильного попутного ветра, скорости, легкости. Мне кажется, от этой команды у истинного моряка кровь быстрее бежит по жилам!" (Сергей, кубрик 115); "У меня захватывает дух, когда я слышу команду "Аврал, паруса поднять, ставить!", сразу ощущаешь ветер, скорость, стремительность..." (Никита, кубрик 113).
- Какое событие стало самым ярким впечатлением за этот рейс?
- Конечно, шторм, настигший "Палладу" при расхождении с тайфуном "Руса" 1 сентября. Он был жестоким и сильным, где-то 8-9 баллов.
Мы знали, что тайфун движется со стороны Кореи, и стали делать "отскок", чтобы разойтись с ним. Разошлись, но все равно на сутки попали в шторм. Задраили люки и всем экипажем боролись на палубе со стихией. Хочу отметить, что никто из курсантов не впадал в истерику, все работали четко и трезво. После шторма я похвалил своих будущих судоводителей - они держались молодцом. Как они потом рассказывали, им даже не было времени испугаться или убежать - столько было дел! Мне кажется, этот шторм стал для ребят настоящим экзаменом на мужество.
Из отзывов курсантов: "Ту ночь я не забуду никогда. Не забуду тот крен, те бушующие волны, тот ветер... Это было страшно и... очень красиво..." (Александр, кубрик 113); "Настоящим испытанием стал шторм при расхождении с "Руса": дикая качка, звук рвущегося паруса, иллюминаторы под водой, стук рей, ветер, вырывающий все из твоих рук. Признаюсь, в тот момент, я мечтал очутиться дома, но знаю, на берегу мне всего этого будет очень не хватать". (Антон, кубрик 117).
- Вы не раз говорили, что камчатские курсанты одни из самых лучших среди тех, с кем вам приходится работать. Чем именно вам импонируют камчатцы?
- Мне нравятся они тем, что практически для всех камчатских курсантов море - это не просто слова. Это призвание, это романтика. Еще мне импонирует в камчатских курсантах то, что они понимают, что для того, чтобы достичь своей цели - получить высшее образование, диплом, - нужно пройти через определенные трудности. Такие, например, как тяжелая физическая работа, психологические нагрузки (жизнь вдали от дома в течение нескольких месяцев) и другие. Я вижу, что камчатцы лучше других готовы к ним.
Приятно, что среди камчатских курсантов немало таких, которые физически подготовлены к флотской жизни - например, занимаются спортом. Я уважаю таких ребят, потому что сам спортсмен.
Из отзывов курсантов: "Меня поразило, что Николай Кузьмич, в свои, в общем-то не юные, годы держит себя в отличной форме. Например, отлично играет в волейбол..." (Виталий, кубрик 115);, "На "Палладе" нас приучали к занятиям спортом - например, такой классной была спартакиада, и еще понравилось перетягивать канат!.." (Александр, кубрик 113); "На "Палладе" я продолжил занятия волейболом, и еще научился делать кое-что на турнике..." (Егор, кубрик 115)
- Какие у "Паллады" планы на будущий год?
- После рейса в течение 30-45 суток судно будет проходить ежегодное межрейсовое техобслуживание в порте приписки, во Владивостоке. В конце ноября мы отправляемся в рейс по японскому морю с заходом в Пусан. 10 - 15 января мы планируем рейс в Сингапур или во Вьетнам, из которого мы вернемся лишь в марте. В апреле отправляемся в Корею. В июле приходим на Камчатку за очередными курсантами-практикантами, с ними собираемся в рейс на Аляску и тихоокеанское побережье США. То есть год расписан очень жестко. Так, впрочем, бывает всегда. Например, в этом году из девяти месяцев моря мы в общей сложности лишь 40 суток были на берегу. Нелегко, конечно, но радует то, что нас везде, в любом порту очень доброжелательно встречают. И эта особая атмосфера, атмосфера праздника позволяет не уставать и не унывать...
Комментарии читателей Оставить комментарий