]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

СЕРЕБРЯНЫЙ ОЛИМП КАПЕЛЛЫ

09:15 13.11.2002

Камчатская хоровая капелла вновь удивила мир. И не только своим певческим мастерством. Сокрушая преграды, которые без устали возводит перед культурой родное государство,

Камчатская хоровая капелла вновь удивила мир. И не только своим певческим мастерством. Сокрушая преграды, которые без устали возводит перед культурой родное государство, буквально без гроша в кармане камчатские хористы прибыли в южно-корейский город Пусан и там, на самом крупном музыкальном форуме мира, завоевали для России и любимой Камчатки три серебряных олимпийских медали.

Ох, этот Морозов!.. Ведь знает, как устали люди, не знающие добрых перемен уже второй десяток лет. Как все измаялись - от нищенских зарплат, от тьмы и стужи, что напускают на своих сограждан возникшие, как на дрожжах, бесчестные и ненасытные магнаты. Как безвозвратно пропадают в душах вера, стойкость, энтузиазм... Все знает (вкушает и на себе!) наш именитый музыкант - создатель и художественный руководитель капеллы Евгений Морозов. Но не желает он идти на поводу у времени. И в мыслях нет - остановиться, сдаться, отбыть в те благодатные края, где нынче лето и где его так ждут - удачливая дочь, любимые внучата. И, вопреки всему, зовет Морозов - себя, свою капеллу - к самопожертвованию, к творчеству. И взваливает на плечи подопечных сверхсложные задачи, решать которые и в более благоприятных обстоятельствах не так-то просто.

ИМ ОТДЫХ НЕ СНИТСЯ

Когда на последнем фестивале искусств "Камчат-ская весна" капелла Морозова представила свою новую работу - "Реквием" Моцарта, каждому было ясно, что изучению столь масштабного полотна коллектив посвятил не меньше года. Но мало кто догадывался, что параллельно с этим шла подготовка конкурсных программ для участия во 2-й Всемирной хоровой олимпиаде, намеченной на октябрь 2002 года в Южной Корее. Причем, и здесь маэстро избрал наисложнейший путь: из 25 номинаций, предложенных олимпий-ским комитетом, он выбрал не одну, а три! Иначе говоря, Морозов в три раза увеличил объем конкурсного материала, который необходимо было довести до безукоризненного состояния.

Но и это еще не все. Одновременно "ненасытный" дирижер запланировал еще и проведение творческого вечера, посвященного 35-летию капеллы, программа которого не могла обойтись "корейской" тематикой, а включала как старые (но требующие дополнительной отделки) произведения, так и абсолютно новые.

Понятно, что столь немалые замыслы потребовали от коллектива немыслимого напряжения и максимальной самоотдачи. Время летних отпусков было сжато до месяца. Уже в начале августа Евгений Иванович возобновил репетиции, сделав их почти ежедневными... Наверное, можно (и даже необходимо) упрекнуть руководителя капеллы за чрезмерные нагрузки, с которыми даже коллективы профессиональные не часто сталкиваются. Тут же, у Морозова, поют люди, для которых капелла - не есть место работы. Учителя, студенты, представители разных профессий и даже пенсионеры идут в малый зал музыкального училища, где занимается коллектив, не ради заработка или каких-то призрачных наград. Им в отраду общение с прекрасной музыкой, очень важен процесс профессионального постижения сложных хоровых партитур и, разумеется, приятны аплодисменты, сопровождающие каждый выход на сцену. Но любая сладость, когда она в избытке, теряет свою прелесть, притупляет вкус, а удовлетворение от покоренных вершин неизбежно превращается в гнетущую усталость.

Нужны ли нам такие подвиги? Так ли важны сегодня для державы (со светлым именем "Россия") все новые и новые программы какой-то там капеллы, пусть и блистающей на самых ярких сценах мира? Ответ, похоже, на поверхности. Но не станем торопиться с выводами. Есть более глубокий смысл в том, что совершают - во все времена, в любых условиях - самоотверженные деятели культуры и искусства, верные своему призванию учителя, дотошные и совестливые просветители. Они лучше всяких депутатов и правительств понимают, что спасение страны - в духовном выживании народа. Именно осознание этой наивысшей цели ведет их к самопожертвованию, излишним личным унижениям, невзгодам, но и - к истинным достижениям, влияющим на состояние нашего духа.

НА ОЛИМПЕ ТЕСНО НЕ БЫВАЕТ

Биография Всемирной хоровой олимпиады, куда камчатская капелла отправилась 20 октября, коротка. Всего два года назад в Австрии, давно именуемой "страной музыки" (здесь когда-то создавали свои шедевры Моцарт, Гайдн, Штраус, Шуберт), впервые прошел самый крупный в истории музыкальных состязаний форум, в котором приняло участие неслыханное число хоровых коллективов - 342 из 60 стран мира! Не очень крупный город Линц (почти как Петропавловск: чуть больше 200 тысяч жителей) внезапно превратился в самую поющую точку планеты, где все концертные залы, парки, улицы и скверы стали единой гигантской сценой, пронизанной многоголосым и разноликим звучанием хоровых голосов.

Так, собственно, и замышлялось. Используя опыт традиционных фестивалей и конкурсов, издавна проходящих во многих странах мира, создать некую наивысшую - олимпийскую - ступень, занять которую станут стремиться наилучшие хоровые коллективы, уже обладающие званиями лауреатов (допускались к участию и "неименитые" хоры, но им предстояло пройти отборочный тур). Организованный в 1999 году Международный объединенный олимпийский комитет (ICOC) с местом "прописки" в Германии разработал условия, сформировал принципы формирования жюри и награждения победителей. Оценивать выступления предлагалось тоже по олимпийской системе, суммируя абсолютно все баллы, а для самых высоких победителей предусматривалась процедура поднятия национального флага и исполнения гимна. Попутно намечалось проведение значительного числа гала-концертов, в которых участники и гости олимпиады могли бы познакомиться с национальными традициями народов мира и привлечь к хоровому движению новых энтузиастов.

Новую идею, поддержанную ЮНЕСКО, услышали на всех континентах. Заинтересовался ею и Евгений Морозов. У его капеллы имелись все основания появиться на Всемирном хоровом форуме, так как список наград, завоеванных ранее камчатцами, достаточно велик. Дважды - в 1990 и 1994 гг. - капелла добивалась звания лучшей среди любительских хоров России. Дважды участвовала в международных конкурсах - в Греции (1994) и Испании (1995) - и привозила домой серебряные медали. Конечно, Морозова могло смутить немыслимое число конкурентов, с каким камчатский хор еще не сталкивался (в Афинах, напомню, соревновались 100 коллективов, в испанском городке Кантониграсе - всего 50). Но риск - благородное дело. Кроме того, не трудно предположить, что мечта о золотой медали все эти годы тайно присутствовала в мыслях камчатского дирижера, и, вероятнее всего, она и подтолкнула маэстро к новым суровым испытаниям.

И "золото" могло бы быть! Как уже говорилось, Морозов не ограничил свою капеллу участием в одной номинации, а приумножил "задание", решив предстать перед олимпий-ским жюри в трех жанрах: академическое пение, смешанные хоры и фольклор. Как и всег-да, подбор программ, процесс их освоения ничем не отличались по сложности и качеству от уровня хоров академических (Морозов очень уж гордится мнением великого Ростроповича, заявившего камчатцам десять лет назад: "Вы - не самодеятельность, вы - истинные профессионалы!"). Да, "золото" могло бы быть. Но творчество - не спорт: его линейкой, секундомером не обмеришь. А потому подводные течения, неизбежно сопутствующие любому соревнованию, здесь чувствуют себя вольготней и смелее.

Но - по порядку. 2-я Всемирная хоровая олимпиада собрала в четырехмиллионном Пусане 192 коллектива из 50 стран мира. 17 взрослых и детских хоров представляли Россию. А всего в Пусане собралось около 25 тысяч участников. Им предстояло соревноваться в 25 номинациях, охватывающих практически все формы вокально-хорового искусства. 49 выдающихся хоровых дирижеров мира, среди которых значились два русских имени - Борис Тевлин и Георгий Поляченко, вошли в состав жюри. Из-за огромного наплыва участников корейская сторона не очень заботилась о том, где коллективам репетировать, как добираться до залов, где конкурсантам давалось по 10 минут для акустического знакомства со сценой. И потому первая репетиция капеллы под небом Пусана состоялась... на берегу моря, под аккомпанемент ласково шуршащих по песочку волн. А для передвижения по огромному городу пришлось изучить пусанское метро, удивившее россиян своей скромностью и рационализмом.

Торжественное открытие олимпиады происходило в грандиозном олимпийском культурно-спортивном комплексе "BEXCO", один из залов которого легко вместил всех участников. Здесь мы впервые увидели оргкомитет и членов жюри, среди которых мелькнул знакомый нам доктор Джин Брукс, исполнительный директор Ассоциации хоровых дирижеров Америки, по приглашению которого капелла весной 2001 года выступала в США... Хозяйка-Корея устроила на сцене многокрасочное шоу, в котором с гордостью показала гостям олимпиады не только красоту национальной культуры, но и (на огромных экранах) поведала о многоликих достижениях одного из передовых государств мира.

Чтобы уложиться в безумно объемный график конкурсных прослушиваний и успеть провести олимпиаду в недельный срок, члены жюри были разбиты на несколько групп, слушая хоры в разных концертных залах Пусана одновременно. Составы жюри (видимо, из стремления к большей объективности) постоянно менялись. Тем не менее, нам, камчатцам, трудно утверждать, что судейство велось беспристрастно.

Наиболее сложной и непредсказуемой была, конечно, номинация № 23 - "Фольклор". В ней соревновалось наибольшее число коллективов: 42. К тому же, легко предположить, что члены жюри находились здесь в некоторой растерянности, ибо оценивать традиционное национальное искусство разных континентов (такое разнообразное, не подчиненное каким-то единым сценическим стандартам) можно лишь интуитивно, ориентируясь на личные эмоции (ведь вряд ли найдется хоть один специалист, досконально представляющий себе особенности стародавних традиций каждого народа). Филиппинцы и африканцы, аборигены Австралии, Южной Америки, Новой Зеландии, Камчатки - как их сравнивать, оценивать!? Они схожи, разве что, в одном: в самозабвенной радости, с какой несут зрителю свою самобытную культуру... Капелле казалось, что в этом нескончаемом калейдоскопе необычных костюмов, ритмов, напевов, где перемешаны все краски мира, легко затеряться, оказаться неприметными. Обработки русских народных песен, корякское "Хололо", в котором солировали мастера камчатской сцены - Евгения Кевевтегина и Владимир Бережков, - можно ли этим удивить перенасыщенный впечатлениями свет!?

Но капелла старалась не напрасно. Капелла, исполняя древнерусское многоголосие "Ой, рана на Ивана", - впервые за свою биографию отказалась от традиционного размещения на хоровых ступенях. Мужчины с перекинутыми через руку пиджаками, женщины в расписных платках разыграли на сцене старинный обряд (постановка камчатского хореографа Анны Александровой), который, несомненно, покорил зрителей и сложностью вокала, и ощущением особой духовной чистоты, присущей русским православным обычаям... Серебряная медаль, украсившая капеллу за исполнение фольклора, доставила радость камчатцам. Чего не скажешь о двух других медалях, завоеванных в том же Пусане.

В номинации № 17 "Духовная музыка" капелла чувствовала себя весьма надежно: кому как не России воздействовать на мир необыкновенной тонкостью и глубиной своей души! Да и программа, включившая сочинения Лотти, Чайковского, Рахманинова, Щедрина, была отделана идеально. Но тут-то и наткнулась наша капелла на подводный риф, имеющий свое конкретное имя. Все члены жюри дали высокие баллы за исполнение духовной программы: от 8 до 10. И лишь один - немецкий музыкант Франк Ленэн - без смущения поставил камчатцам "2", лишив, таким образом, наш коллектив Золотой медали.

Сначала мы предположили, что подобное деяние единственного арбитра - случайность, не имеющая под собой потаенных замыслов. Но когда в номинации № 8 "Смешанные хоры" ситуация повторилась, сомнения рассеялись. Капелла с присущим ей вдохновением пела сочинения Гречанинова, Подгайца, Калистратова, Бусто. Зрители столь бурно аплодировали хористам и Морозову, что у камчатцев возникло ощущение истинного успеха. Так же, как выяснилось чуть позже, посчитали и члены жюри (китай-ский профессор Гао Вэи, к примеру, выставил две "десятки", считая камчатцев наилучшим коллективом этой номинации). Но и в этом составе арбитров нашелся "недруг": австралийский дирижер Рональд Смарт кинул в копилку высоких баллов две весьма скромные "пятерки", вновь "обрекая" капеллу лишь на серебряную медаль.

Да, на Олимпе тесно не бывает. Ибо туда... пропускают далеко не всех. И не всегда, как мы уяснили, по справедливости... Но повода для чрезмерных огорчений все же нет. Серебряный дождь, щедро окропивший камчатский хор на Всемирной олимпиаде в Пусане, лишний раз удостоверил высокий профессионализм капеллы и, заодно, показал миру, что даже в самых отдаленных уголках государства Российского, не взирая ни на что, жив великий творческий дух нашего народа.

СЮРПРИЗЫ "ГЛОРИИ"

В одной из передач камчатского радио прозвучало сообщение: "Капелла не довольна условиями, которые предоставила ей корейская сторона". Эх, журналисты, откуда только появляются такие заявления!? Как очевидец, утверж-даю: Республика Корея здесь абсолютно ни при чем. Обстоятельства поездки диктовались лишь одним: нищенским кошельком камчат-ского коллектива. Из-за него, этого кошелька, артисты постоянно попадали в унизительные перипетии.

Первый сюрприз преподнес капелле международный сектор Хабаровского аэропорта: там почему-то решили, что за появление на его территории (без предоставления каких-либо добавочных услуг) с каждого пассажира необходимо взимать по 795 российских рубликов. Понятно, что ни у Морозова, ни у хористов таких денег не было (замечу в скобках, что Сеульский международный аэропорт, в тысячи раз крупнее и комфортнее хабаровского, никакой мзды за вход на свою территорию не берет). Пришлось дозваниваться до Петропавловска, придумывать гарантийное письмо...

Наше безденежье заставило корейскую студентку, прикрепленную к капелле олимпий-ским комитетом, купить всем хористам билеты на метро. Когда же мы, набившись с чемоданами в автобус, намеревались доехать подешевле из Пусана до Сеула, корейцы долго - и, конечно, безуспешно - уговаривали нас отправить багаж отдельным транспортом, не создавая дополнительных проблем. Пришлось и здесь сочинять на ломаном английском языке расписку, что всю ответственность за дискомфорт в пути "капелла берет на себя"... Камчатцы знали, что им предстоят ночевки в 5-местных номерах пусанского отеля "Глория". Неизбалованные хористы (во Франции и Испании, к примеру, тоже спали в тесноте - на двухъярусных кроватях) были заранее согласны на определенный дискомфорт: денег-то на более приятное житье не завелось. Единственно, не ведали доблестные путешественники, что многоместный номер в "Глории" - пустая комнатушка в 10 квадратных метров, где (на подогреваемом полу!) можно расстелить пять тонких одеял. Вот так, уплетая доставленное с Камчатки "Кукси", которое в Корее, кажется, никто отродясь не видел, не получив - впервые в своей биографии - ни копейки суточных, коротали ночи между выступлениями наши отважные мастера хорового пения...

Важно заметить, что визит в Корею мог бы не состояться вовсе. Благо, областная администрация, как и обещал Михаил Машковцев, изыскала свою долю на финансирование проекта, обеспечив тем самым проезд, проживание и некоторые другие обязательные для участия в Олимпиаде платежи. Вторую половину средств Морозову предстояло найти у спонсоров. Увы, то ли обнищали местные коммерсанты, то ли культура для них осталась вещицей второстепенной, но беготня маэстро по роскошным офисам ни к чему не привела. Так и поехали за олимпийскими медалями: без гроша в кармане...

ИЗ АВИАЛАЙНЕРА - НА СЦЕНУ!

Эпохе безнравственности, в которую погружается Россия, не будет конца, если государство не обратит свой взор на культуру. И речь здесь уже - не о судьбе отдельно взятого коллектива. Когда мы узнаем о сумасбродных барышах нефтяных магнатов и тут же хладнокровно сообщаем, что больше половины российских граждан живут за чертой бедности, - это безнравственно. Когда в топку бесконечной чеченской войны бросаются тысячи молодых жизней и миллионы долларов, а нам келейно поясняют, что это "кому-то выгодно", - стыду и гневу нет предела. Когда тонны первоклассной рыбы по-прежнему зарываются в песок, а неимущий пенсионер начинает забывать запах рыбной похлебки - о какой морали можно говорить!? Когда камчатские газеты отчаянно кричат о гибели (из-за голодания!) зверей в единственном на Дальнем Востоке зоопарке, а районная власть и ухом не ведет, - не пример ли это все той же вопиющей порочности, окутавшей страну?..

На этом фоне наследники и носители русской культуры выглядят, как динозавры. Им трудно достучаться до сытых политиков, засевших в столице. Практически невозможно заработать на нормальное существование. У них сохранилось лишь одно преимущество, которое подогревает душу, - право нести искусство людям... Хористы Евгения Морозова - не исключение. Неимоверный труд, направленный на сохранение духовных сил народа, яркие победы, поддерживающие авторитет России в мире, кажется, нужны лишь им самим. И творческие вечера, посвященные определенным датам коллектива, - не столько праздник, сколько еще одна попытка при всем честном народе заявить о себе.

Так случилось и 31 октября, когда на сцене театра не отдохнувшая от корейского турне капелла отмечала свое 35-летие. Огромная концертная программа, аншлаг, цветы, аплодисменты - все утешало глаз. Но не возник на подмостках восхищенный меценат, готовый взять "серебряных хористов" Камчатки под свое надежное крыло. Никто не обратил внимания на безнадежно дряхлый звук рояля, из года в год позорящий лучшую сцену Петропавловска (в Хабаровске-то, между прочим, даже орган для филармонии купили!)... Еще отправляясь в Южную Корею, Морозов предупредил артистов: в день возвращения проводим репетицию в театре. Если б не хабаровская пурга, задержавшая полет, он, без сомнения, повез бы своих артистов от трапа самолета прямехонько на сцену. К подобным деталям из бытия капеллы можно относиться по-разному: с удивлением, насмешкой, даже с возмущением. Но так уж устроены они, камчатские хоровые виртуозы, безропотно следующие за своим маэстро: сначала - мысли об искусстве, потом уж - об усталости. Физической, душевной...

Валерий КРАВЧЕНКО

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Пилот «Джоконда» (переиздание)
Кинопремьера Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»: ты так любишь эти фильмы — мы вряд ли сможем быть вместе
Летная школа «[Не]громко» (видеоклип)
«Национализация - единственный мирный язык, доступный "коллективному Западу". Активы из фирм и крупные активы их физлиц, находящиеся в России, должны быть конфискованы»
Союз олигархов и неонацистов: почему богатейшие люди Украины полюбили Бандеру
Как подобрать идеальную стрижку
Стоимость электричества для населения может подскочить на 50%
Преимущества и недостатки электромобилей
Торф: коротко о главном
«Можно представить, каким страшным моральным поражением для России стал бы военный провал в Южной Осетии»
«Штраф, тюрьма, изъятие детей»: демократы США готовят спецлагеря
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.