Поработаем “лицом”... товара

Сейчас иностранное слово “промоутер” уже не вызывает непонимания у жителей Кемерова. С расцветом супермаркетов и модных магазинов представители этой профессии стали знакомы каждому жителю нашего города. Молодые люди, одетые в униформу, предлагают попробовать новый продукт или принять участие в акции...
Эти люди и есть промоутеры, а промоушен - это стимулирование сбыта товара или услуги, которое связано с непосредственным контактом промоутеров с максимальным количеством потенциальных потребителей.
Честно говоря, у меня эти “люди в форме” всегда вызывали только жалость. Проводя дегустации и семплинги, они на самом деле не заинтересованы в том, чтобы народ мгновенно бросился покупать товар, их задача - познакомить человека с продуктом или услугой с самой выгодной стороны. Но довольно часто на улицах и в магазинах города можно заметить пренебрежительное отношение к промоутерам, которые улыбчиво предлагают попробовать новый кетчуп или принять участие в акции. Всем приходилось замечать, как молоденькие девушки-промоутеры выступают в качестве мишени для вымещения плохого настроения. Поражает, что эти девушки остаются позитивно настроенными всегда, и во время и после неприятных ситуаций, раздаривают людям открытые улыбки. Чтобы понять эту нелегкую, на первый взгляд, профессию, я решила испробовать ее на себе...
Выбор лица
Оказалось, что устроиться промоутером не так просто, желающих попробовать себя в этой профессии немало. Поэтому девушки и юноши должны предварительно пройти жесткий отбор. Желающих устроиться в промоушен приемная комиссия тестирует на опрятность, на умение быстро и легко входить в контакт с людьми, на знание той продукции, продвижением которой они занимаются (а нередко и на знание конкурентной продукции). Промоутеры должны обладать навыками по преодолению тех или иных возражений, по убеждению. Я очень удивилась большому стечению девушек, когда пришла на кастинг, все они желали стать “лицом товара”. В моем случае отбирали людей для проведения дегустации нового сорта пива. Когда я появилась в назначенном месте, девчонки судорожно заучивали какие-то тексты и о чем-то договаривались. Как оказалось позже, это были специальные текстовки. Из толпы ко мне подбежала одна девушка - выяснилось, что зовут девушку Аня - и рассказала, что все здесь должны разбиться на пары (в качестве “второй половины” своей пары, она присмотрела меня), заучить текстовки, затем перед комиссией зачитать их и задать друг другу вопросы на знание нового пива, после чего надо будет выдержать ряд вопросов от приемной комиссии. Я решила, что шансов пройти жесткий отбор у меня нет. Аня рассказала мне, что уже дважды провалила кастинг и очень надеется, что в третий раз ей повезет. Весь вчерашний день она провела за чтением текстовок перед зеркалом. “Куда мне тягаться с таким опытным народом!” - подумала я, но все-таки решила рискнуть... К моему глубокому удивлению, я прошла отбор. Думаю, это именно потому, что я не относилась к кастингу так серьезно, как Аня, мне было просто интересно, что же происходит по ту сторону двери... Мне выдали форму, определили магазин, в котором в назначенное время я должна буду появиться.
День на день не приходится
Оказалось, что наиболее эффективным временем для работы в промоушене считается вечер четверга и пятницы, ориентировочно с 16 до 21 часа, а также субботы и воскресенья - с 12 до 18 часов. На эти часы приходятся пики посещаемости магазинов города. Следовательно, промоутеры работают четыре дня в неделю. Они обязаны честно выстоять положенные часы, их честность строго контролируют и начальство, и заказчики. Кроме положенных часов работы, промоутер выполняет и ряд других обязательств. В конце каждой недели он должен узнать о новом магазине, где будет работать, позаботиться о наличии необходимого инвентаря, о количестве рекламируемой продукции.
Первым объектом, с которого я начала свою трудовую деятельность, стал магазин “Пенсионер” “старого типа” на Южном. Я довольно быстро вошла в роль, создала себе хорошее настроение, улыбку и стала зазывать народ принять участие в дегустации пива. Надо отметить, что люди достаточно живо восприняли меня, почти никто не проходил мимо. Я думаю, что это из-за того, что промоутеры в таких “немодных” магазинах, как этот, большая редкость, да и покупатели здесь не такие, как в супермаркетах. Мой столик был расположен почти у самого входа. Это было удобно, потому что народ, еще не успев погрузиться в “гастрономический мир”, мог отведать пивка, а при выходе люди или благодарили меня за отличное пиво, или здесь же покупали его. Четыре дня в этом магазине пролетели незаметно, и о них остались только хорошие воспоминания.
Но, к сожалению, не везде было так комфортно, как в “Пенсионере”. Труднее и неприятнее всего было проводить дегустацию в “Гостином дворе”, что на ФПК. У меня было ощущение, что я попала в какой-то иной мир. Привлечь покупателей к участию в дегустации было крайне сложно, за исключением продавцов, которые в первые десять минут слетелись со всего торгового комплекса на пиво. Большинство же покупателей смотрели на тебя как на декорацию. Многие из тех, кто все-таки пробовал пиво, критично отзывались о нем, начиная высказывание примерно так: “Передайте им, что оно горчит...” или “Пиво не должно быть таким приторным...”. Я думаю, что по-другому и не могло быть, ведь большую часть пивного ассортимента здесь составляли дорогие, раскрученные марки пива, поэтому пиву от российского производителя, которое представляла я, здесь было явно не место... После таких дегустаций, как в “Гостином дворе”, я возвращалась уставшая и опустошенная, с огромным желанием поспать.
Многообразие подходов - часть успеха
Для успешного проведения акции необходимо к каждому дегустирующему человеку найти индивидуальный подход. Одни любят, чтобы им как можно больше рассказали о новом товаре, а другим нравится в тишине, не отвлекаясь, распробовать продукт. Определить подход очень важно, ведь если быть, например, очень многословной с человеком, который этого не любит, то у него может сложиться негативное отношение к товару, который он даже не попробовал.
Спокойное течение рабочего дня промоутера во многом зависит и от взаимоотношений с начальством и сотрудниками магазина. Промоутерам приходится сталкиваться с директором, продавцами, грузчиками. К примеру, они переодеваются в форму в одной комнате с сотрудниками, грузчики помогают девушкам таскать коробки с пивом и пр. Все эти люди как минимум на четыре дня становятся твоими коллегами, а если между коллегами нет взаимопонимания, то это мешает работе. Многим промоутерам приходится выдерживать неприятные стычки с продавцами. На меня, например, обиделась сотрудница ликероводочного отдела за то, что я не выделила ей бутылку пива. И мои попытки объяснить ей то, что за подобные вещи нас штрафуют, оказались тщетными, мы расстались с ней врагами. Бывают и случаи кражи: у моей подруги кто-то из рабочего персонала вытащил из сумки кошелек. Натянутые отношения с сотрудниками магазина - довольно частое явление, хотя промоутеры рекламируют товар, который продается в их же магазине, а в дни дегустаций этот товар пользуется особой популярностью.
Моего терпения хватило на одну акцию. Пока, во всяком случае. Работа, конечно, непроста, но для студентов - вполне сносно. Так что стоит попробовать.
Комментарии читателей Оставить комментарий