7 ЛЕТ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ КАМЧАТКИ

Ровно 70 лет назад, в октябре 1932 года, на Камчатке было создано областное производственное управление строительства и экс-плуатации автомобильных дорог. С 1973 года оно носит название "Камчатавтодор".
- Сегодня на Камчатке есть дороги, хорошие дороги, но есть и, так скажем, направления, дороги, которые еще надо строить. Так что нам, дорожникам, работы хватает, - говорит генеральный директор "Камчатавтодора" Александр Васильевич Терновой. - Мы живем в третьем тысячелетии, но до сих пор три субъекта федерации, Чукотка, Корякия и Камчатская область не имеют сухопутной связи с Большой землей, между собой.
Есть районные центры, Соболево, например, которые не связаны с сетью дорог. Конечно, это неправильно. Я считаю, что жители этого поселка, пусть их всего немногим больше двух тысяч человек, должны иметь хорошую дорогу, возможность добраться до другого населенного пункта, до областного центра, при этом не отдавать сумасшедшие деньги за авиабилеты и не ждать летной погоды. Надеюсь, уже лет через пять такая возможность у них будет. "Камчатавтодор" работает на этом направлении. Если бы не проблемы с финансированием, мы бы намного быстрее справлялись со своей работой, и предприятие могло бы выдержать и большую загрузку.
Все камчатские дороги построены специалистами именно этого предприятия. Первая колесная дорога на Камчатке появилась в 1911 году, она соединила Петропавловск и Елизово. Строительство автодорог не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году был сдан в эксплуатацию металлический мост через реку Авача на въезде в Елизово, проведены дорожно-мостовые работы между населенными пунктами Коряки и Начики, продолжалось строительство и гравирование дороги Усть-Большерецк - Карымай - мост.
В 1959 году была сдана автомобильная дорога Елизово - Паратунка, в 1969 - Начикинский совхоз - Мильково.
- Недавно вспомнил: мой товарищ рассказывал о том, как ему пришлось почти неделю ночевать в Ганальской тундре, - говорит Александр Васильевич. - По бездорожью добраться до Мильково было очень непросто, особенно в плохую погоду. Часто на такое путешествие люди тратили 5-6 дней. Теперь на дорогу от города до Мильковского района мы тратим самое большее пять часов, в любое время года и суток, в любую погоду.
В 1976 году дорожники Камчатки соединили восточное побережье полуострова с западным: в эксплуатацию была сдана дорога Начикинский совхоз - Усть-Большерецк.
А за два года до этого началось строительство автодороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск протяженностью 417 километров. Оно продолжается и сегодня. Примерно к 25 октября дорожники планируют закончить работы на подходе к Ключам и обход города, в этом же году начнется строительство подхода к паромной переправе, а в следующем работа пойдет уже на другом берегу реки Камчатка.
Параллельно "Камчатавтодор" продолжает реализовывать проект строительства автомобильной дороги от Анавгая до Паланы. Новая трасса не просто свяжет два субъекта федерации, она, безусловно, облегчит экономические связи между ними, скажется на объемах грузоперевозок, естественном снижении цен на потребительском рынке Корякского автономного округа, оживит экономику Быстринского района. А цены там сегодня в два-три раза выше петропавловских. Работа на этом объекте началась только в прошлом году, были некоторые задержки с проектом. Общая протяженность трассы около 370 километров. 74 из них дорога проходит по Камчатской области - это самый тяжелый участок: много ручьев, значит, придется строить мостовые переходы и укладывать водопропускные трубы. Потом дорога уходит в тундру - там работать будет уже легче. Сегодня дорожниками пройдено уже более 30 километров трассы.
- Я надеюсь, в 2007 году, при условии своевременного финансирования, дорога будет сдана. Это будет зимник продленного действия с допустимым ограничением движения не более чем на один месяц, максимум - полтора. Дорога с гравийным покрытием, ширина 4,5-6 метров в зависимости от участка. Сдать ее в эксплуатацию - задача государственная и наша... как специалистов дорожного строительства.
Специалисты "Камчатавтодора" не только занимаются строительством новых дорог, но также ремонтируют и эксплуатируют уже действующие. Так, в 70-е годы была построена объездная дорога от Петропавловска до Елизова. Дорожники называют ее федеральной по ее статусу. Не надо рассказывать жителям Камчатки о том, насколько важна эта дорога для области. Невозможно представить себе, что было бы, если бы все потоки автомобилей и автобусов, как и прежде, проходили сегодня по нижней трассе. Пропускная способность объездной дороги до 12 тысяч автомобилей в сутки, через кольцо, в районе нового рынка, проходит более 40 тысяч единиц транспорта. Дорога выполнена в нескольких категориях - первая, вторая и третья, в зависимости от участка. Она требует сегодня реконструкции, улучшения, необходимо, например, расширить подход к городу, который сейчас сужен.
На предприятии "Камчатавтодор" работает сегодня около тысячи человек.
- Когда я приехал сюда из Ростова, - вспоминает Александр Васильевич, - честно говоря, был удивлен тем, что квалификация камчатских автодорожников не уступает профессиональной подготовке материковских специалистов. Она очень высока, несмотря на то, что здесь нет специальных учебных заведений, нет хорошей производственной базы. И коллектив в "Камчатавтодоре" собрался очень надежный, хороший. Если посмотреть списки работников, то можно увидеть, что 35 процентов людей работает у нас по 20-30 лет. Это о многом говорит.
Конечно, где-то в середине 90-х, когда прекратился приток инженерно-технических работников с материка, когда специалисты перестали приезжать на Камчатку кто за романтикой, кто за деньгами, мы ощутили недостаток новых хороших кадров.
Впрочем, проблема нехватки кадров на предприятии вполне успешно решается. Например, между "Камчатавтодором" и Хабаровским политехническим институтом заключены договоры. Предприятие оплачивает обучение своим будущим работникам, выплачивает им дополнительно стипендию, проезд к месту практики, предлагает рабочие места по окончании учебы.
Руководство "Камчатавтодора" не оставляет без внимания и людей, не один год отработавших на предприятии. Для них строится жилье на материке, покупаются квартиры.
- Я полагаю, что мы живем не последний день. Нет ни одной страны в мире, которая могла бы обойтись без дорог и без людей, которые их строят, ремонтируют и эксплуатируют. При этом какие бы не существовали в стране экономические отношения, дороги всегда должны принадлежать государству. Может быть, мы потому и сохранились, что не попали под приватизационный нож в свое время, смогли сберечь все производственные мощности, технику, материальные ресурсы. И хоть были у нас, конечно, тяжелые времена, мы продолжаем работать, и это, пожалуй, самое главное.
Комментарии читателей Оставить комментарий