ДОРОГИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ

Содержание и финансирование камчатских дорог в 2003 году снижается на треть
Дороги, как известно, всегда числились на втором месте в списке вечных российских бед. Но, похоже, что и сами дорожники испытывают на себе влияние вечных наших бед - отсутствие денег, внятной государственной политики, испытание всевозможными преобразованиями.
Камчатские дорожники совсем недавно отметили 70-летие своей отрасли. Сохранилось ли у них сегодня, в конце года, ощущение праздника и удовлетворения результатами своей работы? Об этом наш корреспондент Александр КИМОВ беседует с начальником "Камчатавтодора" Александром Васильевичем ТЕРНОВЫМ.
- Объемы выполненных дорожниками работ оцениваются в этом году предварительно в 381 миллион рублей, из них 350 миллионов израсходовано на содержание и ремонт областных и федеральных дорог. Много это или мало - вернемся к этому позже. Я же хочу назвать основные наиболее крупные объекты, на которых мы работали в этом году.
Отремонтирована дорога на улице Высотной - многие автомобилисты помнят, каким был этот участок возле авторынка. Сейчас дорога уже принята комиссией. Большой участок дороги отремонтирован в районе поселка Северные Коряки. Три километра асфальтобетона уложено на подъезде к Мильково. В сторону Малок положили еще несколько километров асфальта. В совхозе "Петропавловский" отремонтирован большой участок дороги. Практически закончены дорожные работы на участке федеральной трассы в районе "Нового рынка" - с тротуарами, площадками - сделали всё как положено.
На 16-18 километрах елизовской трассы уложен один слой асфальтобетона. Осталось установить барьерное ограждение, и в декабре этот участок трассы, считавшийся аварийно-опасным, мы сдадим в эксплуатацию.
В сторону Соболево закончен участок с 31 по 54 километр - дорога проходит вдоль трассы газопровода. Введено 17 километров дороги - подход к городу и обвод Ключей. На трассе Анавгай - Палана прошли уже около 30 километров, создали базовый лагерь на плато. Но сейчас работы приостановлены - возникли вопросы с финансированием, погашением задолженности в размере 12,5 миллиона рублей. Вопрос, полагаю, решится, поскольку финансирование дороги долевое - платят и Корякский округ, и Камчат-ская область.
- Александр Васильевич, я сам водитель, и хочу поделиться невеселыми наблюдениями. Уже два года федеральным дорогам не делают поверхностной обработки. Вроде бы и хорошо, удобно нам, водителям, когда нет этого "повидла из битума с щебенкой" под колесами - машина чистая, стекла целые, но в то же время дороги стали покрываться дырами и трещинами. Это заметно даже не специалистам в области содержания дорог. Еще немного и эти областные дороги станут похожими на позорные городские.
- Два года без поверхностной обработки - это критический для дороги срок, после которого процесс разрушения слоя асфальта резко усилится. Обработка нужна, чтобы залить горячим гудроном микротрещины, не позволяя влаге проникать дальше и разрушать дорогу. Кстати, требования к температурному режиму для таких работ тоже очень жесткие - температура воздуха должна быть не ниже 25 градусов тепла, естественно, должно быть сухо - таких дней на Камчатке за лето наберется не так уж много. Мелкий щебень кладется сверху для усиления дорожной "одежды" и увеличения сцепки колес с дорогой. Иначе на битуме можно далеко уехать...
К сожалению, в городской черте такую защиту для дорог делать не рекомендуется - из-за шумовых эффектов и просто дорожных неудобств. А за пределами города это надо делать обязательно. Тогда мы сохраним дороги и средства на их ремонт. Надо учесть, что в этом году затраты на ямочный ремонт безусловно возросли.
Почему не делалось поверхностное покрытие дорог? Потому что нам его не поручали делать. Полагаю, что сейчас дирекция "Камчатоблавтодора" - наш заказчик - учтет критическое состояние дорог и включит этот вид работ в план на будущий год.
- Вы уже два года работаете по новой схеме: заказчик в лице дирекции автомобильных дорог и подрядчик в виде вашего мощного специализированного предприятия. Как работает, на ваш взгляд, новая схема?
- В принципе идея о разделении функций заказчика и подрядчика - верная. Она не подлежит сомнению. А то, что трения были, есть и, наверное, будут, связано с теми же проблемами нехватки денег. Поэтому сокращается заказ и, как следствие, загрузка производственных мощностей "Камчатавтодора". Мощности эти, в отличие от многих других крупных предприятий, мы за эти годы сохранили, и высокий кадровый потенциал тоже. Но работает сегодня предприятие на 60 процентов от возможного. Можно было бы делать больше дорог, больше внимания уделять содержанию и ремонту.
Мы могли бы гораздо больше выпускать асфальтобетона, а заказывают нам минимум. В этом году 30 тысяч тонн выпущено в Елизово, 10 тысяч - в Мильково. В Усть-Большерецком районе асфальтобетонный завод не запускался уже в течение четырех лет. В этом году из Елизово перебазировали установку в Усть-Камчатск.
- Как! В Усть-Камчатске будут асфальтированные дороги?! Фантастика!
- Да, я надеюсь, если ничто не помешает, то в Усть-Камчатске появится асфальт. Есть договоренность с главой администрации на изыскание средств. Надо приводить поселок в порядок. Завод готов, битум имеем, производительность - 25 тонн асфальта в час. Так что дело только в финансировании.
Последствия структурных изменений в отрасли привели к тому, что дороги, которые 70 лет строили наши специалисты, перестали нам принадлежать. Они принадлежат области или федерации. И именно собственник решает - дать денег или не дать, сэкономить на ремонте и содержании или нет. Поэтому у людей, строивших эти дороги и всю жизнь привыкших отвечать за их состояние, сердце кровью обливается, когда им объясняют, что от их мнения сегодня фактически ничего не зависит.
Отсюда и трения, и проблемы, и - качество дорог.
Труд дорожника подчас нельзя измерить в тоннах или километрах. Поди проверь, сколько раз по трассе прошел грейдер. Есть нормативные работы, основным критерием которых служит именно состояние дорог. Например, все дороги с асфальтобетонным покрытием в зимний период должны быть чистыми. Соответствует дорога утвержденным нормативам - значит не зря наши люди едят свой хлеб. Не соответствует - это уже повод для разбирательства, куда ушли деньги, кто решил на чем сэкономить.
- Александр Васильевич, "Камчатавтодор" сегодня остается крупнейшим специализированным предприятием. Конечно, минувшие годы заставили и его подсократиться, но все же "мощь и стать" остались. Что это - счастливая случайность, что такой гигант не "прихватизировали" и не растащили по карманам, или трагическая ошибка, обрекающая производство на медленное умирание в условиях так называемой рыночной экономики? Ни для кого же не секрет, что экономика в огромной степени зависит сейчас от позиции уполномоченных на то структур, от возможности властей манипулировать государственными средствами и государственными заказами, в конце концов, от банального "нравится - не нравится". В такой диковатой обстановке наверняка легче выжить мелким фирмам с гибким позвоночником. И получается, что с одним трактором можно отхватить такой "кусок", который большой компании с целым автопарком спецтехники и не снился.
- То, что наше предприятие с минимальными потерями пережило годы перестройки, это, безусловно, заслуга всего коллектива. Надо иметь в виду специфику дорожного хозяйства Камчатки. Во-первых, дороги - это основные транспортные артерии полуострова, хотя иногда кто-либо из московских чиновников по запарке спрашивает, почему, допустим, топливо не возим железнодорожным транспортом. Во-вторых, у нас линейный характер дорог: они вытянуты с юга на север и с востока на запад, в то время как на материке дороги возле областных центров расположены радиально.
В-третьих, у нас многое определяет сезонный фактор работ. Это накладывает отпечаток на экономические показатели. Смотрите: одно подразделение занимается в основном содержанием дороги в зимний период времени. Другое ориентировано на строительные работы - у него все наоборот: зимой работы мало - заготавливают материалы, ремонтируют технику, а летом - самая горячая пора. Если бы каждое такое предприятие работало самостоятельно (наши специалисты это прекрасно понимают), то разорилось бы в первый год. В едином же комплексе есть возможность переброски сил, специализированной техники. Раньше это все понимали отлично, сейчас надо доказывать и отстаивать десятилетиями обкатанную схему. Возле разбитого корыта будет поздно что-то доказывать. Нельзя экспериментировать на дееспособных, эффективно работающих предприятиях. Особенно в наших климатически сложных условиях, когда от дорожников во многом зависит полноценная жизнь региона. Крылатые слова "хотели как лучше..." могут стать эпиграфом (или эпитафией) к попыткам такой реконструкции.
Крупное предприятие имеет и другие плюсы: возможность на системной основе обучать специалистов независимо от финансового положения подразделений, содержать общую юридическую службу, систему связи, разрабатывать специализированное программное обеспечение и так далее.
- И все же какие-то перемены происходят. В практику российского бизнеса, хотя и со скрипом, с хитростями, входит принцип конкурсного распределения заказов. Насколько это уместно в дорожной отрасли?
- По содержанию дорог, я считаю, для специализированного предприятия должен быть госзаказ. Какой может быть конкурс, если где-то далеко на трассе существует дистанция, база дорожников, которая содержит участок в порядке. Кто там может еще участвовать в конкурсе? А по ремонту и строительству - отчего же. И наше предприятие уже участвует в таких конкурсах. Кто, если не мы, должны быть лучшими в таких видах работ.
- Тогда давайте чуть подробнее остановимся на заботах уже нового года. Что в портфеле заказов на 2003-й?
- Мы работаем с тремя основными заказчиками. Это Дальневосточное федеральное управление автомобильных дорог (в Хабаровске), дирекция "Камчатоблавтодор" и такая же дирекция по Корякскому автономному округу.
Помимо этого заключаем договора с муниципальными образованиями для ремонта и содержания поселковых дорог. Под нашим патронажем - дорога к Толмачевскому каскаду ГЭС. На газопроводе работаем в режиме субподрядчика. Сейчас готовим проектно-сметную документацию по прокладке дорог к золоторудным и медно-никелевым месторождениям. Таким образом и формируем набор работ на год.
Разумеется, основной объем дает дирекция "Камчатоблавтодора" - это около 75 процентов от годового объема. В следующем году по предварительным данным нас ожидает снижение объема работ по области. По федеральным дорогам - они немного увеличиваются.
Приведу для сравнения несколько цифр. В 2000 году на дорогах области объемы работ составляли 416 млн рублей, в 2001 уже - 358 млн., в 2002 - 350 млн. И проект 2003 года, который нам предложила дирекция - 257,6 млн рублей.
Общая загрузка на следующий год по наиболее благоприятным расчетам составит 270-290 млн рублей. В этом году - повторю - выполнение работ на уровне 381 млн рублей. Эти две цифры означают резкое - на треть - снижение объемов работ.
Последствия будут соответствующими: ухудшится и без того критическое состояние областных дорог, а предприятие будет вынуждено сокращать "лишних" людей.
При этом мы никак не влияем на структуру и объем заказа по содержанию, ремонту и строительству дорог области. Нас ставят в известность о готовом решении, как о свершившемся факте. Теперь осталось еще депутатам областного совета утвердить это решение, и предприятие, на котором по всем районам Камчатки работает около тысячи человек, начнет судорожно искать пути выживания и готовить коллектив к грядущим сокращениям. Надо еще учесть, работники живут в районах, где безработица и без того высокая. Но рассчитывать, что депутаты областного Совета учтут в процессе рассмотрения эти проблемы, трудно - дорожников среди них ни одного нет.
Не буду скрывать - отрасль стоит накануне нового, очень сложного года. И сложный он будет не по нашей вине, а в силу тех обстоятельств, о которых я только что рассказал. И единственная наша опора в этой ситуации - это профессионализм коллектива, его бесконечное терпение (вспомните ситуацию в начале года с задержкой финансирования - люди по три месяца не получали зарплату) и готовность даже в таких условиях не поступаться совестью.
Комментарии читателей Оставить комментарий