ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАО "ЕЭС РОССИИ" А.Б.ЧУБАЙСА НА МИТИНГЕ В ДЕНЬ ПУСКА ВТОРОГО ЭНЕРГОБЛОКА МУТНОВСКОЙ ГЕОЭС

Дорогие друзья! Честно говоря, невозможно без волнения смотреть на все, что сделано здесь за это время. Особенно тем, кто не в первый раз на площадке. Но для вас, кто собственными руками здесь, на высоте под тысячу метров, с ветровыми нагрузками до 40 метров в секунду и снеговым покровом до 5 метров, своими руками выстроил эту красавицу-станцию, остается только сказать слова самой искренней благодарности и искреннего уважения за то, что сделано. Ну, просто красавица станция! Просто красавица. Я знаю, как тяжело все это происходило, я знаю, как трудно и долго шли завершающие стадии, завершающие этапы. Очень сложные стартовые условия и очень непростая задача. Но то, что сделано в результате, безусловно, не только самая большая геотермальная станция в стране, но и, вне всякого сомнения, - это самая современная, самая продвинутая, самая эффективная и, скажу еще раз, самая красивая станция. Может быть, это связано с тем, что среди строителей, монтажников я вижу много представителей прекрасной половины человечества, без вас бы этого не получилось, мужики бы точно так здорово не сделали. Но вместе, общими усилиями мы все-таки это сделали с вами. Невольно вспоминается начало всего этого дела, когда - как сейчас помню - в 1997 году пришел ко мне, пробился бывший губернатор Камчатки Бирюков с предложением о том, что нужно строить геотермальную электростанцию. Я прекрасно помню, как тогда и Владимиру Афанасьевичу, да и, в общем-то, мне доставались всяческие язвительные, критические замечания: да что вы затеяли, стране вообще не до того, да откуда у нас деньги, да будет у нас еще один советский долгострой на 30 лет, как многие другие незавершенные в то время станции.
Но мы доказали, что все наоборот. Мы доказали, что мы - те, кто хочет работать, кто способен навести порядок в своем доме, те, кто способен работать по-настоящему, те, кто является настоящим профессионалом и способен решать такие задачи в сжатый отрезок времени. В 1997 году мы поговорили, в 1998 году решили по кредиту Европейского банка реконструкции и развития. А сейчас 2002 год. Как бы трудно ни шел сам пуск и с первым блоком, и со вторым блоком - сегодня все готово. Очень приятно видеть, что, наконец, мы пускаем станцию не в режиме, когда по досточкам надо перебираться от вокзала в Читу, а в режиме, когда фактически все сделано. Решающая, большая часть работы выполнена, и хотя еще кое-что осталось, совсем немножечко, но, тем не менее, плановая работа сделана. Работа завершена.
Я буквально вчера был у президента, Владимира Владимировича Путина, и хотел бы передать вам официально направленную им сюда, на Мутновку, телеграмму. Вот ее содержание:
"Поздравляю вас с запуском в промышленную эксплуатацию Мутновской геотермальной электростанции. В суровых климатических условиях Камчатки вам удалось реализовать уникальный научно-технологический проект. Убежден, работа Мутновской станции не только послужит развитию инфраструктуры региона, но и станет ярким примером эффективного использования перспективных источников энергии. Желаю вам доброго здоровья, благополучия и дальнейших свершений. Президент В.В.Путин".
Вы прекрасно знаете - и те, кто живет здесь на камчатке, и те, кто приехал с нами из Москвы - что мы находимся в абсолютно уникальном регионе страны. Такой природы, такого богатства, такого ее разнообразия, такого мощнейшего потенциала, сконцентрированного на относительно небольшом участке, нет не только у нас в стране, нет практически во всем мире. Поверьте, я сравнивал и с Исландией, и с Новой Зеландией, и с другими регионами, которые вроде бы чем-то могут быть похожи, но ничего подобного не существует просто нигде. С точки зрения природного потенциала Камчатка - это фантастический потенциальный природный парк, фантастический заповедник. А с точки зрения энергетики - ситуация тяжелейшая. Потому что вся действующая до вчерашнего дня энергетика на Камчатке представляла собой мазутную тепловую энергетику, когда и "Камчатскэнерго" во главе с генеральным директором Юрием Федоровичем Дельновым, и РАО ЕЭС России вместе со всей нашей командой отслеживают: как там десятитысячник танкер "Бутома", на подходе к порту Петропавловска-Камчатского, дошел, или не дошел? Все это на пределе, на нервах, на грани, запасы мазута на Камчатке находятся у меня в компьютере и ежедневно отслеживаются. Вся эта схема сама по себе чудовищно сложна, крайне дорога, сегодня мазут здесь по цене перевалил за пять тысяч, в то время как по всей стране он в два раза дешевле. И если мы по-настоящему хотим не просто восстанавливать экономику и жизнь на Камчатке, а продвигать ее, то совершенно ясно, что энергетика - основа основ. Именно поэтому здесь реализуются наши стратегические замыслы, которые появились не вчера. В 1997 году в белом доме появился Бирюков с толстой папкой, прорвался. Он сказал - надо строить. Это правильно, это серьезно. Подключили специалистов, просчитали дотошно, и убедились, что здесь это самый правильный вариант из всех составляющих стратегию развития энергетики. Безтопливная станция. Труба, как вы видите, отсутствует как класс. Ее нет. Мало того, что нет вообще никаких вредных выбросов в атмосферу, специалисты знают, что собственно само рабочее тело, на котором работают турбины, после того, как прошло турбины, способом реэнжекции закачивается обратно в скважину, и таким образом ни воздух, ни почва, ни сам геотермальный источник вообще не повреждается. Фактически он остается точно в таком же состоянии, в каком был, когда началась разводка. Это самая современная технология. Это самая экологически чистая технология. Это технология, единственно возможная для использования уникального природного комплекса Камчатки. Это технология вообще без топлива, и, значит, без всех этих тяжелейших схем - то с Хабаровска, то с Ангарска с перевалкой в Находке, с этим танкером "Бутома", который, ночью меня разбуди, я помню. Это самый цивилизованный, самый современный и самый экологический подход.
Это современные темпы строительства, это современная финансовая схема, основанная на привлечении возвратных финансовых ресурсов европейского банка реконструкции и развития. Это самые современные технологии, в том числе и в системах управления станцией. Это, без преувеличения, последнее слово техники в области энергетики. Не стыдно, а наоборот, испытываешь, как в советские времена, законное чувство гордости за то, что сделано. В данном случае это можно делать с полным основанием. Поэтому остается поблагодарить всех, кто строил. Здесь сегодня присутствует небольшая часть людей, а в пике строительства на площадке было до тысячи человек, работа велась в тяжелейших условиях. С ноября только вездеход, только гусеничный транспорт, снежный покров до 5 метров, который нам доставил серьезные проблемы, тяжелый пуск. И все это преодолели люди, которые обеспечивали ввод. Задача решена. Вот что стало потенциалом, на базе которого надо двигаться дальше, и у нас есть на этот счет весьма и весьма серьезные замыслы.
В законопроекте о бюджете будущего года есть строчка по дотациям, тарифам энергокомпаниям, находящимся на востоке и на севере. Их всего пять, одна из них - Камчатская. Я вносил этот законопроект. Через правительство он прошел, сейчас на рассмотрении в Государственной думе. Там цифра по дотациям на будущий год нами заложена больше, чем в прошлом году. Мы против дотаций, но в этом случае считаем правильным такие дотации осуществлять - по целому ряду базовых причин, которые отличают Камчатку от других регионов. Итоговая цифра определится депутатами.
Многие знают, что на Камчатке самые высокие тарифы на электро-энергию. И это правда. Я понимаю, что это достаточно болезненная правда для тех, кто живет здесь и должен платить 2 рубля за киловатт, а не 70-80 копеек, как основная часть страны. Но знаете какой парадокс: я могу с абсолютной уверенностью сказать, поверьте как экономисту, что если бы этого тарифа не было, то мы с вами здесь бы не находились. В принципе невозможно выстроить внятную финансовую схему привлечения инвестиций и кредитов, если бы не было этого тяжелого высокого тарифа. Это оборотная сторона медали, и это тоже надо понимать. 2 рубля тяжело, да. Но именно поэтому здесь вводятся новые мощности, именно поэтому мы здесь в состоянии выстроить то, что вы увидели. Именно поэтому мы думаем про завтрашний день и уверен, что решим эту задачу. Высокий тариф на Камчатке, к сожалению - или к счастью, уж не знаю, но естественный тариф. Заниженный тариф в России убивает инвестиции, убивает обновление, убивает технический прогресс. Мы, к сожалению, крайне мало строим. Крайне мало вводим новых мощностей. И делаем это там, где экономика позволяет это делать. Как на Камчатке.
Действительно, киловатт на Мутновской станции сейчас тоже будет не дешевый. Нам нужно будет возвращать кредиты, на которые построена станция. Срок возврата кредита - 7 лет. Станция эта может работать много десятилетий - без топлива, дешевая по определению, без нагрузки по возврату кредита, на который она была построена. Это означает, что для следующих поколений мы с вами создали на много десятилетий источник надежной безтопливной электроэнергии, которая, безусловно, станет дешевой. Но эту тяжелую часть пути придется пройти вместе.
Вы можете ругать Дельнова, но если "Роснефть" повышает цены, если мазут дорожает, он неизбежно придет в энергетическую комиссию, принесет цифры, доказывающие необходимость повышения тарифа. Даже здесь, на Камчатке, где он самый высокий. Это реальность, и таковой она будет, пока мы находимся в мазутной, самой дорогой энергетике. Именно поэтому мы от нее и уходим.
Уже запущен геотермальный проект здесь, следующий шаг - газопровод. В диапазоне 25 лет мы намерены полностью прекратить использование мазутного топлива на Камчатке. Кроме резервного запаса.
Если бы была возможность, и это могло решить дело, мы бы все в РАО ходили с "мытыми головами". Так не получится: дело серьезнее. Такая "доброта", которую вы хотите получить от энергосистемы: холодно - включите тепло, вы не заплатили, все равно включите, включили без оплаты, проработали три недели - мазут кончился, добром не кончится. У вас сейчас запас мазута 52 тонны. Завтра поставщик "Роснефть" мне и Дельнову даст телеграммы - долги не заплачены, текущие поставки не оплачены, погрузку танкера в Находке приостанавливаем. Добрые мы, пустили тепло без оплаты сегодня. А завтра остановили подачу тепла - это будет уже не октябрь, а ноябрь, и на улице не плюс пять, а минус 10-15. И это уже будет не потому, что не проплатили, а потому, что физически нет топлива. А представьте, что к этому прибавится очередной ваш тайфун с моим любимым танкером "Бутома"? Что дальше будет происходить? Я бывал у вас, когда весь город был темный, когда веерные отключения были. Мы этот этап прошли. В этом году не было веерных отключений. Потому что прекратили языком болтать, а стали дело делать и наводить порядок. У нас запрещен неоплаченный отпуск энергии. Это основа порядка в энергетике. И эту часть проблемы, текущую оплату, мы в целом с большим трудом решили по всей стране полностью и у вас, в одном из самых тяжелых регионов, завершим. Дальше стоит тяжелейшая проблема длинных долгов - западные, российские. Объем долгов "Камчатскэнерго" превышает в десятки раз его годовые продажи. Текущую оплату наладили. Надо начинать вытягивать старые долги.
Наша позиция: мы внесли в правительство финансовую схему, которая позволяет, переложив часть нагрузки на головную кампанию, начать растаскивать долговой фонд "Камчатскэнерго". Первый шаг - немаленький, между прочим, на 110 миллионов долларов - предлагаем сделать, чтобы начать "расчищать" бизнес. Чтобы следующий шаг сделать, чтобы вся компания стала нормальной бизнес-структурой, какой являются 99 процентов структур сегодня в РАО. Шаг за шагом будем продвигаться. Наверное, где-то спотыкаясь. Как сейчас, с теплом. Но того, что было 4, 3 года назад - не повторится. Со сбоями, с трудом, но мы продвигаемся к нормальному функционированию энергосистемы.
Комментарии читателей Оставить комментарий